Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
Главным содержанием статистики транспорта являются исчисление статистических показателей, отражающих различные стороны производственной деятельности предприятий транспортной системы страны, и их анализ, благодаря которым управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, т. е. всей транспортной системы.
Не менее важную роль в социальной и экономической жизни страны играют пассажирские перевозки, связанные с личными потребностями населения, производственными и общественными нуждами. Пассажирский транспорт влияет на развитее производства и его эффективность, подъем материального и культурного уровня жизни населения, сглаживание культурно-бытовых различий между городом и сельской местностью.
Введение 3
1. Теоретические основы показателей статистической отчетности предприятий транспорта. 4
1.1 Предмет статистики транспорта и её методология 4
1.2 Основные показатели транспортной деятельности 5
1.2.1. Показатели перевозки грузов 6
1.2.2. Показатели перевозки пассажиров 11
2.Нормативная база статистической отчетности о деятельности предприятий транспорта. 15
2.1. Основные формы отчетности государственного статистического наблюдения предприятий транспорта. 15
2.2. Организация наблюдения за перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельностью на морском транспорте. 16
3. Статистический анализ деятельности предприятий транспорта в Калининградской области в 2003-2006 гг. 23
4. Расчет изменений грузооборота 30
Заключение 34
Список использованной литературы: 37
Пассажирооборот по отправлению отражается в разделе 2 по стр. 220 - 222 в тысячах пассажиро-миль и определяется по каждой поездке, исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки от пункта отправления до пункта назначения путем умножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира и последующим суммированием этих произведений.
В разделе 3 «Погрузочно-разгрузочные работы, выполненные организациями, осуществляющими деятельность на морском транспорте» по стр. 310-332 показывается объем погруженных и выгруженных грузов (в физических тоннах) в суда (из судов) на собственных и арендованных причалах предприятий (организаций) при непременном условии выполнения их силами и средствами порта по своим и арендованным судам, судам других организаций, включая суда иностранных владельцев. В объем погрузочно-разгрузочных работ отдельно учитываются экспортные, импортные и каботажные грузы.
В объем погрузочно-разгрузочных работ включаются следующие виды работ: погрузка в суда и выгрузка из судов сухогрузов и наливных грузов в таре; налив в суда и слив из судов по варианту "транспорт-транспорт" наливных грузов; погрузка зерна в суда и выгрузка его из судов через элеваторы портов и клиентуры при ответственности порта за организацию и производство этих работ силами порта; выгрузка леса из судов на воду и погрузка леса в суда из воды; погрузка леса из плотов в суда; выгрузка леса из плотов на берег; бункеровка судов углем и другими видами твердого топлива; грузы, не связанные с морским грузооборотом, при погрузке их в вагоны и другие виды транспортных средств и при выгрузке из них.
К грузам, не связанным с морским грузооборотом, относятся также экспортные грузы, прибывшие в порт в вагонах или автомашинах, а через некоторое время снятые с экспорта и отправленные внутрь страны не морским транспортом при условии оплаты услуг порта грузовладельцем.
В сведения подлежат включению также погрузочно-разгрузочные работы, выполненные на территории и акватории порта и по выгрузке и погрузке судов на причалах клиентуры докерами-механизаторами и привлеченной рабочей силой (не состоящей в списках порта) с помощью перегрузочных машин порта (как собственных, так и арендованных), судовых средств, либо вручную при ответственности порта за организацию и производство этих работ.
При возврате грузов вследствие аварии судна, либо по другой причине, зависящей от судна или пароходства, выгрузка груза из судна и повторная погрузка в другое судно в объемы ПРР не включаются: расходы относятся к внепортовым работам с возмещением их за счет пароходства.
Если груз не доставлен в пункт назначения по причинам, не зависящим от пароходства, и по заявлению грузоотправителя оформляется новая отправка по вновь составленным документам со взиманием всех предусмотренных тарифами плат и сборов, то в пункте вынужденной выгрузки объем произведенных работ засчитывается по выгрузке и по погрузке в другое судно в соответствующих видах плавания.
В портах, соприкасающихся с речными бассейнами, по грузам, прибывающим в порт речным путем и переотправленным, даже с предварительной выгрузкой на берег, морским путем физические тонны учитываются только один раз по моменту погрузки в морское судно, а по грузам, прибывшим морским путем и переотправленным речным путем, по моменту выгрузки из морского судна.
Вес грузов в любых контейнерах учитывается с весом контейнера брутто.
При распаузке судна на рейде основного порта с дальнейшей доставкой груза в этот порт, учет осуществляется только один раз по выгрузке на рейде (выгрузка на причале второй физической тонны не создает).
Не подлежат включению в отчет объемы внепортовых, вспомогательных и хозяйственных работ, в том числе: работы, выполненные вне территории порта, за исключением перечисленных выше; работы на территории порта, выполняемые по требованиям клиентуры за дополнительную плату: штабелирование грузов, сортировка, вскрытие грузовых мест для определения качества грузов; перекладка для маркировки, работа по рыхлению грузов (включая взрывные работы), работы по оборудованию судов под перевозку тяжеловесов, живого скота и птицы, крепление и раскрепление грузов, очистка судов после выгрузки из них загрязняющих грузов, взвешивание грузов; работы на территории порта, выполняемые для хозяйственных и других нужд порта: очистка и уборка территории, околка льда, выгрузка из автотранспорта и вагонов грузов, прибывающих для хозяйственных и строительных нужд порта; перелопачивание угля в целях предохранения от самовозгорания, киркование соли и руды; внутрискладские перемещения грузов; землечерпательные и дноуглубительные работы на акватории порта.
Разделе 4 «Доходы и затраты по перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности на морском транспорте» по стр. 411 - с перевозкой грузов; по стр. 412 - с перевозкой пассажиров; по стр. 413 - с погрузочно-разгрузочными работами.
Формирование экономических показателей по перевозочной деятельности по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости перевозочной деятельности.
Доходы, полученные от перевозок в заграничном плавании определяются как сумма доходов, полученных от перевозок в заграничном плавании в рублях, и доходов, полученных в загранплавании в инвалюте, пересчитанных в рубли по курсу Центробанка России на момент окончания перевозки.
В затраты включаются расходы отчитывающегося предприятия, затрачиваемые на перевозку грузов и пассажиров (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.).
Расходы по перевозкам в заграничном плавании определяются как сумма расходов, произведенных в рублях и в инвалюте, пересчитанных по курсу Центробанка России на момент окончания перевозки.
В доходы и затраты от перевозок не должны включаться доходы и расходы по работам, не связанным с перевозкой (по перегрузочным работам, по судам, сданным в аренду и прочим доходам и расходам).
При распределении эксплуатационных расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками рекомендуется предприятиям (организациям), эксплуатирующим суда, одновременно перевозящим грузы и пассажиров, распределение общей суммы расходов между видами перевозок производить или пропорционально доходам, полученным собственно за перевозку грузов и пассажиров, или пропорционально приведенным тоннаже-суткам, которые определяются суммированием тоннаже-суток и пассажиро-место-суток в эксплуатации.
Предприятия (организации), эксплуатирующие отдельно грузовые и пассажирские суда, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы, относящиеся, соответственно, к грузовым и пассажирским перевозкам. Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым расходам, или пропорционально эксплуатационным измерителям работы данного типа судна.
Транспортный комплекс Калининградской области включает морские и речные порты, сеть автомобильных и железных дорог, морской, речной, воздушный, автомобильный и железнодорожный транспорт.
Развитая сеть автомобильных и железных дорог, напрямую связанных с российской и европейской транспортными системами - вот преимущества транспортной системы области. Общая протяжённость железных дорог – 857 км, автомобильных – 7500 км, судоходных путей - 330 км, магистрального газопровода – 183,3 км. В то же время имеется ряд факторов, сдерживающих дальнейшее развитие регионального транспортного комплекса. Это и сложности таможенного характера, связанные с прохождением грузов через три государственные границы. Значительная изношенность транспортной инфраструктуры. Физический и моральный износ сооружений, портов и станций, отсутствие достаточной ремонтной базы, несоответствие автодорожного комплекса области международным стандартам, недостаточное развитие таможенных и контрольно-пропускных пунктов, слабая координация в вопросах развития и функционирования как отдельных видов транспорта (особенно автомобильного), так и всего транспортного комплекса в целом.
Рассмотрим
подробнее каждый элемент структуры
транспортного комплекса с
Для анализа данных будем использовать следующие показатели :
где - значение показателя в текущем году;
- значение показателя в
Рост
грузооборота по всем видам транспорта
в 2009 г. составил по сравнению с 2008г. 0,95%,
достигнув уровня 3477,9 млн.т-км. (таблица
3.1).
Таблица 3.1
Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млн.т-км.)
2006 | доля, % | 2007 | доля, % | 2008 | доля, % | 2009 | доля, % | |
Железнодорожный (отправлено) | 2700 | 99,1 | 2891 | 98,56 | 2919 | 84,72 | 3014 | 86,66 |
Автомобильный2 | 23 | 0,84 | 41 | 1,4 | 525 | 15,23 | 462 | 13,28 |
Воздушный | 1,3 | 0,05 | 1,2 | 0,04 | 1,1 | 0,05 | 1,9 | 0,05 |
Всего | 2724,3 | 100 | 2933,2 | 100 | 3445,1 | 100 | 3477,9 | 100 |
В 2009 г. основную долю в общем грузообороте Калининградской области составляют перевозки грузов железнодорожным транспортом (86,66%), 13,28% занимают автомобильные перевозки, и 0,05% занимают авиаперевозки.
В таблице 3.2 представлены данные о перевозках по видам транспорта общего пользования.
Таблица 3.2
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (тыс.т)
2006 | доля, % | 2007 | доля, % | 2008 | доля, % | 2009 | доля, % | |
Железнодорожный (отправлено) | 2041,0 | 92,7 | 2054,0 | 84,5 | 2170,0 | 70,0 | 2004 | 76,3 |
Автомобильный2 | 159,0 | 7,2 | 376,0 | 15,5 | 925,0 | 29,9 | 620,0 | 23,6 |
Воздушный | 0,9 | 0,04 | 1,1 | 0,05 | 1,0 | 0,03 | 1,7 | 0,06 |
Всего | 2200,9 | 100 | 2431,1 | 100 | 3096,0 | 100 | 2625,7 | 100 |
В 2009 г. объем перевозок по всем видам транспорта составил 2625,7 тыс.т., или 84,8% к уровню 2008 г.. В течении 2006-2009 гг. стабильный рост наблюдается на железнодорожном и автомобильном транспорте, при этом наибольший прирост был обеспечен в 2008 г. - на железнодорожном транспорте – 5,6%, на автомобильном – 146%; в 2007 г. 0,6% и 136,5% соответственно. После значительного роста в 2007-2008 гг., в 2009 г. отмечается снижение объема перевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте на 7,6% и 33,0 % соответственно.
Информация о работе Статистическая отчетность о деятельности транспортных предприятий