Налоги Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа

Описание работы

В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.

Содержание

Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ РБ.doc

— 711.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
 

 

     

Введение

 

     В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций.  В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами.  Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий.  Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.  В зависимости от страны или региона это могут быть:

  • отсутствие стабильной всемирно признанной конвертируемой валюты
  • риски, связанные с регулятивными и тарифными нормативами
  • политическая нестабильность
  • угроза экспроприации имущества, др.

     Данные  риски невозможно нейтрализовать до такой степени, чтобы убедить частных инвесторов или заимодателей финансировать полную стоимость проекта в потенциально нестабильной стране или в нестабильных условиях, даже если такой проект имеет привлекательные с экономической точки зрения характеристики.  В таких случаях фирмы должны рассматривать несколько различных источников международного финансирования в дополнение к программе частного финансирования (одним из таких источников и являются международные организации).

     Основное  преимущество, которое международные организации имеют перед различными заимодателями или предприятиями с частным капиталом, это их готовность и способность нести риски, поскольку средства в них собираются одним или несколькими правительствами и, действуя таким образом, они могут привлечь колоссальные ресурсы.  В результате участие международных организаций обычно снижает стоимость программ финансирования и улучшает условия финансирования (например, благодаря продлению сроков погашения платежей по обязательствам) проекта, тем самым повышая его экономическую эффективность.  Участие международных финансовых организаций (МФО) также очень важно в тех случаях, когда оно может быть защитой разнообразных политических рисков, так как многие МФО имеют мощные средства воздействия на ситуацию в развивающихся странах.  Во многих случаях финансовые услуги, оказываемые МФО, используются для привлечения частных заимодателей для участия в проектах с повышенной степенью риска (как правило, имеется в виду политический риск).

     Основным  недостатком использования МФО для финансирования конкретного проекта является то, что правительства-спонсоры могут оказывать политическое давление на страны-реципиенты инвестиций.

     Термин  международная финансовая организация (МФО) в данной работе относится к односторонним, двусторонним или многосторонним финансовым организациям, учреждаемым одним, двумя или более правительствами (обычно называемыми государственными учредителями) каких-либо стран.  Обычно МФО финансируются за счет государственных средств путем прямых вкладов капитала (т. е. капитал, оплачиваемый соответствующими вкладчиками), и за счет капитала, вносимого по требованию банка (т.е., гарантии, предоставляемые правительствами, спонсирующими данную организацию и заинтересованными в получении займов на мировом рынке капитала).

     Согласно  сложившейся практике, помощь оказывается  через МФО в форме займов, которые  предоставляются непосредственно  правительствам иностранных государств.  В 70-х и 80-х годах многие страны, которые были активными заемщиками у МФО, не смогли выполнить свои обязательства по частному сектору инвестиций, что вызвало проблемы и беспокойство среди стран, являвшихся спонсорами данных организаций.  Средства, выделенные данным правительствам, были таким образом потрачены впустую, либо инвестировались в неэффективные и нестабильные монополии, принадлежащие государству.  Беспокойство инвесторов еще более усилилось после крушения коммунистических режимов и осознания западными странами, что крупная западная помощь будет необходима для финансирования процессов, связанных с переходом бывших коммунистических стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза к экономике, ориентированной на рыночные отношения.  Соответственно, многие правительства западных стран начали переоценивать те методы, при помощи которых они обеспечивали финансирование для развития экономики в новых независимых государствах.

     В результате многие МФО, которым помогали западные правительства, начали концентрировать внимание на том, чтобы привлечь большую часть собственных ресурсов для финансирования частного, а не государственного сектора в вышеуказанных странах.  Таким образом, МФО стали уделять все больше и больше внимания финансированию частного сектора.  Сегодня МФО управляются скорее как частные предприятия с частным капиталом.  Однако, в отличие от частных капиталов, данные организации обычно ставят перед собой следующие цели:

  • способствовать росту развивающихся стран путем инвестиций в частные предприятия в таких секторах экономики, которые являются наиболее важными для развития экономики данных государств
  • стимулирование экономического развития в государствах, оказывающих содействие данным организациям путем развития экспорта и/или инвестиционных возможностей национальных корпораций

     Существует  много различных МФО, которые  обеспечивают прямое или косвенное финансирование частных проектов, находящихся в иностранных государствах, или предоставляют финансирование различным коммерческим предприятиям, занимающимся международной торговлей.  Услуги, предоставляемые данными организациями, включают в себя следующее:

  1. прямые займы и инвестиции в виде долевого участия
  2. гарантии коммерческим заимодателям
  3. страхование от политических или коммерческих рисков
  4. предоставление технических услуг для развития частных инвестиций в развивающихся странах1

      С 1992 года, одной из первых среди стран  СНГ, Беларусь стала членом нескольких международных финансовых организаций – Международного валютного фонда, группы Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития, Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Международной финансовой корпорации) и Европейского банка реконструкции и развития.

     Продекларировав свой суверенитет и приверженность рыночным реформам, Республика Беларусь начала преобразование своей институциональной  структуры.  Для достижения положительных показателей экономического роста, преодоления застоя в производстве, увеличения конкурентоспособности отечественных товаров необходимым, наряду с либерализацией и стабилизацией экономики, стало развитие негосударственного сектора, играющего в развитых государствах ведущую роль.

     Возрождающийся  малый бизнес требует дополнительных капиталовложений, технической и  организационной поддержки, льготных, на первых порах, условий функционирования.  В отличие от стран Центральной  и Восточной Европы, ситуация в Беларуси усугубляется неспособностью государства удовлетворить первоначальные финансовые и информационные потребности нового для страны сектора, а также негативным отношением части населения к частной собственности и индивидуальному предпринимательству.

     Исходя  из потребностей экономики Беларуси, деятельность международных финансово-кредитных  организаций осуществляется по следующим  направлениям:  средне- и долгосрочное финансирование структурных реформ, помощь путем технического содействия, содействие становлению малого и среднего бизнеса, стимулирование местных и иностранных инвестиций, оказание безвозмездных информационных услуг.  Не менее важным направлением работы также является анализ данных о состоянии экономики с выявлением узких мест и предоставлением рекомендаций, направленных на их устранение.

     В настоящий момент Беларусь сотрудничает с рядом международных организаций, фондов и стран (рис.1.), ведущее место среди которых занимают структуры системы Организации Объединенных Наций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, др.).  Активную работу также ведут Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), программа ТАСИС.  Около двух десятков стран напрямую оказывают Беларуси как техническую, так и кредитную поддержку (Приложение 1).

      Рис. 1. Структура  обязательств по технической помощи  за 1992-1996 гг. по типу доноров (в долларах США) 
       

     Отношения Беларуси с Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка, имевшие место в течение последних пяти лет, никак нельзя назвать отношениями сотрудничества и взаимопонимания. Однако их дальнейшая эволюция, равно как и рост значения международных финансово-кредитных организаций в качестве деловых партнеров Беларуси неизбежен. Это даёт повод к тому, чтобы обратиться к рассмотрению, с учётом современных тенденций, механизмов и результатов деятельности этих международных организаций.

     Факт  работы в какой-либо стране этих организаций, равно как и Международного валютного фонда, является первым индикатором надежности, играя роль катализатора инвестиций в экономику.  Не имея реального выхода на мировой рынок капитала, республике не стоит забывать и о дешевизне кредитов межправительственных организаций – около 7 % годовых с отсрочкой платежа.

     В данной связи целесообразным представляется изучение целей и задач, которые ставят перед собой межправительственные финансово-кредитные организации, их организационной структуры, условий и результатов деятельности в стране.  Это позволит проанализировать опыт  работы данных организаций в Республике Беларусь, определить наиболее перспективные и проблемные области его применения, выявить возможности расширения сотрудничества Республики Беларусь с указанными организациями.

     Несмотря  на то, что целью работы является изучение влияния международных финансовых организаций на становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, некоторое внимание будет уделено финансированию проектов на крупных предприятиях, а также совершенствованию системы государственного управления, которые способствуют созданию необходимой инфраструктуры для функционирования частного сектора.

     Опыт  переходного периода в странах  Европы со всей очевидностью говорит о том, что возобновление или ускорение темпов роста производства (и производительности труда) происходит именно там, где была проведена либерализация рынков и обеспечена стабилизация экономики. Однако основными факторами роста были появление новых компаний, увеличивающих долю частного сектора, и рост экспорта. Глава 1 предлагаемой работы описывает функциональную роль, которую выполняет частный сектор не только в развитых странах, но и в государствах, экономику которых принято относить к переходному периоду.  В этой связи рассмотрена важность создания соответствующей инфраструктуры:  конкурентных рынков, развитых государственных и финансово-кредитных институтов, системы законодательства и программ поддержки малого бизнеса.

     Группа  Всемирного банка является одной из старейших и крупнейших международных организаций, работающих в Беларуси.  Глава 2 последовательно описывает принципы и направления деятельности филиалов Банка, знакомит с проектами реализуемыми в Республике Беларусь Международным банком реконструкции и развития (займы на восстановление импорта, совершенствование органов государственного управления, развитие лесного хозяйства, энергосбережения в социальной сфере) и Международной финансовой корпорацией (малая приватизация, поддержка частного предпринимательства, совместное домовладение, участие в акционерном капитале совместного предприятия).  Особое внимание уделено требованиям, которые ставит перед Правительством Беларуси  руководство международных организаций.  В первую очередь эти условия относятся к либерализации экономических процессов и отмены государственного регулирования в большинстве сфер деятельности.

     Глава 3 посвящена работе Европейского банка  реконструкции и развития: дается представление о принципах финансирования проектов Банком, кратко описываются реализуемые на данном этапе соглашения (в таких секторах как энергетика, транспорт, связь, поддержка малого бизнеса, вложения в акционерный капитал).  Кроме того, глава знакомит со стратегией ЕБРР, принятой в отношении Республики Беларусь на 1997-1998 годы и результатами сотрудничества республики с Банком.

     В заключении обобщены основные выводы по рассмотренным вопросам.

     В основу работы легли отчетные документы  Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, результаты тематических исследований, проведенных данными институтами в странах Европы и бывшего СССР, пресс-релизы и бюллетени, распространяемые посредством Интернет.  Особо следует отметить помощь работников представительств вышеупомянутых организаций в подборе необходимых статистических данных и предоставлении консультаций по отдельным вопросам написания работы. 

Информация о работе Налоги Республики Беларусь