Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………
Льготным было обложение колхозной торговли: ставка налога составляла 3 % с валовой выручки, полученной торговым заведением за прошлый месяц.
Налог с оборота был основным среди всех доходов бюджета. Его называли «главным рычагом перераспределения социалистического накопления».[смотри ст.298 Петухова, История н-о]
О месте
налога с оборота в бюджете
СССР свидетельствует таблица 1.
Таблица
1
Поступление
налога с оборота
и его удельный
вес в общей
сумме доходов
сводного бюджета
СССР
Годы | Сводный бюджет, млрд. руб. | Поступления налога с оборота | |
Млрд. руб. | % к бюджету | ||
1931 | 23,4 | 11,6 | 49,6 |
1932 | 34,6 | 19,5 | 56,4 |
1933 | 44,3 | 27,0 | 61,0 |
1934 | 55,2 | 37,7 | 68,3 |
1935 | 71,7 | 51,9 | 72,4 |
1936 | 88,2 | 65,8 | 74,6 |
Источник учебное пособие Н. Е. Петухова
Значительный рост поступлений налога с оборота в 1935 и 1936 гг. был следствием отмены карточной системы с 1 января 1935 г. и увеличения в связи с этим товарооборота: в 1934 г. он составлял 62 млрд. руб., в 1937 г. – 126 млрд. руб.[смотри ст. 299, Петухова, История н-о]
В 1939 г. с целью упорядочить взимание налога с оборота введены два прейскуранта на текстильные изделия: 1) отпускных цен без налога с оборота и 2) розничных цен. В бюджет вносилась разница между ценами обоих прейскурантов, различная для каждого товара. Такая же система вскоре стала действовать и в ряде других отраслей. В сентябре этого же года СНК СССР принял постановление «Об освобождении вновь организуемых производств за счет банковского кредита от уплаты налога с оборота и бюджетных наценок». Льгота предоставлялась в случае, если организация новых производств осуществлялась в сверхплановом порядке и при условии использования ими местного сырья; такой порядок действовал до полного истечения срока погашения банковского кредита, но не более 1 года. Эта мера признана была поощрить рост местного производства товаров народного потребления. В 1940 г. на некоторые виды товаров бюджетные наценки были отменены, упорядочена система обложения продукции по децентрализованным заготовкам и госзакупкам.
В 3-й пятилетке налог с оборота по-прежнему оставался главным источником доходов бюджета. Прирост поступлений по нему в 1938 г. составил 4,5 млрд. руб., в 1939 г. – 16,5, в 1940 г. – 9 млрд. руб.
В период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), в связи с оккупацией значительной территории страны, перестройкой промышленности, сокращением производства существенно уменьшились поступления налога с оборота: в 1941 г. – 105,9 млрд. руб. (58 % бюджета), в 1942 г. – 66,4 млрд. руб. (40,2 %). С упорядочением работы промышленности он стал повышаться и в 1945 г. составил уже 123,1 млрд. руб. Большую роль в росте налога с оборота сыграло сокращение издержек производства (на 30 – 50 % за годы войны). [ст. 343, Петухова, История н-о]
После окончания Великой Отечественной войны налоговые тяготы на население стали постепенно сокращаться. 1 января 1946 г. был отменен военный налог, что сразу внесло существенное облегчение плательщикам. В 1946 – 1950 гг. налоговые поступления от населения составили 7,7 % в общей сумме доходов бюджета против 13,3 % в последний год войны.
В послевоенные годы
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г. Он описал схему действия НДС и, что самое главное, - научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, которые выражаются в устранении «каскадного» эффекта в системе ценообразования, имеющего место при взимании налога с оборота. Налог на добавленную стоимость впервые был введен во Франции 1 января 1958г. [ст. 351, Налоги и н-о , Пансков]
Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
НДС был введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1991 – 1 «О налоге на добавленную стоимость». Здесь нужно добавить про этот закон и гл 21 НК РФ. Сделать таблицу
В Российской Федерации c 1991-1993 гг. была установлена единая ставка. Размер ее был чрезвычайно высок - 28 %. Но уже с 1992-1995 гг. - произошло значительное сокращение ставки. Более того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки - максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ.
А с 1 января 2004 года ставка составляет 18 % . Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги).
Можно отметить, что необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:
1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
Таким образом, опыт введения НДС в России
выявил все положительные свойства этого
налога на потребление. С помощью этого
налога удается более успешно решать чисто
фискальные цели пополнения средств государственного
бюджета, административные задачи, связанные
с созданием более эффективной системы
сбора налогов.
1.2.
Роль НДС в формировании
бюджетов
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.
Одним из первых обязательных
платежей, введенных в современную
практику налогообложения,
- ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;
-
обеспечения стабильного
-
систематизации доходов.
На
рис. 1 представлены данные, характеризующие
ежегодные поступления налога на добавленную
стоимость в бюджетную систему Российской
Федерации за весь период существования
данного налога в России в процентном
отношении к валовому внутреннему продукту.
Из рисунка видно, что за
исключением 1992 г., когда НДС взимался
по достаточно высокой ставке (28%), доходы
бюджетов от налога на добавленную стоимость
практически во все годы находились в
пределах 7% ВВП.
Таблица 1
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доходы всего | 39,7% | 39,5% | 39,9% | 38,8% | 35,1% | 35,3% |
Налоговые доходы и платежи | 36,5% | 36,1% | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
в том числе | ||||||
Налог на прибыль организаций | 6,2% | 6,2% | 6,5% | 6,1% | 3,3% | 4,0% |
Налог на доходы физических лиц | 3,3% | 3,5% | 3,8% | 4,0% | 4,3% | 4,0% |
Налог на добавленную стоимость | 6,8% | 5,6% | 6,8% | 5,2% | 5,3% | 5,6% |
Акцизы | 1,2% | 1,0% | 0,9% | 0,8% | 0,9% | 1,1% |
Таможенные пошлины | 7,5% | 8,3% | 7,0% | 8,4% | 6,5% | 6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых | 4,2% | 4,3% | 3,6% | 4,1% | 2,7% | 3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы | 5,5% | 5,4% | 5,6% | 5,5% | 5,9% | 5,2% |
Прочие налоги и сборы* | 1,9% | 1,9% | 2,0% | 1,9% | 2,2% | 2,2% |
* налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы |
Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль