Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, выявление проблем исчисления и уплаты НДС, перспективы его совершенствования.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. ознакомление с историей возникновения НДС в РФ;
2. исследование роли НДС в формировании федерального бюджета;
3. анализ международной практики;
4. изучить характеристику основных элементов НДС;
5. рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДС;
6. изучить порядок заполнения налоговых деклараций по НДС;
7. провести анализ арбитражной практики, сложных и спорных вопросов исчисления НДС;
8. изучить основные направления и перспективы исчисления, уплаты, оптимизации платежей по НДС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты порядка формирования НДС
1.1. История возникновения НДС в РФ…………………………….…..
1.2. Роль НДС в формировании федерального бюджета……………………
1.3. Международная практика…………………………………………….
Глава 2. Механизм исчисления и уплата НДС
2.1. Характеристика основных элементов НДС……………………………. 2.2. Порядок исчисления и уплаты НДС…………………………………….. 2.3. Налоговые декларации……………………………………………………….
Глава 3. Арбитражная практика
3.1. Проблемы исчисления НДС. …………………………………………….. 3.2. Пути их решения………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовой проект .doc

— 820.50 Кб (Скачать)

                Льготным было обложение колхозной торговли: ставка налога составляла 3 % с валовой выручки, полученной торговым заведением за прошлый месяц.

           Налог с оборота был основным среди всех доходов бюджета. Его называли «главным рычагом перераспределения социалистического накопления».[смотри ст.298 Петухова, История н-о]

О месте  налога с оборота в бюджете  СССР свидетельствует таблица 1. 
 

Таблица 1 

Поступление налога с оборота  и его удельный вес в общей  сумме доходов  сводного бюджета  СССР 

Годы Сводный бюджет, млрд. руб. Поступления налога с оборота
Млрд. руб. % к бюджету
1931 23,4 11,6 49,6
1932 34,6 19,5 56,4
1933 44,3 27,0 61,0
1934 55,2 37,7 68,3
1935 71,7 51,9 72,4
1936 88,2 65,8 74,6

Источник  учебное пособие Н. Е. Петухова

     Значительный рост поступлений налога с оборота в 1935 и 1936 гг. был следствием отмены карточной системы с 1 января 1935 г. и увеличения в связи с этим товарооборота: в 1934 г. он составлял 62 млрд. руб., в 1937 г. – 126 млрд. руб.[смотри ст. 299, Петухова, История н-о]

          В 1939 г. с целью упорядочить  взимание налога с оборота  введены два прейскуранта на  текстильные изделия: 1) отпускных цен без налога с оборота и 2) розничных цен. В бюджет вносилась разница между ценами обоих прейскурантов, различная для каждого товара. Такая же система вскоре стала действовать и в ряде других отраслей. В сентябре этого же года СНК СССР принял постановление «Об освобождении вновь организуемых производств за счет банковского кредита от уплаты налога с оборота и бюджетных наценок». Льгота предоставлялась в случае, если организация новых производств осуществлялась в сверхплановом порядке и при условии использования ими местного сырья; такой порядок действовал до полного истечения срока погашения банковского кредита, но не более 1 года. Эта мера признана была поощрить рост местного производства товаров народного потребления. В 1940 г. на некоторые виды товаров бюджетные наценки были отменены, упорядочена система обложения продукции по децентрализованным заготовкам и госзакупкам.

            В 3-й пятилетке налог с оборота по-прежнему оставался главным источником доходов бюджета. Прирост поступлений по нему в 1938 г. составил 4,5 млрд. руб., в 1939 г. – 16,5, в 1940 г. – 9 млрд. руб.

       В период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.), в связи с оккупацией значительной территории страны, перестройкой промышленности, сокращением производства существенно уменьшились поступления налога с оборота: в 1941 г. – 105,9 млрд. руб. (58 % бюджета), в 1942 г. – 66,4 млрд. руб. (40,2 %). С упорядочением работы промышленности он стал повышаться и в 1945 г. составил уже 123,1 млрд. руб. Большую роль в росте налога с оборота сыграло сокращение издержек производства (на 30 – 50 % за годы войны). [ст. 343, Петухова, История н-о]

         После окончания Великой Отечественной войны налоговые тяготы на население стали постепенно сокращаться. 1 января 1946 г. был отменен военный налог, что сразу внесло существенное облегчение плательщикам. В 1946 – 1950 гг. налоговые поступления от населения составили 7,7 % в общей сумме доходов бюджета против 13,3 % в последний год войны.

          В послевоенные годы поступления  от налога с оборота уменьшились,  этому способствовал отказ от  системы государственных дотаций,  что увеличило прибыли предприятий. Это произошло в результате проведенной в 1949 г. реформы оптовых цен. В годы войны немало предприятий работали с убытком, получая дотации из бюджета. В 1948 г. было принято постановление о ликвидации системы государственной дотации и повышении оптовых цен на продукцию ряда отраслей тяжелой промышленности. Новые оптовые цены вводились с 1 января 1949 г. Применение новых оптовых цен предприятий позволило упорядочить систему исчисления налога с оборота по методу разницы в ценах и распространить его на отрасли пищевой промышленности, а также на те отрасли легкой промышленности, в которых раньше она не использовалась.

           В  связи  с  возросшей  инфляцией  налог  с  оборота  утратил  свою  жизнеспособность  и вместе  с  налогом  с  продаж  был  заменен  налогом  на  добавленную  стоимость. Его модель была разработана французским экономистом  М. Лоре в 1954 г. Он описал схему действия НДС и, что самое главное, - научно обосновал его существенные преимущества перед налогом с оборота, которые выражаются в устранении «каскадного» эффекта в системе ценообразования, имеющего место при взимании налога с оборота.  Налог на добавленную стоимость впервые был введен во Франции 1 января 1958г.              [ст. 351, Налоги и н-о , Пансков]

            Новый  налог  выгодно  отличался  от  ранее  действовавших.  Он  был  более  эффективен  для   государства,  так  как  обложению  им  подлежал  товарооборот  на  всех  стадиях  производства  и  обращения.  Можно  было  ожидать,  что  с  расширением  налоговой  базы  и  ставок  поступления  будут  расти.  Также  необходимо  отметить,  что  НДС  является  менее обременительным  для  отдельного  производителя,  поскольку  обложению  подлежит  не весь  товарооборот,  а  лишь  прирост  стоимости,  и  тяжесть  налога  может  быть  распределена  по  всей  цепи  товарооборота.  Это  являлось  немаловажным  фактором  в  достижении  равенства  всех  участников  рынка.  Следует  также  обратить  внимание  на  такой  факт,  что  налог  на  добавленную  стоимость  являлся  более  простой  и  универсальной  формой  косвенного  обложения,  так  как  для  всех  плательщиков  устанавливался  единый  механизм  его  взимания  на  всей  территории  страны. 

              НДС был введен Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1991 – 1 «О налоге на добавленную стоимость». Здесь нужно добавить про этот закон и гл 21 НК РФ. Сделать таблицу

          В Российской Федерации  c 1991-1993 гг.  была установлена единая ставка. Размер ее был чрезвычайно высок - 28 %. Но уже с 1992-1995 гг. - произошло значительное сокращение ставки. Более того, они дифференцировались. Вместо единой ставки были введены две ставки - максимальная (20 %) и минимальная (10 %). В законодательном порядке устанавливалось, что минимальная ставка применяется ко всем продовольственным товарам (кроме подакцизных), а также к товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ. 

        А с 1 января 2004 года  ставка  составляет 18 % . Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %.  Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги).

    Можно  отметить,  что   необходимость  введения  НДС  в  Российской  Федерации  была  обоснована  рядом  факторов:

1. пополнение  доходов  бюджета,  испытывающего  острый  финансовый  кризис  и  нуждающегося  в  стабильных  налоговых  поступлениях;

2.  создание  новой  модели  налоговой  системы  в  соответствии  с  требованиями  рыночной  экономики;

3.  присоединение  к  международному  сообществу,  широко  применяющему  данный  налоговый  механизм.

       Таким образом, опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. 
 
 

            1.2. Роль НДС в формировании бюджетов 

     Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж и таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

    Одним из первых обязательных  платежей, введенных в современную  практику налогообложения, явился  налог на добавленную стоимость.  За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов.                                                 Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

   - ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

   - обеспечения стабильного источника  доходов в бюджет;

   - систематизации доходов. 
 

   На  рис. 1 представлены данные, характеризующие ежегодные поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации за весь период существования данного налога в России в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Из  рисунка  видно,  что  за  исключением 1992  г.,  когда НДС взимался по достаточно высокой ставке (28%), доходы бюджетов от налога на добавленную стоимость практически во все годы находились в пределах 7% ВВП.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
 
 
 

Таблица 1

Доходы  бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Доходы  всего 39,7% 39,5% 39,9% 38,8% 35,1% 35,3%
Налоговые доходы и платежи 36,5% 36,1% 36,2% 36,2% 31,0% 31,7%
  в том числе            
Налог на прибыль организаций 6,2% 6,2% 6,5% 6,1% 3,3% 4,0%
Налог на доходы физических лиц 3,3% 3,5% 3,8% 4,0% 4,3% 4,0%
Налог на добавленную стоимость 6,8% 5,6% 6,8% 5,2% 5,3% 5,6%
Акцизы 1,2% 1,0% 0,9% 0,8% 0,9% 1,1%
Таможенные  пошлины 7,5% 8,3% 7,0% 8,4% 6,5% 6,4%
Налог на добычу полезных ископаемых 4,2% 4,3% 3,6% 4,1% 2,7% 3,2%
Единый  социальный налог и страховые взносы 5,5% 5,4% 5,6% 5,5% 5,9% 5,2%
Прочие  налоги и сборы* 1,9% 1,9% 2,0% 1,9% 2,2% 2,2%
* налоги на совокупный доход,  налоги на имущество, платежи  за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: его содержание и регулирующая роль