Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:35, курсовая работа
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками.
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ. 10
2 РАБОТА ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 21
2.1 СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА. 21
2.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 31
2.3 ПРОЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 41
3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ. 54
3.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ 54
3.2 ФИНАНСИРОВАНИЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КРЕДИТНОЙ ЛИНИИ ЕБРР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 105
В последние годы отмечается бурный рост международной торговли и инвестиций. В значительной степени этот рост был вызван развитием средств связи, компьютерной технологии, усилиям по уничтожению торговых барьеров и развитию свободной торговли между странами. Кроме того, падение коммунистических режимов открыло многим странам возможности для инвестиций и торговли, которые были закрыты для них в течение многих десятилетий. Несмотря на большие возможности, такие инвестиции чреваты значительными рисками. В зависимости от страны или региона это могут быть:
Данные риски невозможно нейтрализовать до такой степени, чтобы убедить частных инвесторов или заимодателей финансировать полную стоимость проекта в потенциально нестабильной стране или в нестабильных условиях, даже если такой проект имеет привлекательные с экономической точки зрения характеристики. В таких случаях фирмы должны рассматривать несколько различных источников международного финансирования в дополнение к программе частного финансирования (одним из таких источников и являются международные организации).
Основное преимущество, которое международные организации имеют перед различными заимодателями или предприятиями с частным капиталом, это их готовность и способность нести риски, поскольку средства в них собираются одним или несколькими правительствами и, действуя таким образом, они могут привлечь колоссальные ресурсы. В результате участие международных организаций обычно снижает стоимость программ финансирования и улучшает условия финансирования (например, благодаря продлению сроков погашения платежей по обязательствам) проекта, тем самым повышая его экономическую эффективность. Участие международных финансовых организаций (МФО) также очень важно в тех случаях, когда оно может быть защитой разнообразных политических рисков, так как многие МФО имеют мощные средства воздействия на ситуацию в развивающихся странах. Во многих случаях финансовые услуги, оказываемые МФО, используются для привлечения частных заимодателей для участия в проектах с повышенной степенью риска (как правило, имеется в виду политический риск).
Основным недостатком использования МФО для финансирования конкретного проекта является то, что правительства-спонсоры могут оказывать политическое давление на страны-реципиенты инвестиций.
Термин международная финансовая организация (МФО) в данной работе относится к односторонним, двусторонним или многосторонним финансовым организациям, учреждаемым одним, двумя или более правительствами (обычно называемыми государственными учредителями) каких-либо стран. Обычно МФО финансируются за счет государственных средств путем прямых вкладов капитала (т. е. капитал, оплачиваемый соответствующими вкладчиками), и за счет капитала, вносимого по требованию банка (т.е., гарантии, предоставляемые правительствами, спонсирующими данную организацию и заинтересованными в получении займов на мировом рынке капитала).
Согласно
сложившейся практике, помощь оказывается
через МФО в форме займов, которые
предоставляются
В результате многие МФО, которым помогали западные правительства, начали концентрировать внимание на том, чтобы привлечь большую часть собственных ресурсов для финансирования частного, а не государственного сектора в вышеуказанных странах. Таким образом, МФО стали уделять все больше и больше внимания финансированию частного сектора. Сегодня МФО управляются скорее как частные предприятия с частным капиталом. Однако, в отличие от частных капиталов, данные организации обычно ставят перед собой следующие цели:
Существует много различных МФО, которые обеспечивают прямое или косвенное финансирование частных проектов, находящихся в иностранных государствах, или предоставляют финансирование различным коммерческим предприятиям, занимающимся международной торговлей. Услуги, предоставляемые данными организациями, включают в себя следующее:
С 1992 года, одной из первых среди стран СНГ, Беларусь стала членом нескольких международных финансовых организаций – Международного валютного фонда, группы Всемирного банка (Международного банка реконструкции и развития, Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Международной финансовой корпорации) и Европейского банка реконструкции и развития.
Продекларировав свой суверенитет и приверженность рыночным реформам, Республика Беларусь начала преобразование своей институциональной структуры. Для достижения положительных показателей экономического роста, преодоления застоя в производстве, увеличения конкурентоспособности отечественных товаров необходимым, наряду с либерализацией и стабилизацией экономики, стало развитие негосударственного сектора, играющего в развитых государствах ведущую роль.
Возрождающийся малый бизнес требует дополнительных капиталовложений, технической и организационной поддержки, льготных, на первых порах, условий функционирования. В отличие от стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в Беларуси усугубляется неспособностью государства удовлетворить первоначальные финансовые и информационные потребности нового для страны сектора, а также негативным отношением части населения к частной собственности и индивидуальному предпринимательству.
Исходя
из потребностей экономики Беларуси,
деятельность международных финансово-
В
настоящий момент Беларусь сотрудничает
с рядом международных
Рис. 1. Структура
обязательств по технической помощи
за 1992-1996 гг. по типу доноров (в долларах
США)
Отношения Беларуси с Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка, имевшие место в течение последних пяти лет, никак нельзя назвать отношениями сотрудничества и взаимопонимания. Однако их дальнейшая эволюция, равно как и рост значения международных финансово-кредитных организаций в качестве деловых партнеров Беларуси неизбежен. Это даёт повод к тому, чтобы обратиться к рассмотрению, с учётом современных тенденций, механизмов и результатов деятельности этих международных организаций.
Факт работы в какой-либо стране этих организаций, равно как и Международного валютного фонда, является первым индикатором надежности, играя роль катализатора инвестиций в экономику. Не имея реального выхода на мировой рынок капитала, республике не стоит забывать и о дешевизне кредитов межправительственных организаций – около 7 % годовых с отсрочкой платежа.
В данной связи целесообразным представляется изучение целей и задач, которые ставят перед собой межправительственные финансово-кредитные организации, их организационной структуры, условий и результатов деятельности в стране. Это позволит проанализировать опыт работы данных организаций в Республике Беларусь, определить наиболее перспективные и проблемные области его применения, выявить возможности расширения сотрудничества Республики Беларусь с указанными организациями.
Несмотря на то, что целью работы является изучение влияния международных финансовых организаций на становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, некоторое внимание будет уделено финансированию проектов на крупных предприятиях, а также совершенствованию системы государственного управления, которые способствуют созданию необходимой инфраструктуры для функционирования частного сектора.
Опыт переходного периода в странах Европы со всей очевидностью говорит о том, что возобновление или ускорение темпов роста производства (и производительности труда) происходит именно там, где была проведена либерализация рынков и обеспечена стабилизация экономики. Однако основными факторами роста были появление новых компаний, увеличивающих долю частного сектора, и рост экспорта. Глава 1 предлагаемой работы описывает функциональную роль, которую выполняет частный сектор не только в развитых странах, но и в государствах, экономику которых принято относить к переходному периоду. В этой связи рассмотрена важность создания соответствующей инфраструктуры: конкурентных рынков, развитых государственных и финансово-кредитных институтов, системы законодательства и программ поддержки малого бизнеса.
Группа Всемирного банка является одной из старейших и крупнейших международных организаций, работающих в Беларуси. Глава 2 последовательно описывает принципы и направления деятельности филиалов Банка, знакомит с проектами реализуемыми в Республике Беларусь Международным банком реконструкции и развития (займы на восстановление импорта, совершенствование органов государственного управления, развитие лесного хозяйства, энергосбережения в социальной сфере) и Международной финансовой корпорацией (малая приватизация, поддержка частного предпринимательства, совместное домовладение, участие в акционерном капитале совместного предприятия). Особое внимание уделено требованиям, которые ставит перед Правительством Беларуси руководство международных организаций. В первую очередь эти условия относятся к либерализации экономических процессов и отмены государственного регулирования в большинстве сфер деятельности.
Глава 3 посвящена работе Европейского банка реконструкции и развития: дается представление о принципах финансирования проектов Банком, кратко описываются реализуемые на данном этапе соглашения (в таких секторах как энергетика, транспорт, связь, поддержка малого бизнеса, вложения в акционерный капитал). Кроме того, глава знакомит со стратегией ЕБРР, принятой в отношении Республики Беларусь на 1997-1998 годы и результатами сотрудничества республики с Банком.
В заключении обобщены основные выводы по рассмотренным вопросам.
В
основу работы легли отчетные документы
Всемирного банка и Европейского
банка реконструкции и развития, результаты
тематических исследований, проведенных
данными институтами в странах Европы
и бывшего СССР, пресс-релизы и бюллетени,
распространяемые посредством Интернет.
Особо следует отметить помощь работников
представительств вышеупомянутых организаций
в подборе необходимых статистических
данных и предоставлении консультаций
по отдельным вопросам написания работы.