Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовой проект .doc

— 820.50 Кб (Скачать)

  
 
 
 

Титульник  

Курсовая  работа

На  тему: Налог на добавленную  стоимость: его содержание и регулирующая роль

По  федеральным налогам  и сборам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС

 1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..

1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………

1.3. Международная практика…………………………………………….

Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС

2.1. Характеристика  основных элементов НДС…………………………….                                                                                                                                                                     2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС……………………………………..                                                                                                                                           2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….

Глава 3. Арбитражная практика

3.1. Проблемы  исчисления НДС. ……………………………………………..                                                                                                                                                       3.2. Пути их решения………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список  литературы…………………………………………………………….

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В  настоящее  время  НДС   один  из  важнейших  федеральных  налогов.  Основой  его  взимания,  как  следует  из  названия,  является  добавленная  стоимость,  создаваемая  на  всех  стадиях  производства  и  обращения  товаров.  Это  налог  традиционно  относят  к      категории  универсальных косвенных налогов,  которые  в  виде  своеобразных  надбавок взимаются  путем  включения  в  цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть                         налогообложения   на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

       Актуальность темы исследования. НДС  является  одним из самых значимых налогов, уплачиваемых     предприятиями  и  организациями.  Вопросы  его  исчисления  и  уплаты  привлекают  к  себе  пристальное  внимание  многих  отечественных  экономистов  и  широко  обсуждаются  на  страницах  периодической  печати.  Заинтересованность в  разрешении  данного  вопроса  и  послужила  основной  причиной  выбора  темы  моего  курсового проекта.

       Целью  данной  работы  является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.

       Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. ознакомление  с  историей  возникновения   НДС в РФ;

2. исследование  роли НДС в формировании федерального бюджета;

3. анализ международной практики;

4. изучить  характеристику основных элементов  НДС;

5. рассмотреть  порядок исчисления и уплаты  НДС;

6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;

7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;

8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.

        Объектом исследования являются теоретические аспекты исчисления НДС.

        Предметом исследования является механизм исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации.

         Структура работы. Курсовой проект  состоит из введения, трех глав,  заключения, в котором формулируются основные выводы, и списка использованной литературы, содержащего … наименований и… приложения.

          В первой главе «Теоретические аспекты порядка формирования НДС» рассматриваются история возникновения НДС, его роль в формировании бюджетов, а также международная практика. Во второй главе рассматривается механизм исчисления и уплата НДС. Третья глава является практической частью, в ней проведен анализ арбитражной практики, освещены проблемы, с которыми сталкиваются как налогоплательщики, так и налоговые органы при исчислении НДС и представлены возможные пути решения этих  проблем.

         В процессе написания курсового проекта были использованы учебники таких авторов, как Пансков В.Г., Крохина Ю.А., Тедеев А.А., учебные пособия Демина А.В., Голищева Л.Е., Перова А.В., Толкушина А.В., нормативно-правовые акты, Налоговый кодекс Российской Федерации,  статьи, интернет ресурсы и др.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты порядка  формирования НДС

1.1. История   возникновения   НДС в РФ

       Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых косвенных налогов в Российской Федерации. В то же время это один из налогов, наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.       [ст. 351, Налоги и н-о , Пансков]

      Одной  из  первых  форм  косвенного  налогообложения  явился  налог  с  оборота,      сходный  по  характеру  с  НДС. В 1930 г. была проведена налоговая реформа, вызванная коренными изменениями в экономике страны, реорганизацией управления промышленностью, громоздкостью существовавшей налоговой системы, множественностью налогов, что усложняло работу налоговых органов. Согласно данной реформы, были отменены более 60 государственных и местных налогов и сборов, акцизов и различных взносов, а взамен утверждены всего 6 «Положений»:

    1. О налоге с оборота предприятий обобществленного сектора;

    2. Об  отчислении в доход государства  прибылей госпредприятий;

    3. О  подоходном налоге с предприятий  обобществленного сектора;

    4. О  единой госпошлине;

    5. О  промысловом налоге с частных  предприятий и промыслов;

    6. О  подоходном налоге с частных  лиц.

    Главным становился налог с оборота. Согласно Положению от 2 сентября 1930 г., налогом облагался оборот по продаже товаров отраслевых объединений, смешанных акционерных обществ и кооперативных организаций. Облагаемым оборотом признавалась продажная стоимость:

- всех  проданных на сторону товаров,  изготовленных или заготовленных объединением и входящими в его состав предприятиями;

- переданных на сторону товаров, полученных объединением для сбыта от других предприятий обобществленного сектора, не входящих в это объединение. Позднее появилось разъяснение, что под облагаемым оборотом понимается продажная стоимость товара, т.е. «цена, по которой продавец сдает товары покупателю с включением в нее всех расходов, произведенных продавцом до момента сдачи товара».[смотреть ст. 296 история н-о,петухова]                                                   

Для каждого  отраслевого объединения СНК  устанавливал особую ставку налога в  процентном отношении к обороту. Предусматривались льготы: так, освобождались  от налога обороты по продаже руд  черных и цветных металлов, льна и ряда других товаров.

        Для обложения нетоварных оборотов( транспорт, гостиницы, бани и  др. предприятия сферы обслуживания) в августе 1931 г. был введен  налог с нетоварных операций  в размере от 5 до 10 % от валовой  выручки предприятия.

           Ставки налога с оборота были дифференцированы по отдельным товарным группам, сортам товаров, местностям, назначению товара и т.п. Низкие ставки обложения устанавливались на сырье, топливо, стройматериалы, машины и механизмы – от 1 до 4 %. Во много раз выше облагались товары народного потребления. Например, в многостраничном перечне ставок налога с оборота в 1931 – 1932 гг. приводятся следующие ставки, установленные с 1 февраля 1932 г.: хлопчатобумажные ткани изделия из них – 75 %, обувь резиновая – 40 %, соль – 77 %, водочные изделия – 88,4 %.  К 1934 г. средняя ставка обложения продукции Главспирта составляла уже 91 %. К 1938 г. ставок насчитывались многие тысячи, что затрудняло работу налоговых органов. С этого времени их количество стало резко сокращаться.

         Плательщиками налога с оборота являлись отраслевые объединения, что создавало «полный отрыв» местных финансовых органов от предприятий и исключало возможность контролировать выполнение отдельными предприятиями количественных и качественных заданий, соблюдение финансовой дисциплины. Для каждого отраслевого объединения была установлена одна общая ставка налога в процентном отношении к обороту. Это приводило к полной обезличке в обложении отдельных товаров в объединении. Налог с оборота полностью поступал в общесоюзный бюджет, поэтому республиканские и местные органы не были заинтересованы в выполнении плана по налогу.[ст.296, Петухова, История Н-о]

            Постепенно шла корректировка  нового налога. С конца 1931 г.  централизованная система стала  заменяться децентрализацией обложения по отдельным фабрикам и заводам. Вместо одной общей ставки налога по каждому отраслевому объединению устанавливались потоварные ставки, что устраняло обезличку в обложении. Финорганы получили возможность влиять на ценообразование отдельных товаров. В результате проведенных мероприятий в этом направлении к 1934 г. обложение оказалось децентрализованным по фабрикам, заводам и организациям, которые стали самостоятельными плательщиками налога.

              Одним из серьезных недостатков налоговой реформы в промышленности было то, что вся сумма налога с оборота шла в общесоюзный бюджет. Общая сумма дотаций республикам в 1931 г. достигла 900 млн. руб.: РСФСР и УССР – по 15 %, БССР – 43 %, ЗСФСР – 83 %, в среднеазиатских республиках почти весь бюджет был дотационным. Даже такие области, как ЦЧО, Средняя Волга, Западная Сибирь, оказались дотационными (от 25 до 35 %). Это положение вскоре было исправлено. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. введены процентные отчисления от налога с оборота в республиканские и местные бюджеты, что усилило их заинтересованность в выполнении плана налоговых поступлений. .[ст.297, Петухова, История Н-о]

         С января 1934 г. вступила в действие новая инструкция по налогу с оборота – первое изменение порядка сбора налога после сентября 1930 г. Изменения были вызваны тем, что в 1932 г. началось разукрупнение промышленных объединений, отраслевые объединения ликвидировались, создавались тресты, ряд заводов стали автономными, а для сбыта созданы самостоятельные сбытовые организации. Поэтому по новой инструкции плательщиками налога стали теперь не отраслевые объединения, а промышленные предприятия.

      Взамен единой обезличенной ставки отчислений для отдельных хозорганов установлены дифференцированные ставки отчислений от прибылей в зависимости от соотношения между размером накоплений данного хозоргана и его потребностями в дополнительных капиталовложениях и приросте собственных оборотных средств.

            Произошли изменения в обложении  промкооперации. Со второй половины 1932 г. началась перестройка работы промкооперации на основе развития производственной инициативы промысловых артелей. В этой связи промысловым артелям было предоставлено право самостоятельной продажи изготовляемой ими продукции. И естественно, что теперь каждая организация промкооперации уплачивала налог за все реализуемые товары собственной выработки, независимо от того, кому реализован товар – на сторону или организациям своей системы. .[ст.298, Петухова, История Н-о]

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль