Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
Таким
образом, успешная деятельность, а также
особый статус многонациональной организации
позволяют МФК выполнять роль катализатора
частных инвестиций. Участие МФК в
осуществлении того или иного проекта
повышает его репутацию и привлекает новых
кредиторов и акционеров. МФК осуществляет
прямое финансирование стабильных компаний
путем предоставления консолидированных
кредитов совместно с крупными коммерческими
банками, предоставляет гарантии инвестиций
и выпуска ценных бумаг. МФК также занимается
размещением ценных бумаг частных лиц.
Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)
МАГИ было образовано в 1988 г. странами-членами Всемирного банка. Его задачей является поощрение частных инвестиций в форме акционерного капитала и других прямых инвестиций в развивающиеся страны, используя при этом следующие методы работы:
МАГИ предоставляет страхование в тех случаях, когда частные / государственные лица, обеспечиваемые такой страховкой, не способны или не желают предложить какие-либо виды страхования. Такие программы предлагают защиту от следующих политических рисков:
По каждой категории риска МАГИ предоставляет страхование долевых вкладов на сумму до 90% от инвестиционного вклада плюс суммы, в два раза превышающие сам инвестиционный вклад для покрытия выручки по данным инвестициям. МАГИ также может страховать до 90% основной суммы займа плюс дополнительно до 90% в обеспечение процентных ставок, начисляемых в течение периода предоставления займа. По соглашениям о технической помощи МАГИ предоставляет страхование до 90% общей суммы платежей, предусмотренных такими проектами. Независимо от содержания проекта от инвестора требуется покрытие в размере не менее 10% от риска каких-либо потерь. Страхование предоставляется на сумму до 50 миллионов долларов США по каждой категории риска на один проект.
Обычный
срок, на который МАГИ предлагает страхование,
равен 15-20 годам. МАГИ предоставляет
страхование инвестиций на весь срок соглашения,
предусматривающего такие инвестиции.
МАГИ не может аннулировать свои обязательства,
если лицо, получившее страховку, нарушает
свои договорные обязательства. Однако
указанное лицо может аннулировать покрытие
по такой программе страхования в любую
годовщину после третьего года данной
программы страхования.
Международный
центр по урегулированию
инвестиционных разногласий был создан
в 1966 году и объединяет в себе 127 стран.
Кроме непосредственного урегулирования
споров между иностранными инвесторами
и государственными органами, МЦУИР ведет
исследовательскую работу, подготовку
собственных публикаций и консультационную
деятельность в области законодательства
об иностранных инвестициях. За 1997
год было зарегистрировано пять новых
заявок на арбитраж, на рассмотрении Центра
находилось 15 дел по возникшим спорам.
Взаимоотношения между Беларусью и Банком регламентируются кредитными соглашениями, подписываемыми в случае каждого отдельно взятого кредита, а также Меморандумами о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Всемирным банком, определяющими основные направления сотрудничества в текущий момент и на будущее. Наиболее перспективно финансирование Банком инвестиционных, социальных и экологических проектов, в данной связи следует отметить, что МБРР финансирует только проекты, имеющие общенациональное значение.
За годы членства во Всемирном банке Беларусь получила займов на сумму 170 млн. долларов США и грантовой (безвозвратной) поддержки на общую сумму 14,239 млн. долларов США (Приложение 7). На настоящий момент Республика Беларусь использует три займа по линии МБРР:
Условия
предоставления кредитов: возврат
в течение 15 лет, включая 5-летний льготный
период, по процентной ставке – 7-9%.
Импортная пошлина и другие налоги
компенсируются за счет местного бюджета.
Предоплаты и платежных гарантий не требуется.
В целом Мировой банк может финансировать
до 60% от общей стоимости проекта, а вклад
Правительства как правило должен составлять
по крайней мере 10% от стоимости каждого
проекта. Также необходимо отметить
то, что Мировой банк пользуется статусом
приоритетного кредитора, то есть задолженность
перед ним должна быть погашена в первую
очередь.
Реабилитационный заем (соглашение от 20.12.93)
5 августа 1993 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между республикой Беларусь и МБРР, в соответствии с которым было подписано кредитное соглашение (№3660 BY) о предоставлении Беларуси реабилитационного займа (на восстановление импорта) в объеме 120 млн. долларов США. Займ был предоставлен на следующих условиях: срок — 15 лет (до 2008 года включительно), процентная ставка — около 8% (плавающая), мораторий на выплату основного долга — 5 лет. Погашение задолженности — равными долями два раза в год.
Использование средств данного займа было направлено на поддержание обменного курса национальной валюты — $42,5 млн. долларов США, импорт особо важных товаров (сырой нефти, агрохимикатов, ветеринарных препаратов, запасных частей для сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, фармацевтического сырья, оборудования по промышленному наблюдению (мониторингу) за окружающей средой, медицинского оборудования) — $77,0 млн. долларов США, повышение квалификации и обогащение опытом в области проведения тендерных торгов государственных служащих —$0,5 млн. долларов США. В целом, проект носит социальную направленность и не предполагает валютной окупаемости.
На дату завершения займа (01.11.96) средства израсходованы на следующие цели: консультационные услуги – $496.628, продажа на Межбанковской валютной бирже для поддержания курса рубля и объема импорта – $97.830.461, прямые импортные поставки для Минздрава, Минэнерго и Мин природы – $18.100.611.
Институциональный заем (соглашение от 13.08.93)
13 августа 1993 года между МБРР и Республикой Беларусь было подписано кредитное соглашение №3640 BY (Проект институционального развития), в соответствии с которым республике был предоставлен займ в размере — $8,3 млн. долларов США для проведения преобразований в сфере государственного управления, из которых предполагалось использовать $2,14 млн. - на мобилизацию ресурсов и управление экономикой, $3,375 млн. – на реформу предприятий, $2,2 млн. – на реформу банковского сектора, $0,415 млн. – на реформу социального сектора. Займ был предоставлен на 15 лет (до 2008 года включительно), под 7,43% годовых (плавающая ставка) с мораторием на выплату основного долга 5 лет. Выплаты в счет погашения кредиты должны производиться равными долями два раза в год.
На дату завершения займа (31.12.96) израсходовано средств на следующие цели: $3.539.548 – на услуги консультантов по оказанию содействия в подготовке институциональной основы для проведения рыночных реформ, усиление и совершенствование государственного управления, $3.465.882 – на закупку необходимого оборудования для государственных учреждений, обучение специалистов.
Заем на развитие лесного хозяйства (соглашение от 25.08.94)
25 августа 1994 года было подписано кредитное соглашение между Беларусью и МБРР о предоставлении займа на развитие лесного хозяйства в размере 41,9 млн. долларов США. Общая стоимость проекта – $54,7 млн. Местное финансирование (за счет средств государственного бюджета) – $10,8 млн. Остальная сумма финансируется за счет грантов иностранных государств (Швеция и Финляндия). Условия предоставления кредита те же: 15-летний срок, мораторий на выплату основного долга — 5 лет, стандартная процентная ставка — около 8%.
Цель
проекта — превращение лесного
хозяйства в эффективную
Расходы распределены на следующие компоненты проекта: интенсивное лесоводство – $16,16 млн., запасные части – $3,5 млн., селекционно-семеноводческий центр – $3,94 млн., противопожарная защита лесов – $6 млн., лесной мониторинг – $1,48 млн., мониторинг лесных заболоченных земель - $0,61 млн., радиационный контроль – $0,5 млн., техническая помощь – $14,68 млн.
Проектом предусматривается проведение ряда реформ в лесном секторе:
Согласно проведенным расчетам и прединвестиционным исследованиям, проект развития лесного хозяйства является валютоокупаемым. Однако остаются нерешенными ряд административных вопросов, препятствующих успешной реализации проекта. В июле 1997 года произошел пересмотр структуры проекта в связи с необходимостью выделения кредитных средств в сумме 4,48 млн. долларов США на ликвидацию последствий урагана. Однако корректировка кредитного соглашения все еще не проведена.
Проекты, реализуемые за счет реабилитационного и институционального займов, не являются валютоокупаемыми, то есть задолженность по ним будет погашена из государственного бюджета, а эффективность использованных средств должна отразиться в долгосрочном плане в виде усовершенствованной системы государственного управления и уровня технического оснащения.
Уже к весне 1996 года отношения РБ с Всемирным Банком практически зашли в тупик из-за отсутствия экономических реформ. Беларусь стала единственной страной СНГ, в течение трех лет не получавшей от него кредитов. Были отклонены три проекта, которые уже прошли стадию согласования и находились в процессе предварительной разработки (отклонение проектов на этой стадии – редкое явление, поскольку Банк вкладывает в их разработку большие средства).
Всемирный банк не предоставлял республике кредиты, поскольку его руководство "хотело убедиться, что реформы действительно осуществляются и идут в нужном направлении". В настоящее время представители Всемирного Банка считают возможном продолжение выделения кредитов, “если правительство возьмет на себя выполнение всех обязательств”24. Уже сейчас Банк уделяет значительное внимание изучению энергетико-инфраструктурных проектов, прежде всего в больницах и школах; проектов развития системы водоснабжения; реформы социальной инфраструктуры, прежде всего пенсионного обеспечения; реформы системы здравоохранения, а также программ поддержки негосударственного сектора экономики республики.
Обязательными требованиями Всемирного Банка являлись следующие условия:25