Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Возможными
кандидатами для получения
Инвестиции направляются:
Доля взноса клиента должна составлять не менее 30 % стоимости проекта. Если взнос производится в натуральной форме (здания, оборудование т.п.) требуется независимая оценка.
Гарантией
возврата служит поручительство третьего
юридического лица либо залог имущества
клиента на сумму не менее 130 % стоимости
проекта.
Кредитная
линия ЕБРР42
Проект модернизации а/д Брест-Минск-граница России (соглашение от 16.04.94)
Общие инвестиционные потребности для реализации проекта реконструкции автомобильной дороги составляют около 155 млн. ЭКЮ, в том числе валютная часть 109 млн. ЭКЮ. Реализация проекта, ввиду его особой значимости и важности поддержана решением Правительства (постановлением от 27 января 1994 года №36 «О модернизации автомобильной дороги Брест-минск-ганица Российской Федерации»), в котором были отражены основные направления осуществления проекта с указанием конкретных заданий для министерств и ведомств. Кредит предоставляется сроком на 10 лет под 7% годовых, мораторий на выплату основного долга — 3 года.
Общая сметная стоимость $79 млн. ($50 млн. Валютный заем ЕБРР, $29 млн. – внебюджетные средства Минстройархитектуры в рублевом эквиваленте ). Из них на 1996 год освоено 25% ($12,5 млн.) и 36%($10,4 млн.) соответственно.
Сумма уже направленных на погашение задолженности по кредиту средств министерства составила $1,4 млн. Установленный министерством показатель снижения эксплуатационных затрат на данном этапе реализации проекта составил 1,53% в год, а согласно технико-экономическому обоснованию он должен составлять 20%.
Проект создания ЗАО «Компания Минский оптовый рынок» (соглашение от 16.12.93)
Проект включил в себя создание системы хранения и торговли плодоовощной продукцией на основе существующих площадей Центрального оптово-розничного плодоовощного комбината. Реализация проекта позволила создать рыночную инфраструктуру в виде единого центра по оптовой продаже свежей плодоовощной продукции, обеспечить участие частного сектора в торговле овощами и фруктами.
Общая сметная стоимость – $12,7 млн. (из них $6,5 млн. – валютный заем ЕБРР и $6,2 млн. – средства учредителей с участием Мингорисполкома).
На
капитальное строительство
Проект реконструкции Оршанской ТЭЦ (соглашение от 16.12.93)
Проект предполагает реконструкцию существующей Оршанской ТЭЦ путем преобразования ее в станцию комбинированного цикла мощностью 60-65 МВт, не имеющую аналогов в Республике Беларусь. По этому проекту республика получит современную электростанцию, которая позволит использовать топливо более экономично по сравнению с любой другой действующей электростанцией и в среднесрочной перспективе снизить зависимость страны от импорта электроэнергии.
Общая сметная стоимость – $56,3 млн. ($46,8 млн. – валютный заем ЕБРР и $5 млн. – внебюджетные средства Минтопэнерго Республики Беларусь). По состоянию на 1996 год освоено 13.920 млн. руб. внебюджетных средств ($1,2 млн.): на капитальное строительство – 9573,8 млн. руб., оборудование – 497,4 млн. руб., работы и услуги – 2174,0 млн. руб., консультации и другие расходы – 1675 млн. руб. Выплаты по погашению сложившейся задолженности составили 0,769 млн. DM и $0,636 млн.
Проект «Электросвязь Беларуси» (соглашение от 31.07.92)
Министерство
связи и информатики в
Проект дополнительно включает программу развития, которая предполагает проведение исследований в области структурной реорганизации отрасли, выделения подотраслей (почты и электросвязи), введение и использование международных правил бухгалтерского учета и отчетности.
Общая сметная стоимость – $38,8 млн. Финансирование осуществляется полностью за счет кредита без привлечения собственных средств Минсвязи Республики Беларусь. По состоянию на июль 1996 года освоено $19,5 млн. Из них $4,5 млн. – на капитальное строительство, $13,6 млн. – на оборудование, $0,3 млн. – на консультации и $1,1 млн. – на другие расходы.
Сумма погашенного долга составила $6,0 млн. При этом фактическая прибыль от реализации услуг с задействованием и эксплуатацией налаженной цифровой сети и входящих телефонных разговоров за первую половину 1996 года составила $1,1 млн. Сумма же ежегодных выплат задолженности по основному долгу без учета процентов, согласно условиям кредитного соглашения, до 2002 года по возрастающей составляет от $4 до $7 млн.
Проект развития малого и среднего бизнеса (соглашение от 22.11.94)
Проект предполагает осуществление поддержки малого и среднего бизнеса республики путем предоставления средне- и долгосрочного финансирования инвестиционных проектов предприятий и фирм, представляющих данный сектор экономики.
Объем кредитной линии составляет 30 млн. долларов США. В дополнение к предоставленным средствам, потенциальные заемщики и обслуживающие банки смогут воспользоваться технической помощью, предоставляемой в рамках программы ТACIS.
Первая
транша на сумму в $15 млн. была подписана
в 1994 году со сроком действия до 31 декабря
1996 года. 15 ноября 1996 года состоялось
подписание договора о выделении ЕБРР
Республике Беларусь второй транши кредитной
линии для предприятий малого и среднего
бизнеса также в размере $15 млн. Срок
действия линии — до 31 декабря 1997 года
Выделяя
Беларуси вторую траншу кредита, ЕБРР
согласился с предложениями уполномоченных
банков и несколько изменил схему предоставления
кредитов предприятиям. Все кредиты
стали делиться на две группы: микрокредиты
($10.000 — $150.000) и более крупные (свыше $150.000
— $2.000.000). Микрокредиты выдаваться
по упрощенной схеме — все вопросы по
их выделению решаются на кредитных комитетах
уполномоченных банков (“Приорбанк”,
“Белвеншэкономбанк”, “Белбизнесбанк”,
“Олимп”) с одобрения представителей
ЕБРР в РБ. Согласие руководства ЕБРР
в Лондоне требуется только для получения
более крупных кредитов43.
Первое вложение в акционерный капитал белорусского банка со стороны ЕБРР
С целью оказания поддержки развитию частных банков ЕБРР произвел вложение в акционерный капитал «Приорбанка», пятого по величине банка в Беларуси. Финансирование в размере 2,75 млн. ЭКЮ составляет 27% уставного и оплаченного акционерного капитала. Договор о вхождении ЕБРР в состав акционеров был подписан 18 декаблря 1997 года в Лондоне.
«Вложение
в акционерный капитал «
Такие инвестиция ЕБРР важны не только для «Приорбанка», но и для будущего всего банковского сектора Беларуси. Они окажут сильное влияние на активизацию деятельности независимого банковского сектора, работающего на коммерческих принципах. Помимо укрепления своей капитальной базы, инвестиция ЕБРР позволит «Приорбанку» увеличить долю кредитования предприятий частного сектора, что будет способствовать ускорению процесса рыночных преобразований в стране.
Участие ЕБРР также повысит международный престиж «Приорбанка» и позволит ему привлечь в свой акционерный капитал солидных зарубежных инвесторов. До настоящего времени этот процесс сдерживался сравнительно низкими темпами экономических реформ в Беларуси.
Как внутри страны, так и за рубежом, «Приорбанк» считается первым белорусским коммерческим банком, в значительной мере независимым от государства. На долю пятого по величине банка Беларуси приходится, приблизительно, 7,5% банковских активов и капитала. Участие ЕБРР в капитале «Приорбанка» — это определенный имидж и элемент доверия международного инвестора. «Приорбанк» стал более привлекательным не только как объект потенциальных инвестиций, но и как обслуживающий банк на территории Беларуси. Так, например, ведутся переговоры с МФК с тем, чтобы «Приорбанк» обслуживал первый инвестиционный проект корпорации по созданию совместного предприятия на Молодечненском заводе легких металлоконструкций. Увеличение капитала банка также позволит кредитовать крупные инвестиционные проекты на территории республики, стоимость таких проектов сможет увеличить до 20 млн. долл. США.
Продолжается
работа по наполнению кредитных линий,
предоставленных ЕБРР для поддержки
малого и среднего бизнеса. Сумма
выданных в рамках второй транши кредитов
составила порядка 6 млн. долларов США44.
ЕБРР финансирует первый частный промышленный проект Беларуси.
Для поддержки планов модернизации одного из крупнейших совместных предприятий в Беларуси ЕБРР решил предоставить финансирование в размере 8,7 млн. долларов США (7,7 млн. ЭКЮ) Елизовской стекольной фабрике — белорусско-канадскому предприятию по производству стеклотары. Пакет финансирования ЕБРР состоит из кредита в размере 7,7 млн. долларов США и инвестиций в акционерный капитал компании в размере 1 млн. долларов.
«В качестве первого самостоятельного частного промышленного проекта ЕБРР в Беларуси настоящее финансирование позволит стимулировать развитие нарождающегося частного сектора и привлечение прямых иностранных инвестиций. Успешная реструктуризация производства в частном секторе послужит хорошим наглядным примером и будет способствовать ускорению рыночных реформ в Беларуси», — сказал Джордж Кривицкий, Заведующий отделом Беларуси и Прибалтики ЕБРР.
Цель проекта состоит в создании современного, эффективного и экологически чистого производства стеклотары в Беларуси. Финансирование позволит обеспечить постоянную поставку высококачественной стеклотары для пищевой промышленности и производства напитков, недостаток которой негативно сказывался на развитии и рентабельности отраслей.
Предприятие
в Елизово было образовано в декабре
1997 года канадской корпорацией «