Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
В 60-ые годы некоторые экономисты характеризовали малый бизнес как «породу, находящуюся на грани вымирания»2. Правительства большинства развитых стран ориентировались на поддержку крупных предприятий, рассматривая их как основной носитель экономического роста и научно-технического прогресса (НТП).
В 70-ые годы произошел поворот в политике государств. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры малые и средние предприятия продемонстрировали большую гибкость, лучшую приспособляемость, присутствие в быстроразвивающихся сферах деятельности.
Традиционно малые фирмы развивались в тех сферах, где потребности в капитале были невелики, а барьеры на пути к рынку относительно низкие. Новый виток научно-технической революции (НТР) изменил положение на товарных рынках и характер спроса. Покупатель стал проявлять интерес в первую очередь к качеству продукции, обращая меньше внимания на ее цену. Первостепенное значение приобрели сроки выполнения заказа, выпуск мелкосерийных изделий, расширение ассортимента продукции, и уже в середине 70-ых годов малые фирмы доказали свою значимость на этих направлениях.
Опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в период перехода от административной к рыночной экономике именно частный сектор становится единственной динамично развивающейся сферой материального производства, играя роль амортизатора спада в государственном секторе экономики (Приложение 3). Развитие малого предпринимательства и самостоятельной занятости способствует возрастанию долю экономически активного населения, что в свою очередь увеличивает доходы людей. А что самое главное, развитие частного сектора в сферах мелкого производства, торговли и услуг создает основу для первоначального накопления капитала и может стать базой для будущего инвестирования за счет внутренних источников.
Необходимо отметить способность мелких предпринимателей изыскивать и использовать местные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными (сырье, капитал, людские ресурсы). Малый бизнес использует небольшие сбережения лиц, не склонных пользоваться услугами банков, но готовых вкладывать деньги в собственное дело. При этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик.
Малые и средние предприятия (МСП) стимулируют частное предпринимательство, гибки и могут быстро адаптироваться к изменениям спроса и предложения на рынке, создают рабочие места, помогают диверсифицировать экономическую деятельность и во многих странах вносят весомый вклад в экспорт и торговлю.
В большинстве стран с переходной экономикой признается, что МСП играют жизненно важную роль в процессе перестройки промышленности, в связи с чем разработаны государственные программы и политика их поддержки и развития. В странах СНГ формирование сектора МСП идет медленными темпами, их развитие наталкивается на препятствия, вызванные отсутствие нормативно-правовой базы, опыта предпринимательской деятельности, инфраструктуры и финансовых средств.
Многое зависит от доступа к кредитам, капиталам, гарантиям и формирования в финансовых кругах соответствующего отношения к малому и среднему бизнесу.
Одним из условий формирования благоприятного для МСП климата является приватизация, возрождающая частную собственность, которая и является основой предпринимательства. Приватизация также освобождает государственный бюджет от необходимости поддерживать убыточные государственные предприятия, такие предприятия скорее будут работать на конкурентной основе, а совместные предприятия — накапливать новые методы управления.
Примером взаимосвязи макроэкономических показателей и институциональных преобразований может служить валовой внутренний продукт. Анализ их динамики в странах СНГ за первую половину 90-х годов показывает, что именно страны, имеющие высокую долю негосударственного сектора в численности занятых и производстве ВВП, добились экономического роста. Если доля негосударственного сектора в численности занятых и производстве ВВП была меньше 40%, то положительные темпы прироста ВВП в этих государствах не наблюдались3.
Опыт развитых стран свидетельствует, что непременным условием эффективности рынка является наличие малой экономики, выполняющей огромную функциональную роль. Вероятно, и развитыми они являются потому, что бережно относятся к истокам бизнеса. Общепринятым в международной практике считается показатель критической массы малых предприятий, необходимой для создания конкурентной среды. Данный показатель «плотности» малых и средних предприятий равен одной действующей фирме на 30-50 жителей конкретной территории. Даже не принимая в расчет разницу в методиках определения принадлежности фирмы к малому бизнесу, Беларуси еще очень долго придется догонять европейские государства. На конец 1997 года на одно предприятие малого бизнеса приходилось порядка 480 человек (в среднем по республике), соответствующий показатель по г. Минску за 1997 год составил по приблизительным оценкам 285 жителей на одно предприятие.
В развитых странах малый бизнес привлекает 50-60% работоспособного населения и формирует до 70-80% новых рабочих мест. В США и Канаде, например, новые рабочие места создавались преимущественно на предприятиях с числом занятых меньше 100 человек, в то время как на предприятиях с числом занятых более 100 человек происходило снижение количества рабочих мест. При этом, количество рабочих мест, созданных в малом бизнесе, превышало число потерянных в крупных компаниях4. Это было характерно и для Великобритании. Там в 80-ые годы одна треть рабочих мест создавалась за счет предприятий с числом занятых менее 20 человек.
В США в малом бизнесе занято 53% всей рабочей силы, в Японии - 52%. Малый бизнес дает 25% высокотехнологичных рабочих мест в США. В США на малый бизнес приходится 47% продаж, 30% правительственных контрактов, 50% объема производства частного сектора, 55% всех инноваций и патентов5. Аналогичная ситуация в Японии и Канаде. Россия как преимущественно частная экономика начинает демонстрировать те же тенденции.
Еще одна задача, которую успешно решает малый бизнес в странах с рыночной экономикой — расширение сферы услуг. В большинстве стран в этой сфере сконцентрировано от 60 до 80% самостоятельно занятого населения6. Большая часть малых предприятий сосредоточена в торговле, общественном питании. В последние годы получили развитие такие виды деятельности, как финансовые, инвестиционные, аудиторские консультационные услуги.
Малые фирмы доказали свое преимущество в разработке новых технологий. Значительна их роль в реализации достижений НТР. Часто малые предприятия создаются изобретателями для реализации их идей. Нередко крупные научно-технические проекты дробятся на составные части, реализация которых осуществляется небольшими фирмами. В США на малый бизнес приходиться порядка 50% научно-технических разработок7. В Республике Беларусь соответствующий показатель равен 4%8.
В
настоящее время в мире существует
более 50 различных критериев
В разных странах количественные показатели заметно отличаются. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше $100 тысяч. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 159.
Многие
специалисты сходятся во мнении, что
малыми являются предприятия, где основные
оперативные или
Для уточнения определений надо отметить, что термин «малый бизнес» употребляется преимущественно в США, в то время как в европейских странах принят термин «малые и средние предприятия» (МСП). В конце 80-ых годов в обиход вошел термин «малые предприятия», это объясняется необходимостью разделения мелких и средних фирм ввиду того, что проблемы средних фирм нередко оказываются ближе к проблемам крупных компаний, чем малых предприятий (под малыми предприятиями обычно подразумевают фирмы с числом занятых менее 100 человек).
В соответствии с Законом “О предпринимательстве в Республике Беларусь” предпринимательская деятельность определяется как «самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия)»10. Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
Следовательно, эта деятельность может принимать форму частного предпринимательства — на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, либо коллективного (товарищества, акционерные общества) — на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
В Республике Беларусь установлено, что «к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников11:
Следовательно, сущность малого предпринимательства должна быть связана не с количественными критериями, а с присущей ему конкурентной природой. Такие предприятия должны быть юридически самостоятельными, независимыми в принятии решений и не должны быть в состоянии диктовать цены на свои товары и услуги.
В соответствие с принятой методикой определения принадлежности к субъектам малого предпринимательства на 1 января 1998 года в Республике Беларусь насчитывалось 21,3 тыс. малых предприятий с общим количеством работников 232 тыс. человек. Из общего количества зарегистрированных малых предприятий 50,2% действуют в торговле и общественном питании, 15,8% — в промышленности, 11,4% — в строительстве, 3,4% — на транспорте. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют более 130 тыс. человек. По результатам 1997 года в секторе малого предпринимательства было создано около 9% валового внутреннего продукта (в исследованиях Европейского банка реконструкции и развития, приблизительно учитывающих объем сделок теневой экономики, — около 20%). Средний уровень рентабельности малых предприятий составил 13,2%, около 12,4% предприятий малого бизнеса закончили год с убытками. (Для сравнения см. Приложение 3). По имеющимся данным удельный вес поступлений в бюджет от предпринимательских структур увеличился с 16,7% в 1996 году до 19,4% в 199713.
Уточнив определения и отметив важную роль малого предпринимательства как в рыночной, так и переходной экономике, необходимо обратить внимание на трудности, которые испытывают малые фирмы.
В первую очередь они страдают от недостатка капитала. Это вызвано как нехваткой собственных средств, так и сложностью получения кредитов и займов у банков и других финансовых институтов. Кредиты зачастую предоставляются под очень высокие проценты, оборачивающиеся для фирмы ростом себестоимости продукции. Сказывается также нежелание банков вкладывать средства в проекты с достаточно высокой степенью риска. Кредитование частных предприятий в Беларуси достигло своего пика в 1994 году (увеличившись по сравнению с 1993 годом боле чем в 5 раз), когда кредиты выдавались без достаточных гарантий погашения. В результате такой необдуманной кредитной политики уже в 1995 году кредитование частного сектора банками упало в 6,6 раз (Рис. 1.3. ). Даже по результатам 1997 года 97% капитальных вложений субъектов малого предпринимательства г. Минска были освоены за счет собственных средств14.