Методы анализа иерархий (МАИ) особенности применения достоинства и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Метод Анализа Иерархий (МАИ) – математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. МАИ не предписывает лицу, принимающему решение (ЛПР), какого-либо «правильного» решения, а позволяет ему в интерактивном режиме найти такой вариант (альтернативу), который наилучшим образом согласуется с его пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Методика применения МАИ 5
Моделирование проблемы в виде иерархии 6
Определение иерархической структуры 6
Объяснение иерархических структур, используемых в МАИ 7
Расстановка приоритетов 8
Определение приоритетов и пояснения 9
Практическое применение МАИ 10
Глава 2. Пример использования МАИ при выборе поставщиков 12
Преимущества и недостатки. 12
Выбор наилучшего поставщика с помощью метода анализа иерархий 13
Экспертная оценка основных критериев выбора поставщиков 15
Определение приоритетов поставщиков отдельно по каждому критерию. 18
Определение итоговых результатов выбора наилучшего поставщика. 30
Заключение 32
Литература 33

Работа содержит 1 файл

Методы анализа иерархий МАИ особенности применения достоинства и недостатки.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

 

     

Глава 2. Пример использования МАИ при выборе поставщиков

Преимущества  и недостатки.

       

               При использовании МАИ оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве использования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

     Таблица 1.

     Сравнительный анализ методов выбора поставщиков.

     Название  метода      Преимущества      Недостатки
     Метод рейтинговых оценок      Простой и быстрый расчет показателей      Трудно  получить объективные данные
     Метод оценки затрат      Учитывает все возможные затраты      Анализ  поставщика только с категории затрат
     Метод доминирующих характеристик      Простое использование, оценка главного фактора      Невозможность комплексной оценки поставщиков
     Метод анализа иерархий      Комплексная оценка поставщиков      Сложные расчеты и необходимость большого объема информации
 

     МАИ включает в себя следующие четыре этапа: 

     
    1. Построение  соответствующей иерархии задачи принятия решений.
    2. Попарное сравнение всех элементов иерархии.
    3. Устранение несогласованности матриц попарных сравнений (если это необходимо).
    4. Математическая обработка полученной от ЛПР информации.

   Для упрощения процедуры расчетов показателей  при использовании метода анализа  иерархий будем использовать возможности и диалоговые окна программной системы “MPRIORITY 1.0”.

Выбор наилучшего поставщика с помощью метода анализа иерархий

 

     Задача:

     Предприятию по производству косметической продукции  среднего уровня в г.Москва необходимо выбрать нового поставщика жидких отдушек 55 различных видов. Отдушки должны быть по 11 направлениям аромата (морское, травяное, цветочное, фантазийное, фруктовое, шоколадно-молочное, древесное, ванильное, медово-кофейное, цитрусовое, хвойное) и 5 направлениям области применения (кремы, бальзамы, гели, маски и скрабы, лосьоны). Основные особенности сырья: жидкое, хранится при комнатной температуре, в темном помещении, предполагает вакуумную упаковку. Планируется закупить по 5 кг каждого вида сырья, итого получается 275 кг. Имеется возможность самостоятельной отгрузки и транспортировки сырья.

     Было  отобрано 5 потенциальных новых поставщиков:

  1. ООО «РосКосметика» - производитель отдушек для косметики и бытовой химии. Месторасположение: Украина, г.Николаев.

(Поставщик  1).

  1. Ариэль Космет – дистрибьютер химического сырья для производства косметических препаратов, парфюмерии и средств бытовой химии из Германии, Франции, Голландии и Нидерландов. Месторасположение: Московская обл., Люберецкий р-н, г.Котельники. (Поставщик 2).
  2. ООО «Флоресанс-Парфюм» - официальный дистрибьютер французской фирмы «Floressence». Основными направлениями деятельности являются реализация композиций, отдушек, эфирных масел и душистых веществ  для производства парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии. Месторасположение: Украина, г.Киев. (Поставщик 3).
  3. ООО «Тереза Интер» - дистрибьютер французской фирмы «РЕЙНО и ФИС», а также производитель парфюмерных композиций-баз и отдушек для всех видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. Месторасположение: г.Москва. (Поставщик 4).
  4. ЗАО «Акжера-Ароматика» - производитель сырья и ингредиентов для пищевой и косметической промышленности. Месторасположение: г.Москва. (Поставщик 5).

     Оценку  поставщиков будем проводить  по 6 основным критериям:

  1. Стоимость поставки.
  2. Наличие системы менеджмента качества (СМК).
  3. Оценка качества пробных образцов закупок.
  4. Продолжительность доставки.
  5. Обеспечение сохранности продукции в процессе отгрузки и транспортировки.
  6. Широта предлагаемого ассортимента.

           Иерархия целей для нашей задачи  представлена на рис.1.

     Для составления матрицы попарных сравнений  по критериям будем использовать результаты оценки каждого критерия группой из 5 экспертов.

Экспертная  оценка основных критериев выбора поставщиков

 

     Пяти  экспертам в области жидких отдушек  для производства косметической  продукции предложено оценить по 5-бальной шкале важность каждого  критерия. 1б – самая низкая степень  важности, 5б – самая высокая степень важности.

     Результаты  экспертных оценок представлены в Табл.2.

     Таблица 2.

     Экспертная  оценка критериев  выбора поставщиков.

Критерии Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5 Итого
Стоимость поставки 4 3 3 5 5 20
Наличие СМК 5 4 5 5 3 22
Оценка  качества образцов 5 3 5 5 5 23
Время доставки 4 5 4 3 5 21
Обеспечение сохранности продукции 5 3 4 4 4 20
Широта  ассортимента 3 5 3 2 3 16
 

     Разницу в итоговых значениях обозначим  Δ. В зависимости от значения Δ  будем выставлять ранги важности (Табл.3).

     Таблица 3.

     Определение рангов важности для  Δ.

     Δ      Ранг  важности
     0      2
     1      3
     2      4
     3      5
     4      6
     5      7
     6      8
     7 и более      9

     На  основании вышеописанных данных составим матрицу попарных сравнений  основных критериев (Табл.4). 

     Таблица 4.

     Матрица попарных сравнений критериев оценки поставщиков.

Критерии Стоимость поставки Наличие СМК Оценка качества образцов Время доставки Обеспечение сохранности  продукции Широта ассортимента
Стоимость поставки 1 1/4 1/5 1/3 2 6
Наличие СМК 4 1 1/3 3 4 8
Оценка  качества образцов 5 3 1 4 5 9
Время доставки 3 1/3 1/4 1 3 7
Обеспечение сохранности продукции 1/2 1/2 1/5 1/3 1 6
Широта  ассортимента 1/6 1/8 1/9 1/7 1/6 1
Итого 13,667 5,208 2,094 8,809 15,167 37
 

     На  основании более подробных расчетов, приведенных в главе 2.3.1, представим основные показатели для данной матрицы: 
 
 
 
 
 

     Таблица 5.

     Значение  вектора приоритетов  для Табл.4.

Критерий Нормализованный собственный вектор
Стоимость поставки 0,091
Наличие СМК 0,244
Оценка  качества образцов 0,408
Время доставки 0,151
Обеспечение сохранности продукции 0,082
Широта  ассортимента 0,024
 

     λmax = 6,6501

     ИС = (λmax-n)/ (n-1) = (6,6501-6)/5 = 0,13

     ОС = ИС/М(ИС) = 0,13/1,24 = 0,1049 (10,49%)

     Сравним полученные показатели с расчетом по программе “MPRIORITY 1.0”:

     

     Рис.1. Таблица попарных сравнений и основные показатели для решаемой задачи.

     Оценка  согласованности в данном случае равна 7,94% по сравнению с 10,49% при  самостоятельном расчете. Разница  в показателях объясняется тем, что при самостоятельном расчете  показатели округляются, и в результате возникает некоторая неточность. Таким образом, полученная матрица попарных сравнений согласована, и мы можем продолжать решение задачи.

     Рис.2. Итоговый результат попарных сравнений основных критериев.

     Наибольший  вес имеет оценка качества пробных образцов закупки (42,1%),  далее – наличие СМК (25,33%), время доставки (14,87%) и ее стоимость (8,62%), и, наконец, менее значимые критерии – обеспечение сохранности продукции в процессе отгрузки и транспортировки (6,84%) и широта предлагаемого ассортимента (2,2%). 
 

Определение приоритетов поставщиков  отдельно по каждому  критерию.

 
     
  1. Стоимость поставки. Данный показатель складывается из суммы средней цены на сырье и стоимости доставки. Среднюю цену будем определять исходя из максимальной и минимальной цены на сырье каждого поставщика. Доставка собственным транспортом прибавляет к стоимости поставки 1,5€ (для поставщиков 1 и 3).

Информация о работе Методы анализа иерархий (МАИ) особенности применения достоинства и недостатки