Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовой проект .doc

— 820.50 Кб (Скачать)

странах –  основных  внешнеэкономических  партнерах  Российской Федерации.  

Обратим  особое  внимание  на  элементы  налогообложения, на величину и количество налоговых ставок, определение  налоговой  базы,  освобождения  от  налогообложения  и прочие вопросы (см.приложение 1). 

       Из данных, приведенных в приложении, видно, что во всех рассматриваемых странах применяются налоговые ставки, не превышающие 20%. При этом практически во  всех  странах,  за исключением Японии. Применяется одна или несколько льготных налоговых  ставок (помимо  нулевой  ставки,  применяемой  при  экспорте продукции).  При  этом  отсутствие  льготных  налоговых  ставок  в Японии объясняется уже упоминавшимися особенностями взимания НДС в этой стране, а также тем, что стандартная налоговая ставка в Японии достаточно низка.

      При этом в странах ЕС масштаб применения льготных налоговых ставок  примерно  одинаков  и  сводится  к  перечню,  предписанному Шестой  директивой  Европейской  комиссии,  регламентирующей общие принципы взимания косвенных налогов в странах ЕС.

    В  отношении  перечня  товаров,  работ  и  услуг,  реализация  которых  освобождается  от  налогообложения,  следует  отметить,  что  в основном  все  рассматриваемые  страны,  за  незначительным  исключением, придерживаются  перечня,  рекомендуемого  Организацией

экономического  сотрудничества  и  развития  в  виде «стандартных освобождений» от налогообложения. В странах, не являющихся участниками  ОЭСР,  не  наблюдается  значительных  отклонений  от  перечня «стандартных  освобождений».  Среди освобождений,  не  являющихся стандартными, следует выделить освобождение от обложения НДС реализации товаров и услуг, предоставленное тем налогоплательщикам, которые освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством о налоге на доход, применяющееся в Турции, а также услуги по аутсорсингу персонала в Швейцарии.

     Все  рассматриваемые  страны  взимают  налог  на  добавленную стоимость по  ставкам  страны назначения  товаров,  т.е.  взимают налог при импорте товаров и применяют нулевую ставку при экспорте.

        Также следует отметить, что в большинстве стран в стандартных случаях используется система «реверсивного удержания» НДС, т.е. уплата НДС налоговым агентом за налогоплательщика. Как правило, налог  уплачивает  налоговый  агент –  налоговый  резидент  страны применения налога –  за налогоплательщика-нерезидента в том случае, когда нерезидент оказывает услуги, признающиеся в соответствии с правилами «места оказания услуг» оказываемыми на территории страны, взимающей налог. В Швейцарии и Турции ответственность за уплату НДС также возлагается на налогового агента в том случае, если основное место ведения бизнеса его контрагента расположено за пределами налоговой юрисдикции страны.

Аналогично  прочим  элементам  налогообложения  операции  по реализации и сдаче внаем жилой недвижимости в большинстве рассматриваемых стран освобождены от налогообложения.

       Таким  образом,  следует  отметить,  что,  несмотря  на  существующие различия в некоторых  элементах  законодательства о налоге на добавленную  стоимость,  основные  элементы  налогообложения  в отношении  НДС  в  анализируемых  странах –  России и ее основных  торговых партнеров схожи между собой и соответствуют как требованиям Шестой директивы Еврокомиссии, так и рекомендациям МВФ и ОЭСР. 

Таким образом, налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта.  

Вывод к главе:  Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики . НДС имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов. 

Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС

      2.1. Характеристика основных  элементов НДС 

          Как известно, все  налоги можно условно разделить  на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги - это налоги на потребление, которые не зависят  от доходов, устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам товаров (работ, услуг) и зависят от объема реализации налогоплательщика, т.е. от оборота. При реализации товаров (работ, услуг) участие в сделке принимают две стороны договора: покупатель и продавец. Продавец увеличивает стоимость товара (работ, услуг) на сумму налога и предъявляет его к оплате покупателю. Последний, приобретая товар (работу, услугу), оплачивает продавцу стоимость товара плюс НДС, после чего сумма налога, полученная продавцом от покупателя, вносится им в бюджет, т.е. производители и продавцы товаров (работ, услуг) выступают в роли "сборщиков" налога на добавленную стоимость, уполномоченных на это государством, а налоговое бремя непосредственно ложится на плечи покупателя. Лицом, которое исчисляет и уплачивает данный налог в бюджет, является продавец товаров (работ, услуг), а объектом налогообложения при этом выступает именно оборот товаров (работ, услуг).

    Итак, налог на добавленную стоимость  относится к косвенным (оборотным) налогам и является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогов Российской Федерации. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2001 г.

     
 Налогоплательщики  НДС

    Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:

    -российские  и иностранные организации;

    -индивидуальные  предприниматели;

    -лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением  товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

    Не  являются плательщиками  налога

    -хозяйствующие  субъекты, перешедшие на систему  налогообложения, регулируемую гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ;

    -хозяйствующие субъекты, перешедшие на систему налогообложения, регулируемую гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ;

      -хозяйствующие субъекты, уплачивающие единый налог на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.

    Перечисленные хозяйствующие субъекты не признаются налогоплательщиками налога на добавленную  стоимость, причем организации и  индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕСН и УСН, освобождаются от уплаты налога по всем видам деятельности (ст. 346.1 и 346.11 НК РФ), а плательщики ЕНВД - только по видам деятельности, облагаемым единым налогом (ст. 346.26 НК РФ).

Освобождение  от уплаты НДС

    Налогоплательщики НДС могут получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика  в соответствии со ст. 145 НК РФ. В этом случае у налогоплательщика должны выполняться три условия:

    1. За три предшествующих последовательных  календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога не  должна превышать в совокупности  два миллиона рублей.

    2. Налогоплательщик не осуществляет в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев реализацию подакцизных товаров. Перечень подакцизных товаров указан в ст. 181 НК РФ.

    3. Не применяется это положение  в отношении обязанностей, возникающих  в связи с ввозом товаров  на территорию РФ и иные  территории, находящиеся под ее  юрисдикцией.

       Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы. К числу таких документов относятся выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей), из книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных счетов – фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения и с единого сельскохозяйственного налога, такими документами являются соответствующие выписки из книги учета доходов и расход организаций и индивидуальных предпринимателей.

   [ст. 355, Налоги и но В.Г. Пансков] 

   Освобождение от исполнения обязанностей  налогоплательщика производится  налоговым органом на срок, равный 12  последовательным календарным  месяцам. По истечении этого  срока не позднее 20-го числа  следующего месяца организации  и индивидуальные предприниматели, должны представить в налоговые органы письменное заявление и документы.

   Уведомление об использовании  права на освобождение и документы   налогоплательщик вправе направить  в налоговый орган по почте  заказным письмом. В этом случае  днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

        Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы, то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

   Если  в течение периода, в котором  налогоплательщики используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, будет иметь место факт превышения предельной суммы реализации товаров, работ и услуг, то налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения. В случае непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пени.[ст.356, Пансков]

     Пример. Даны следующие объемы реализации товаров по месяцам (руб.): январь- 400 000, февраль - 600 000, март - 900 000, апрель – 800 000, май – 800 000, июнь – 300 000. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит  400 000+ 600 000 + 900 000 = 1 900 000 руб., что укладывается в условие – менее 2 млн. руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит

900 000 + 800 000 + 800 000 = 2 500 000 руб. и условие освобождения от НДС не будет выполнено. Следовательно, начиная с апреля, следует начислить налог, восстановить ранее не начисленные суммы и уплатить в бюджет пени. 

Объект  налогообложения 

    Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по НДС являются следующие операции.

  • Реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
 

    НК РФ связывает возникновение объекта налогообложения по операциям реализации товаров (работ, услуг) с местом осуществления таковой, т.е. объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) именно на территории России, если же местом реализации признается территория иностранного государства, объекта налогообложения не будет.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль