Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………
Рис.
1. Поступления налога на добавленную
стоимость в бюджетную систему России
в 1992–2007
гг., % ВВП
В
долях ВВП тенденция к росту
доходов от НДС преобладала
только до 2002 г., после чего
наблюдается устойчивое падение.
Улучшение ситуации с бюджетными
доходами от НДС наблюдалось по итогам
2005 г., что преимущественно было связано
с получением дополнительных поступлений
от погашения задолженности
НК «ЮКОС», после чего в 2006 г. поступления
вновь заметно сократились.
В
2007 г. доля налоговых поступлений по
налогу на добавленную стоимость значительно
возросла до 6,86% ВВП с 5,62%
ВВП в 2006 г. Однако, устраняя
из бюджетных доходов 2007 г.
поступления, связанные с погашением
задолженности НК «ЮКОС», можно отметить,
что рост НДС был гораздо скромнее (на
9,0% по сравнению с 2006 г.) и в целом соответствовал
динамике изменения налоговой базы (см.
табл. 1)
Конечное
потребление в ценах без
НДС в 2007 г. составило 60,1% ВВП,
что на 0,5 п.п. ВВП ниже, чем в 2006 г.
В течение последних лет доля
конечного потребления без учета
НДС в процентном отношении к ВВП
колебалась в пределах 1 п.п., что позволяет
говорить об относительной устойчивости
налоговой базы НДС, взимаемого при реализации
товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке.
Динамика
импорта отличается большей волатильностью
на всем рассматриваемом периоде,
несмотря на то что значение
импорта в 2007 г. составляет 15,5% ВВП
против 13,0% ВВП в 2000 г. Следует
отметить, что на протяжении
всего рассматриваемого периода наблюдается
поступательный рост доходов от налога
на добавленную стоимость, взимаемого
при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
Поступления основных доходных источников федерального
бюджета с 1992 - 2011 года
Наименование налогов | 1992г., в % | 1997г., в % | 2002г., в % | 2007г., в % | 2011г., в % |
НДС | 56,5 | 45,89 | 44,81 | 29,7 | 35,0 |
Налог на прибыль | 21,64 | 20,42 | 12,02 | 8,3 | 7,3 |
учитывая данные
о поступлении НДС в федеральный бюджет
России за годы существования данного
налога, можно заметить, что его доля в
доходах бюджета возросла, несмотря на
то, что за последние годы произошло увеличение
удельного веса поступлений от налога
на прибыль предприятий и подоходного
налога с физических лиц. Это можно рассматривать
как положительный фактор, так как косвенное
налогообложение имеет прежде всего фискальную
направленность, в меньшей степени влияя
на характер и структуру экономического
роста.
Принят федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.
Федеральным законом уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории Российской Федерации, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории Российской Федерации для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).
В целях формирования
законодательной базы по косвенным
налогам Таможенного союза в 2010 году были
ратифицированы Протокол о порядке взимания
косвенных налогов при выполнении работ,
оказании услуг в таможенном союзе, Протокол
о внесении изменений в Соглашение о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров, выполнении работ, оказании
услуг в таможенном союзе, Протокол о порядке
взимания косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при экспорте и
импорте товаров в таможенном союзе. Помимо
этого нормы глав 21 и 22 Кодекса были приведены
в соответствие с Таможенным кодексом
таможенного союза, вступившим в силу
с 1 июля 2010 года.
I. В консолидированный бюджет Российской Федерации в сентябре 2011 года поступило 757,9 млрд. рублей – на 26,4% больше, чем в сентябре 2010 года;
в январе-сентябре 2011
года поступления составили 7 199,6 млрд. рублей
- на 27,9% больше, чем в январе-сентябре 2010
года.
Рис. 1
Формирование всех
доходов в январе-сентябре 2011 года
на 84% обеспечено за счет поступления налога
на прибыль – 25%, НДПИ – 21%, НДФЛ и НДС –
по 19%. В январе-сентябре 2010 года доля указанных
налогов составляла 81%.
Рис. 2
* здесь
и далее п.п. – процентные
пункты
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Рис.
3
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в сентябре 2011 года составили 153,1 млрд. рублей и по сравнению с сентябрем 2010 года выросли на 14,1%.
в январе-сентябре 2011 года поступило 1 772,5 млрд. рублей – на 32,1% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы
января-сентября 2011 года
поступления в федеральный бюджет составили
260,8 млрд. рублей (15%), в консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
– 1 511,7 млрд. рублей (85%). В январе-сентябре
2010 года указанное соотношение составляло
14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 190,7 млрд. рублей, что на 33,9 % больше, чем в сентябре 2010 года;
в январе-сентябре 2011
года поступило 1 340,8 млрд. рублей – на 36,8%
больше, чем в январе-сентябре 2010 года.
(Рис. 3)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 8,4 млрд. рублей, или на 31,1% больше, чем в сентябре 2010 года;
в январе-сентябре 2011
года поступило 67,2 млрд. рублей – в 1,9 раза
больше, чем в январе-сентябре 2010 года,
что связано с администрированием ФНС
России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые
на территорию Российской Федерации из
Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в сентябре 2011 года 57,3 млрд. рублей и выросли относительно сентября 2010 года в 1,5 раза;
в январе-сентябре 2011 года поступило 449,3 млрд. рублей – на 37,3% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы
января-сентября 2011 года
поступления в федеральный бюджет составили
170,7 млрд. рублей (38%), в консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации
–278,6 млрд. рублей (62%).
II. В федеральный бюджет в сентябре 2011 года поступило 417,3 млрд. рублей – на 38,7% больше, чем в сентябре 2010 года;
в январе-сентябре 2011
года поступления составили 3 333,6 млрд.
рублей - на 41,8% больше, чем в январе-сентябре
2010 года.
Рис. 4
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 40% и налога на прибыль – 8%.
Таким образом,
Можно
сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую
роль в формировании федерального бюджета.
1.3.Международная
практика
Применение налога на добавленную стоимость, впервые введенного в практику налогообложения около 50 лет назад, вплоть до конца 1960-х годов ограничивалось лишь несколькими странами. Тем не менее в настоящее время подавляющее большинство стран мира, включая основных внешнеэкономических партнеров Российской Федерации, не только взимают НДС в составе основных налогов, но и мобилизуют с его помощью в среднем около 25% налоговых доходов. При этом необходимо отметить, что, несмотря на свое название, в экономическом смысле НДС является налогом на потребление, а не способом налогообложения добавленной стоимости. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, однако налогоплательщикам предоставляется возможность вычесть налог, уплаченный своим поставщикам. В результате на этапе реализации товаров или услуг
конечным
потребителям (которые не являются
плательщиками НДС) налог взимается
со стоимости розничной реализации
товара или услуги, т.е. достигается
результат, аналогичный применению
налога с розничных продаж.
Как правило, налог на добавленную стоимость в тех странах, где он взимается, устроен примерно по одинаковой (фактурно-зачетной) схеме, при которой налоговые обязательства налогоплательщиков возникают при выставлении ими налогового счета-фактуры, отгрузке товара (при выполнении работы, оказании услуги) либо при оплате товара (работы или услуги). Как правило, симметрично правилу определения момента возникновения налоговых
обязательств определяется право на вычет из налоговых обязательств сумм налога по приобретенным у поставщиков товарам (работам или услугам). Одновременно налоговым законодательством установлены несколько налоговых ставок, включая нулевую ставку
при реализации
товаров на экспорт, и перечень
товаров (работ, услуг), реализация
которых освобождается от налогообложения.
Несколько иным образом устроен
налог на добавленную стоимость
в Японии, где применяется не
фактурно-зачетный, а балансовый
метод взимания НДС, при котором сумма
налоговых обязательств определяется
по данным годового баланса,
исходя из добавленной стоимости,
рассчитанной за налоговый период
по правилам, аналогичным правилам
определения налоговой базы
по налогу на прибыль организаций.
Несмотря на то что принципиальная схема устройства налога на добавленную стоимость незначительно различается в разных государствах, взимающих этот налог, особенности налогового законодательства могут существенно отличаться друг от друга. Так, напри-
мер, могут существенно отличаться определение налоговой базы, а также перечень расходов налогоплательщика, сумма уплаченного налога по которым может приниматься налогоплательщиком к вычету. В некоторых странах (например, в Китае) налоговое законодательство не предусматривает предоставления налогоплательщику вычетов при осуществлении капитальных вложений (т.е. при приобретении товаров, работ или услуг, капитализирующихся в стоимости основных средств). В некоторых странах налогоплательщикам не предоставляется возможность возмещать из бюджета превышение
сумм налоговых вычетов над суммами начисленного налога. Некоторые страны (например, Бангладеш) взимают налог на добавленную стоимость только на этапе производства товаров, в некоторых странах (в частности, в Пакистане) налогом на добавленную стоимость не облагается реализация услуг.
В этой связи особое значение
имеет не просто наличие
Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль