Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
Главным содержанием статистики транспорта являются исчисление статистических показателей, отражающих различные стороны производственной деятельности предприятий транспортной системы страны, и их анализ, благодаря которым управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, т. е. всей транспортной системы.
Не менее важную роль в социальной и экономической жизни страны играют пассажирские перевозки, связанные с личными потребностями населения, производственными и общественными нуждами. Пассажирский транспорт влияет на развитее производства и его эффективность, подъем материального и культурного уровня жизни населения, сглаживание культурно-бытовых различий между городом и сельской местностью.
Введение 3
1. Теоретические основы показателей статистической отчетности предприятий транспорта. 4
1.1 Предмет статистики транспорта и её методология 4
1.2 Основные показатели транспортной деятельности 5
1.2.1. Показатели перевозки грузов 6
1.2.2. Показатели перевозки пассажиров 11
2.Нормативная база статистической отчетности о деятельности предприятий транспорта. 15
2.1. Основные формы отчетности государственного статистического наблюдения предприятий транспорта. 15
2.2. Организация наблюдения за перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельностью на морском транспорте. 16
3. Статистический анализ деятельности предприятий транспорта в Калининградской области в 2003-2006 гг. 23
4. Расчет изменений грузооборота 30
Заключение 34
Список использованной литературы: 37
На
воздушном транспорте в периоде
с 2006 по 2009 объем перевозок увеличился
с отметки 0,9 тыс.т. в 2006 г., до 1,7 тыс.т. в
2009 г., т.е. почти в два раза. В 2009 г. отмечен
наибольший рост объема перевозок
на воздушном транспорте, который составляет
1,7 тыс.т. или 70% по отношению к уровню 2008
г..
Диаграмма
1.Перевозки грузов
воздушным транспортом
(2006-2009 гг.), тыс.т.
В
структуре перевозок грузов доля
железнодорожного транспорта в периоде
2006-2009 гг. снижается с 92,7% в 2006 г. до 76,3% в
2009 г., доля автомобильного транспорта
увеличивается с 7,2% в 2006 г. до 23,9% в 2009 г.,
наибольшая доля, составляющая 29,9% была
отмечена в 2008 г.. В периоде 2006-2009 гг.
так же наблюдается увеличение доли воздушного
транспорта с 0,04% до 0,06% соответственно
(Диаграмма 2).
Диаграмма
2. Доля транспорта в
общем объеме перевозки
грузов (2006-2009 гг.)
В
периоде с 2008-2009 гг. произошел рост доли
железнодорожного транспорта в общем
объеме перевозок с 70% в 2008 г. до 76,3% в 2009
г., отмечен спад доли автомобильного транспорта
с 29,9% до 23,6% соответственно. В два раз увеличилась
доля объема перевезенных грузов на воздушном
транспорте.
Как видно из таблицы 3.3 пассажирооборот транспорта общего пользования в 2009 г. составил 1931 млн. пасс.-км, при это рост составил 187,6% к уровню 2008 г. .
Таблица 3.3
Пассажирооборот пассажиров по видам транспорта общего пользования
(млн. пасс.-км)
2006 | доля, % | 2007 | доля, % | 2008 | доля, % | 2009 | доля, % | |
Железнодорожный | 300,2 | 22,3 | 332,6 | 31,6 | 315,6 | 30,7 | 349,8 | 18,1 |
Автобусный3 | 570,8 | 42,3 | 169,4 | 16,1 | 142,3 | 13,8 | 307,9 | 15,9 |
Трамвайный | 208,9 | 15,5 | 197,3 | 18,8 | 105,6 | 10,3 | 111,7 | 5,8 |
Троллейбусный | 109,3 | 8,1 | 106,4 | 10,1 | 48,9 | 4,8 | 60,8 | 3,1 |
Воздушный | 156,1 | 11,6 | 246,8 | 23,5 | 413,9 | 40,2 | 1101,0 | 57,0 |
Всего | 1348,3 | 100 | 1052,5 | 100 | 1029,3 | 100 | 1931,2 | 100 |
Диаграмма
3. Пассажирооборот
по видам транспорта
общего пользования
в 2009 г., млн. пасс.-км
Необходимо отметить, что в рассматриваемом периоде стабильной рост пассажирооборота происходит только на воздушном транспорте (2007 г. – 158%, 2008 г. – 167,7%, 2009 г. – 266%) (Диаграмма 4).
Диаграмма
4.Пассажирооборот
на воздушном транспорте (2006-2009
гг.) млн. пасс.-км
В 2009 г. рост пассажирооборота на воздушном транспорте составил рекордные для последних лет 116%, увеличившись с отметки 413,9 в 2008 г. до 1101 в 2009 г. млн. пасс.-км.
В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования снижается доля железнодорожного ( с 22,3% до 18,1%), автобусного (42,3% до 15,9%), трамвайного (с 15,5% до 5,8%) и троллейбусного (с 8,1% до 3,1%) транспорт, при росте доли воздушного транспорта с 11,6% в 2006 г. до 57% в 2009%. Данная тенденция связана с перераспределением пассажиропотоков между железнодорожным и авиационным транспортом в сторону увеличения авиационного сообщения. В связи с введением визового транзита многие пассажиры предпочли отказаться от услуг железной дороги и воспользовались воздушным транспортом (Диаграмма 5).
Диаграмма
5. Доля транспорта в
общем объеме пассажирооборота (2006-2009
гг.)
В периоде с 2008 – 2009 гг. прослеживается уменьшение доли железнодорожного, троллейбусного и трамвайного транспорта в общем объеме пассажирооборота Калининградской области (Диаграмма 5).
По
данным предоставленным комитетом
госстатистики Калининградской области
по транспорту:
Вид транспорта | Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (тыс.т) | Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млн.т-км) | ||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | |
Железнодорожный (отправлено) | 2170 | 2004 | 2919 | 3014 |
Автомобильный | 925 | 620 | 525 | 462 |
Воздушный | 1,0 | 1,7 | 1,1 | 1,9 |
Всего | 3096 | 2625,7 | 3445,1 | 3477,9 |
Определите:
1) изменение грузооборота по каждому виду транспорта и в целом по транспорту;
2) абсолютное
изменение грузооборота общее,
а также за счет отдельных
факторов по каждому виду
Решение:
1.
Изменение грузооборота по
где Р1 и Р0 - грузооборот определенного груза соответственно отчетного и базисного периодов.
Следовательно, на железнодорожном транспорте грузооборот увеличился на 3,25%, на автомобильном транспорте снизился на - на 12%, и на воздушном увеличился на 72,2%. А в целом по транспорту увеличение составило 0,9%.
2. Абсолютное
изменение грузооборота следующее:
общее –
в том числе:
Т.о. общий прирост грузооборота на железнодорожном транспорте составил 95 млн.т-км .
Снижения грузооборота в отчетном периоде обеспечило уменьшение его абсолютного значения на 63 млн.т-км.
Т.о. общий прирост грузооборота на воздушном транспорте составил 0,8 млн.т-км.
На изменение объема грузооборота влияют два фактора: изменение средней дальности перевозки 1т груза и изменение объем перевозки. Абсолютное изменение грузооборота за счет каждого фактора исчисляется по формулам:
где и - средняя дальность перевозки 1т грузов соответственно в отчетном и базисном периодах.
где и - объем перевозки грузов по каждому виду транспорта соответственно в отчетном и базисном периодах;
км
На железнодорожном транспорте:
тыс.т-км = 318,2 млн. т-км
тыс.т-км = -223,3 млн. т-км
Следовательно на железнодорожном транспорте объем транспортной работы за счет изменения средней дальности перевозки 1 т груза увеличился на 318,2 млн. т-км, а за счет снижения количества перевезенных тонн грузооборот уменьшился на 223,3 млн. т-км.
На автомобильном транспорте:
тыс.т-км = 110,1 млн. т-км
тыс.т-км = -173,1 млн. т-км
Следовательно на автомобильном транспорте объем транспортной работы за счет увеличения средней дальности перевозки 1 т груза увеличился на 110,1 млн. т-км, а за счет снижения количества перевезенных тонн грузооборот уменьшился на 173,1 млн. т-км.
На воздушном транспорте:
тыс.т-км = 0,029 млн. т-км
тыс.т-км = 0,77 млн. т-км
Следователь на воздушном транспорте объем транспортной работы за счет увеличения средней дальности перевозки 1 т груза увеличился на 0,029 млн. т-км, а за счет увеличения количества перевезенного груза грузооборот увеличился на 0,77 млн. т-км.
В целом по транспорту:
тыс.т-км = 556,123 млн. т-км
тыс.т-км = 523,35 млн. т-км
Следовательно
в целом по всем видам транспорта
объем транспортной работной работы
возрос на 32,77 млн.т-км (556,123-523,35), что
соответствует фактическому изменению.
Статистика транспорта - одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения является транспорт, т. е. совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перемещении грузов и пассажиров.
Статистика транспорта расчленяется на составные части по отраслевому (автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, городского электротранспорта и трубопроводного транспорта) и тематическому (статистика перевозок грузов и пассажиров, основного и оборотного капитала, труда, производственных затрат и финансовых результатов, инвестиций и инноваций) признакам.
Как вид хозяйственной деятельности подразделяется на: транспорт общего, необщего пользования.
Статистические показатели, используемые на транспорте, подразделяются на учетно-оценочные показатели, отражающие объем или уровень изучаемого явления и аналитические показатели, которые используются для характеристики особенностей развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями.
Основные показатели, получаемые Госкомстатом России для характеристики развития транспортной системы страны, по пассажирским перевозкам являются число перевезенных пассажиров и пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, в том числе по регионам страны, структура перевозок по видам сообщения (международное, междугородное, пригородное, внутригородское) с подразделением по видам транспорта, а также перевозка пассажиров и пассажирооборот на коммерческой основе отдельных видов транспорта, удельный вес затрат на услуги транспорта в потребительских расходах населения.
По грузовым перевозкам характеризуется перевозка грузов и грузооборот по видам транспорта общего пользования, в том числе по регионам страны, структура перевозок по видам грузов, перевозка грузов и грузооборот на коммерческой основе отдельных видов транспорта.
Для анализа материально-технической базы транспорта приводится численность подвижного состава, его возрастная структура, использование подвижного состава, размер инвестиций в основной капитал и др.
По трудовым ресурсам транспорта исчисляются показатели численности работников, уровня производительности труда, средней заработной платы.
Информация о работе Статистическая отчетность о деятельности транспортных предприятий