Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.
Введение.
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный.
Цель данной работы - рассмотрение методов сбора социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных
1. метод анализа документов;
2. метод наблюдения;
3. метод опроса.
ФГОУ ВПО
«Калининградский Государственный Технический Университет
Контрольная работа по специальности социология
по теме:
«Методы сбора социальной информации»
Выполнил: Проверил доцент
студент группы 09-БУ-1 Грищенко Н.А. _______________
Цветкова
Е.С. _______________
Дата:_________________________
____________________________
Калининград
2011
Введение.
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный.
Цель
данной работы - рассмотрение методов
сбора социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих
исследовательских задач: описать три
принципиальных класса методов сбора
первичных эмпирических данных
1. метод анализа документов;
2. метод наблюдения;
3. метод опроса.
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.
Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Именно анализ документов дает первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.
Наконец, на стадии анализа и интерпретации результатов часто возникает необходимость обращения к различным документам, чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, уточнить границы интерпретации полученных результатов, проконтролировать их надежность.
«Документ» — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.
В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:
а) письменные документы, т. е. документация на бумажных носителях или электронных носителях для чтения их с помощью компьютеров. Среди них традиционные архивные документы государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса (газеты, журналы); личные документы (письма, дневники);
б) иконографические: видео-, кино- и фотодокументы, картины, гравюры и т. п.;
в) фонетические: магнитные и подобные им записи, грампластинки.
Все
более универсальным
Наиболее универсальным глобальным средством распространения информации в последнее время стала «всемирная паутина» — Интернет.
По содержанию документы можно подразделить на следующие группы:
1. Различные виды статистических данных — один из наиболее важных источников информации. Ядром этих данных являются результаты переписей населения и текущего статистического учета, которые проводит Госкомстат России.
2.Документы
текущего делопроизводства
3.Результаты
выборочных социологических
4.Другим традиционным для социологов источником документов являются СМИ — газеты, радио, телевидение. Направленность политической пропаганды, рекламные кампании и их содержание, отражение социальных, политических и экономических проблем общества — далеко не полный перечень вопросов, которые решают социологи с помощью анализа подобных
документов.
Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни.
Наблюдение в социологии — метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
Вторая разновидность методики наблюдения — неструктурированное, или нестандартизированное, наблюдение. В этом случае исследователь определяет лить общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Самостоятельную
роль метод наблюдения играет при
изучении уникальных и быстротечных
явлений общественной жизни и
при монографическом
Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения, отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий; участники действий; зависимости между индивидами и группами; окружение (обстановка).
Виды наблюдения.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.
положения.
Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.
Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многофанность. Гибкость метода — еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец, относительная дешевизна — важный атрибут, присущий этому методу.
Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения.
Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.
2.1. Эксперимент.
В самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспериментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Простейшим примером такого экспериментального воздействия может служить реклама того или иного товара, когда публикуется сообщение о рекламируемом товаре и регистрируется изменение
поведения населения, которое, как предполагается, будет выражаться в изменении спроса на этот товар. Аналогичный пример — предвыборная кампания кандидата в президенты.
Классическая модель эксперимента.
Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной (выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную
(голосование человека на выборах). Целью же эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.
Проблема внутренней и внешней обоснованности.
Проблема внутренней обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента. Д. Кэмпбелл и Дж. Стенли выделяют несколько источников этой проблемы. Вот лишь некоторые из них: влияние событий в прошлом на результаты эксперимента; изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента; влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей; влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора; несопоставимость экспериментальной
и контрольной групп.
По
характеру экспериментальной
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).
В
лабораторном эксперименте объект исследования
наблюдается не в естественных условиях,
а в лабораторной обстановке. Это
позволяет более точно
Для
эксперимента важнейшим условием является
установление его валидности, т.е. обоснованности
и адекватности его результатов и выводов.
Внутренняя валидность означает доказательство
того, что именно экспериментальный фактор
вызвал наблюдаемые изменения объекта.
Внешняя валидность – установление того,
что выявленная экспериментом закономерность
может быть перенесена на естественную,
неэкспериментальную ситуацию. Для полевого
эксперимента особой проблемой является
обеспечение внутренней валидности, для
лабораторного – внешней.