Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в период перехода от административной к рыночной экономике единственной динамично развивающейся сферой материального производства становится частный сектор, играющий роль амортизатора спада в государственном секторе экономики.
Частный сектор, в основном представленный малыми предприятиями, быстро адаптируется к изменениям спроса и предложения на рынке, создает новые рабочие места и во многих странах вносит весомый вклад в экспорт и торговлю.
В большинстве стран с переходной экономикой признается, что малые и средние предприятия играют важную роль в процессе перестройки промышленности, вырастая на месте ранее убыточных предприятий. Малые фирмы доказали свое преимущество в расширении сферы услуг, разработке новых технологий. Значительна их роль в реализации достижений научно-технической революции. Развитие малого предпринимательства и самостоятельной занятости способствует возрастанию долю экономически активного населения, что в свою очередь увеличивает доходы людей.
В странах бывшего Советского Союза формирование частного сектора идет медленными темпами, его развитие наталкивается на препятствия, вызванные отсутствием нормативно-правовой базы, опыта предпринимательской деятельности, инфраструктуры поддержки новых компаний и недостатком финансовых средств. В странах Центральной и Восточной Европы эти проблемы решались путем создания специальных государственных органов и комиссий занимающихся как оказанием прямой помощи малому бизнесу, так и разработкой и осуществлением программ его развития.
В силу того, что в настоящее время государство не в силах обеспечить достаточно квалифицированную и подкрепленную соответствующими ресурсами помощь формированию и становлению частного сектора, наиболее приемлемым выходом видится использование опыта и знаний специализированных межправительственных организаций, действующих в Республике Беларусь на протяжении последних шести лет.
Международные финансовые организации, оказывающие помощь в развитии частного предпринимательства, представлены в Беларуси группой Всемирного банка и Европейским банком реконструкции и развития. Их влияние выражается, прежде всего, в оказании долговременной финансовой помощи для целей развития отдельных отраслей страны (энергетика, транспорт, связь, финансовый сектор) и технической помощи по реализации конкретных проектов.
Непременным условием осуществления своей работы международные финансовые организации ставят выполнение ряда экономических и политических реформ. Программы помощи разработаны таким образом, чтобы содействовать реформам и не опережать события (так, создание новых компаний имеет важное значение для экономического роста, следовательно обязательным условием будет проведение реформ, направленных на устранение препятствий к выходу новых фирм на рынок).
Среди требований, выполнение которых Республикой Беларусью носит обязательных характер, находятся
Именно
в соответствии с темпами реформ
в экономической и политической
жизни Беларуси международные финансово-
Консультирование
по вопросам предпринимательства и
финансовая помощь частным приватизированным
предприятиям должны поступать, главным
образом, из первоисточников — от
центров поддержки
Так, благодаря помощи МФК, в Бресте была создана хорошая база для развития малых предприятий: облегчен и упрощен процесс акционирования, приняты местные нормативные акты, регулирующие деятельность малых и средних предприятий, предприниматели ознакомились с западным опытом ведения бизнеса, эффективного планирования, получили доступ к оперативной информации об отечественных и иностранных рынках и партнерах. Домохозяйства получили возможность самостоятельно принимать решения по обслуживанию своих домов и прилегающих территорий. И все это в рамках трех проектов: ”Малая приватизация”, “Поддержка частного предпринимательства” и “Совместное домовладение в Беларуси”
Можно сделать вывод о том, что Всемирный банк заинтересован в поддержке перехода Беларуси к рыночной экономике и повышении благосостояния ее людей. Банк готов всячески содействовать мобилизации значительного людского потенциала Беларуси путем взвешенного и целенаправленного реформирования страны. Однако объемы оказываемой Всемирным банком помощи будут напрямую зависеть от выполнения Правительством Республики Беларусь взятых на себя обязательств в области реформирования экономики и политики страны, а также развития взаимоотношений республики с другими авторитетными международными организациями.
Говоря о ЕБРР, приходится констатировать снижение активности Банка в республике, отсутствие новых проектов, утвержденных к финансированию в течение последних двух лет. Использование кредитных линий также осуществляется невысокими темпами.
Спектр оказываемых как МФК, так и ЕБРР услуг и инструментов финансирования достаточно широк, и стоит надеяться, что будет найден компромисс между требованиями, предъявляемыми международными организациями и политикой, проводимой государственными органами, и Республика Беларусь сможет в полной мере использовать опыт и средства этих организаций.
Уровень
отношений стран со Всемирным
банком является важным критерием их
инвестиционной привлекательности, надежности
и предсказуемости социально-
Международные финансовые организации содействуют переходу стран с ранее плановой экономикой к экономике, ориентированной на рынок. Это влечет за собой формирование хозяйственных связей на рыночных началах и развитие частной и предпринимательской деятельности. В связи с этим большое значение придается развитию частного сектора, что создает условия для роста рыночной экономики и — в сочетании с правильным политическим курсом, как дополняющим фактором — способствует смягчению последствий обнищания. Создание благоприятных условий для частных инвестиций, как местных, так и иностранных, связано с сохранением макроэкономической стабильности и формированием необходимой материальной, организационной, правовой и нормативной базы, являющейся основополагающим элементом нормально функционирующей рыночной экономики. Это также сопряжено с подключением частного сектора к увеличению притока местных и иностранных инвестиций и частного капитала путем объединения фондов, независимости и опыта международных организаций со знаниями, управленческим потенциалом и капиталом частного сектора.
Предоставляя акционерный капитал, кредиты и гарантии, МФО ведут работу с частными компаниями по учреждению совместных предприятий и содействии в развитии частного сектора.
Сотрудничество с банками является еще одной формой содействия по привлечению необходимых средств на проекты. Это часто принимает форму кредитных линий, вложений акционерного капитала. Осуществляется поддержка совершенствования законодательной базы акционерной собственности, оказание помощи в приватизации методом акционирования, совершенствование систем бухгалтерского учета и регистрации. Такая деятельность дает мощный демонстрационный эффект, привлекающий в страну местные и иностранные софинансирующие организации, что умножает воздействие предоставляемого МФО финансирования.
МФО также оказывают содействие в создании функционирующей на коммерческих началах инфраструктуры, которую они финансирует исходя из достаточности доходов, затрат. рыночного спроса и наличия эффективной законодательной базы.
В
завершение можно лишь добавить, что
1998 год вполне может стать переломным
периодом во взаимоотношениях республики
с международными финансовыми организациями.
Это подтверждается достижением значительных
результатов по проектам технического
содействия и инвестиций, осуществляемых
Международной финансовой корпорацией
в Беларуси, расширением сотрудничества
с законодательными органами, активизации
деятельности Международного банка реконструкции
и развития и Европейского банка реконструкции
и развития. Успешная реализация подписанных
проектов будет означать готовность как
Правительства Республики Беларусь, так
и международных финансовых организаций
выполнять взятые на себя обязательства,
что выльется в усиление доверия со стороны
иностранных инвесторов к республике
в целом и будет содействовать привлечению
в страну как портфельных, так и стратегических
инвесторов.
Приложение
1
Таблица 1
Основные показатели
проектов технической
помощи за 1992-1996гг. по
донорам (в долларах
США)45
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ТАСИС | 60 949 085 | 55 949 085 | 91,80 | 54 | 1 128 686,76 |
ЕБРР | 11 555 480 | 7 742 213 | 67,00 | 40 | 288 886,99 |
ОЭСР | 452 843 | 452 843 | 100 | 48 | 9 434,23 |
ОБСЕ | — | — | — | 1 | — |
Итого по многосторонним донорам | 103 575 186 |
78 206 123 |
75,51 |
195 |
531 154,80 |
Неправительственные организации | |||||
Фонд Сороса | 7 381 185 | 7 381 175 | 100 | 41 | 180 028,66 |
Фонд «Евразия» | 1 040 000 | 1 040 000 | 100 | 50 | 20 800,00 |
Христианский Детский Фонд | 278 200 |
— |
— |
4 |
69 550,00 |
Итого
по
неправительственным организациям |
8 699 375 |
8 438 263 |
97,00 |
95 |
91 572,37 |
Всего | 263 302 892 | 194 761 278 | 73,97 | 526 | 500 575,84 |