Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
— разъяснение населению сути проводимых реформ
— информирование возможно большего числа потенциальных покупателей об объектах, выставленных на аукцион
— помощь в организации и финансировании рекламной кампании
— инициирование проведения опросов общественного мнения об отношении к приватизации предприятий коммунальной собственности
— информирование населения о работе приватизированных предприятий
Местом проведения пилотного проекта МФК «Малая приватизация в Беларуси» стал Брест. Была разработана аукционная модель приватизации объектов коммунальной собственности, которая начала воплощаться в жизнь 29 сентября 1993 года, когда был проведен первый открытый аукцион. Аукцион, предложенный МФК в качестве оптимального способа малой приватизации и успешно использованный в странах Восточной Европы, в России и в Украине, имеет ряд достоинств: он обеспечивает равные права граждан на участие в приватизации; справедливость и гласность этого процесса; максимальные поступления от приватизации в бюджет; он также позволяет приватизировать действующие предприятия, выявить рыночную цену объекта, провести приватизацию в сжатые сроки (Приложение 9).
Для частного лица или фирмы участие в приватизации государственного предприятия коммунальной собственности нередко является самым приемлемым способом открыть магазин, кафе или дугой бизнес в области торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Процедура участия в аукционах проста, достаточно отработана, абсолютно легальна и гласна. За четыре года в сотрудничестве с МФК в областных и районных центрах Беларуси было проведено более 230 аукционов, на которых приватизировано 480 объектов коммунальной собственности, что принесло местным бюджетам более 200 миллиардов рублей (более 12 миллионов долларов США) (Приложение 10). При содействии консультантов проекта за этот период приватизировано путем выкупа 36 предприятий (70 структурных подразделений) на общую сумму более 16 миллиардов рублей (685 455 долларов США).
За время работы проекта «Малая приватизация в Беларуси» изменили форму собственности более 40% предприятий коммунальной собственности республики (Приложение 11). При этом результаты приватизации объектов коммунальной собственности составили от 8% по Витебской области до 71% в городе Волковыске (Приложение 12). Следует отметить, что если в среднем по республике реформировано только около 15% объектов коммунальной собственности, то в городах, где работают консультанты проекта, приватизировано в среднем 42% объектов29.
Немаловажным фактором ускорения темпов приватизации явилось принятие Декрета Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности», предусматривающего возможность продажи убыточных предприятий за одну минимальную заработную плату. Консультанты МФК также считают, что в целях повышения интереса покупателей к аукционам, следует активнее применять голландский способ продажи, когда в отсутствие спроса снижается цена объекта.
При проведении малой приватизации в республике выяснилось, что важным фактором является возможность продажи встроенно-пристроенных помещений, занимаемых приватизируемыми предприятиями. В Беларуси недостаточно разработан механизм продажи вместе с магазином помещения, в котором он расположен, вследствие чего новый собственник, вложив немалые деньги в приватизацию, продолжает платить арендную плату, ставки которой постоянно растут.
Чтобы дать предпринимателям и собственникам негосударственных предприятий стимул для участия в малой приватизации, по инициативе и при участии консультантов МФК в городах разрабатываются положения о продаже объектов нежилого фонда, арендуемых приватизированными и подлежащими приватизации предприятиями. Выкупленное помещение поступает на баланс предприятия, становится его долгосрочным активом, что защищает владельца от изменения ставок арендной платы, расширяет возможность получения кредитов, придает бизнесу стабильность. В ряде случаев, покупая помещение, собственник обязуется не только отремонтировать фасад своего магазина, но и участвовать в благоустройстве двора и текущем ремонте дома. В марте 1995 года при содействии МФК Брестский горисполком впервые в республике разработал и утвердил Положение о совместном домовладении (кондоминиуме). В сотрудничестве с МФК Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ разработало проект Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении», который вступил в силу 22 января 1998 года.
Важным
результатом малой приватизации
является изменение отношения людей
к частному бизнесу. В начале процесса
малой приватизации в городах население
очень настороженно относилось к смене
собственности на коммунальных предприятиях,
а работники этих предприятий часто считали
это катастрофой. С появлением на предприятиях
настоящих хозяев произошли перемены,
которые не могли ни остаться незамеченными.
С одной стороны, на предприятиях выросла
заработная плата (на 176 из 422 опрошенных),
увеличилось число работников (в среднем
на 20%), стали более комфортными условия
труда (ремонт проведен на 75% предприятий),
с другой — удлинились часы работы (66%
предприятий), расширился ассортимент
товаров и услуг. И эти перемены приводят
к тому, что большинство населения (54%)
в городах поддерживают процесс приватизации
объектов коммунальной собственности,
многие предпочитают пользоваться услугами
приватизированных предприятий (36%) и хотели
бы и сами на них поработать (31%)30.
Проект «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси»
Малые и средние предприятия (МСП) во всем мире рассматриваются как наиболее динамичный и эффективно работающий сектор экономики, а также как основной источник роста и инноваций. Этот сектор со своим потенциалом особенно важен для успешного развития экономики переходного периода, какой является экономика Беларуси.
Проект Международной финансовой корпорации «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси» ставит своей целью оказание помощи в развитии и росте малых и средних частных предприятий. Проект проводит работу по трем направлениям:
Проект начал свою работу в 1995 году при финансовой поддержке Британского Фонда Ноу-Хау в ответ на просьбу белорусского правительства об оказании помощи предприятиям, приватизированным в рамках проекта МФК «Малая приватизация в Беларуси».
Поддержка роста и развития малого частного бизнеса (включая и приватизированные предприятия) оказывается путем обучения работников мелких предприятий по вопросам планирования деятельности в условиях рыночной экономики. Кроме этого, задачей проекта является предоставление предпринимателям необходимой информации о рынках и товарах, а также проведение консультаций в области бизнес-планирования и хозяйственного права.
В рамках проекта «Поддержка частного предпринимательства в Беларуси» 29 марта 1996 года был открыт бизнес-центр в Бресте (ведь именно этот город является лидером в области приватизации коммунальной собственности, а следовательно именно там возникло достаточное количество новых собственников, которые могут стать потенциальными клиентами бизнес-центра). Успех деятельности брестского бизнес-центра обусловил создание второго бизнес-центра в Гродно в мае 1997 года.
На базе бизнес-центра проводятся три основные типа мероприятий, направленные на поддержку частных предпринимателей: бизнес-обучение, бизнес-консультирование и предоставление информационных услуг.
Бизнес-обучение состоит из:
— определить емкость рынка
— составить финансовую отчетность по международным стандартам
— оценить проект с помощью методов окупаемости и чистой текущей стоимости
—
определить оптимальную форму
— рассчитать точку самоокупаемости
— прогнозировать объем продаж и прибыль
Участники обучения признают, что на сегодняшний день бизнес-планирование является самым эффективным средством сокращения затрат фирмы. При наличии достоверной информации для анализа рисков и выгод бизнес-планирование позволяет наиболее точно оценить вероятность успеха конкретного проекта.
Бизнес-консультирование. В бизнес-центрах работают консультанты, специализирующиеся в таких областях как бухгалтерский учет, хозяйственное законодательство, информационное обеспечение бизнеса, бизнес-планирование, финансы, маркетинг, компьютерные системы.
Основная проблема белорусских предпринимателей — нехватка финансовых средств для развития бизнеса. Консультанты бизнес-центров МФК оказывают предпринимателям услуги по разработке бизнес-планов для получения кредитов или привлечения инвестиций. При этом сотрудники бизнес-центра взаимодействуют с клиентами вплоть до момента получения финансирования, помогая оперативно разрешать возникающие проблемы.
Юрист бизнес-центра ежедневно проводит консультации по:
Специалист по программному и техническому обеспечению консультирует по:
Следует отметить, что именно успешное использование западного опыта работы с соблюдением местных особенностей позволяет вести конструктивный диалог предпринимателя с финансовым источником при предоставлении бизнес-планов. На март 1998 года общая сумма необходимого кредитования по бизнес-планам, в разработке которых принимали участие консультанты бизнес-центра, составляла более 5,5 миллионов долларов США.
Информационные услуги. В Брестском бизнес-центре существует библиотека. которая открыта для предпринимателей. В ней собрана экономическая и юридическая литература, справочники белорусских и зарубежных производителей, словари, компьютерная база данных по налоговому, таможенному, хозяйственному законодательству Республики Беларусь, России и Польши, периодические издания по деловым предложениям, о выставках и ярмарках, и т.п.
Еще одним важным направлением деятельности бизнес-центра является предоставление информации о возможностях сотрудничества с предприятиями-производителями и фирмами из других стран. бизнес-центр имеет деловые контакты с торгово-экономическими отделами посольств США, Великобритании, Франции, Польши, Германии, Израиля, Чехии, Словении, а также торгово-промышленными палатами Польши, Словакии и Германии. Предприниматели имеют возможность заполнить в бизнес-центре заявку-запрос с описанием сферы деятельности своего предприятия и предложением формы сотрудничества, после чего информация заносится в базу данных и проводится работа по поиску делового партнера.
Предпринимательство в Беларуси сталкивается с рядом серьезных проблем, среди которых основными являются: