Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………
странах
– основных внешнеэкономических
партнерах Российской Федерации.
Обратим
особое внимание на элементы
налогообложения, на величину и количество
налоговых ставок, определение налоговой
базы, освобождения от налогообложения
и прочие вопросы (см.приложение
1).
Из данных, приведенных в приложении, видно, что во всех рассматриваемых странах применяются налоговые ставки, не превышающие 20%. При этом практически во всех странах, за исключением Японии. Применяется одна или несколько льготных налоговых ставок (помимо нулевой ставки, применяемой при экспорте продукции). При этом отсутствие льготных налоговых ставок в Японии объясняется уже упоминавшимися особенностями взимания НДС в этой стране, а также тем, что стандартная налоговая ставка в Японии достаточно низка.
При этом в странах ЕС масштаб применения льготных налоговых ставок примерно одинаков и сводится к перечню, предписанному Шестой директивой Европейской комиссии, регламентирующей общие принципы взимания косвенных налогов в странах ЕС.
В отношении перечня товаров, работ и услуг, реализация которых освобождается от налогообложения, следует отметить, что в основном все рассматриваемые страны, за незначительным исключением, придерживаются перечня, рекомендуемого Организацией
экономического сотрудничества и развития в виде «стандартных освобождений» от налогообложения. В странах, не являющихся участниками ОЭСР, не наблюдается значительных отклонений от перечня «стандартных освобождений». Среди освобождений, не являющихся стандартными, следует выделить освобождение от обложения НДС реализации товаров и услуг, предоставленное тем налогоплательщикам, которые освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством о налоге на доход, применяющееся в Турции, а также услуги по аутсорсингу персонала в Швейцарии.
Все рассматриваемые страны взимают налог на добавленную стоимость по ставкам страны назначения товаров, т.е. взимают налог при импорте товаров и применяют нулевую ставку при экспорте.
Также следует отметить, что в большинстве стран в стандартных случаях используется система «реверсивного удержания» НДС, т.е. уплата НДС налоговым агентом за налогоплательщика. Как правило, налог уплачивает налоговый агент – налоговый резидент страны применения налога – за налогоплательщика-нерезидента в том случае, когда нерезидент оказывает услуги, признающиеся в соответствии с правилами «места оказания услуг» оказываемыми на территории страны, взимающей налог. В Швейцарии и Турции ответственность за уплату НДС также возлагается на налогового агента в том случае, если основное место ведения бизнеса его контрагента расположено за пределами налоговой юрисдикции страны.
Аналогично прочим элементам налогообложения операции по реализации и сдаче внаем жилой недвижимости в большинстве рассматриваемых стран освобождены от налогообложения.
Таким образом, следует отметить,
что, несмотря на существующие
различия в некоторых элементах
законодательства о налоге на добавленную
стоимость, основные элементы
налогообложения в отношении НДС
в анализируемых странах – России
и ее основных торговых партнеров
схожи между собой и соответствуют как
требованиям Шестой директивы Еврокомиссии,
так и рекомендациям МВФ и ОЭСР.
Таким
образом, налог на добавленную стоимость
широко используется и в мировой практике.
Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты
в области налогообложения называют три
основные группы причин, делающих целесообразным
введение НДС: он обеспечивает высокие
процентные государственные доходы, ему
свойственны нейтральность и, конечно
же, эффективность. В большинстве стран
НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных
доходов, что эквивалентно примерно 5 -
10 % валового национального продукта.
Вывод
к главе: Мировой опыт свидетельствует,
что налоговая система, построенная на
базе НДС, обеспечивает высокую стабильность
поступлений в бюджет и незначительную
зависимость его от характера экономической
конъюнктуры. Этот вид налога составляет
устойчивую и широкую базу формирования
бюджета, любое незначительное повышение
его ставок существенно увеличивает поступления
в бюджет. НДС обладает такими качествами,
как универсальность и абсолютная объективность,
он практически не влияет на относительные
конкурентные позиции секторов экономики
. НДС имеет преимущества как для государства,
так и для налогоплательщика. Во - первых,
от него труднее уклониться. Во - вторых,
с ним связано меньше экономических нарушений.
В - третьих, он в большей степени повышает
заинтересованность в росте доходов. К
тому же для налогоплательщиков предпочтительнее
рост налогообложения расходов, чем доходов.
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1.
Характеристика основных
элементов НДС
Как известно, все
налоги можно условно разделить
на прямые и косвенные. Прямые налоги
взимаются государством непосредственно
с доходов или имущества
Итак, налог на добавленную стоимость относится к косвенным (оборотным) налогам и является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогов Российской Федерации. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2001 г.
Налогоплательщики
НДС
Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:
-российские и иностранные организации;
-индивидуальные предприниматели;
-лица,
признаваемые
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Не являются плательщиками налога
-хозяйствующие
субъекты, перешедшие на систему
налогообложения, регулируемую
-хозяйствующие субъекты, перешедшие на систему налогообложения, регулируемую гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ;
-хозяйствующие субъекты, уплачивающие единый налог на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.
Перечисленные хозяйствующие субъекты не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, причем организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют ЕСН и УСН, освобождаются от уплаты налога по всем видам деятельности (ст. 346.1 и 346.11 НК РФ), а плательщики ЕНВД - только по видам деятельности, облагаемым единым налогом (ст. 346.26 НК РФ).
Освобождение от уплаты НДС
Налогоплательщики НДС могут получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. В этом случае у налогоплательщика должны выполняться три условия:
1.
За три предшествующих
2. Налогоплательщик не осуществляет в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев реализацию подакцизных товаров. Перечень подакцизных товаров указан в ст. 181 НК РФ.
3. Не применяется это положение в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы. К числу таких документов относятся выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей), из книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных счетов – фактур. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения и с единого сельскохозяйственного налога, такими документами являются соответствующие выписки из книги учета доходов и расход организаций и индивидуальных предпринимателей.
[ст.
355, Налоги и но В.Г. Пансков]
Освобождение от исполнения
Уведомление об использовании
права на освобождение и
Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и (или) не представил подтверждающие документы, то данный налогоплательщик не имеет оснований для использования права на освобождение, в связи с чем исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Если в течение периода, в котором налогоплательщики используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, будет иметь место факт превышения предельной суммы реализации товаров, работ и услуг, то налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения. В случае непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет. При этом с налогоплательщика взыскиваются соответствующие суммы налоговых санкций и пени.[ст.356, Пансков]
Пример. Даны следующие объемы реализации товаров по месяцам (руб.): январь- 400 000, февраль - 600 000, март - 900 000, апрель – 800 000, май – 800 000, июнь – 300 000. Таким образом, если рассчитать сумму от реализации за первые три месяца, то она составит 400 000+ 600 000 + 900 000 = 1 900 000 руб., что укладывается в условие – менее 2 млн. руб. Если же произведем расчет с 1 марта по 31 мая, то сумма реализации составит
900 000 + 800 000
+ 800 000 = 2 500 000 руб. и условие освобождения
от НДС не будет выполнено. Следовательно,
начиная с апреля, следует начислить налог,
восстановить ранее не начисленные суммы
и уплатить в бюджет пени.
Объект
налогообложения
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по НДС являются следующие операции.
НК РФ связывает возникновение объекта налогообложения по операциям реализации товаров (работ, услуг) с местом осуществления таковой, т.е. объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) именно на территории России, если же местом реализации признается территория иностранного государства, объекта налогообложения не будет.
Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль