Метод анализа информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.

Содержание

Введение.
В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам получения первичной социальной информации — количественный и качественный.
Цель данной работы - рассмотрение методов сбора социальной информации.
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных

1. метод анализа документов;
2. метод наблюдения;
3. метод опроса.

Работа содержит 1 файл

Метод анализа документов .docx

— 41.29 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

«Калининградский Государственный Технический Университет

Кафедра Социальных наук, педагогики и права»

 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по специальности социология

по теме: «Методы сбора социальной информации» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Проверил доцент

студент группы 09-БУ-1 Грищенко Н.А. _______________

Цветкова  Е.С. _______________                                  (подпись)

                                                   (подпись) Замечания:

Дата:_________________________ ____________________________ 
 ____________________________

                                                                                  Дата: _______________________ 
 
 

Калининград

2011

       Введение.

       В современной социологии сосуществуют два разных подхода к методам  получения первичной социальной информации — количественный и качественный.

       Цель  данной работы - рассмотрение методов  сбора социальной информации.  
Для этого предполагается решение следующих исследовательских задач: описать три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных

        
1. метод анализа документов;  
2. метод наблюдения;

3. метод опроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Метод анализа документов.
 

       Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.

       Анализ  содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Именно анализ документов дает первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.

       Наконец, на стадии анализа и интерпретации  результатов часто возникает необходимость обращения к различным документам, чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, уточнить границы интерпретации полученных результатов, проконтролировать их надежность.

       «Документ»  — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

       В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:

       а) письменные документы, т. е. документация на бумажных носителях или электронных носителях для чтения их с помощью компьютеров. Среди них традиционные архивные документы государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса (газеты, журналы); личные документы (письма, дневники);

       б) иконографические: видео-, кино- и фотодокументы, картины, гравюры и т. п.;

       в) фонетические: магнитные и подобные им записи, грампластинки.

       Все более универсальным техническим  способом хранения и распространения становится представление информации в цифровой форме на машиночитаемых носителях для компьютеров.

       Наиболее  универсальным глобальным средством  распространения информации в последнее время стала «всемирная паутина» — Интернет.

       По  содержанию документы можно подразделить на следующие группы:

       1. Различные виды статистических  данных — один из наиболее важных источников информации. Ядром этих данных являются результаты переписей населения и текущего статистического учета, которые проводит Госкомстат России.

       2.Документы  текущего делопроизводства различных  организаций. Для этих документов во многих случаях определены сроки хранения. После истечения этих сроков документация, предназначенная для постоянного или длительного хранения, передается в архивы.

       3.Результаты  выборочных социологических исследований представляют собой новый вид статистической информации.

       4.Другим  традиционным для социологов  источником документов являются СМИ — газеты, радио, телевидение. Направленность политической пропаганды, рекламные кампании и их содержание, отражение социальных, политических и экономических проблем общества — далеко не полный перечень вопросов, которые решают социологи с помощью анализа подобных

       документов. 
 

    1. Метод наблюдения.
 

       Каждый  из нас ежедневно использует метод  наблюдения в повседневной жизни.

       Наблюдение  в социологии — метод сбора  информации путем непосредственного  изучения социального явления в  его естественных условиях.

       В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого  метода.

       Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие  предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые  предстоит наблюдать; определение  условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные  кодификаторы для регистрации наблюдаемых  явлений.

       Вторая  разновидность методики наблюдения — неструктурированное, или нестандартизированное, наблюдение. В этом случае исследователь  определяет лить общие направления  наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме  непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

       Самостоятельную роль метод наблюдения играет при  изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и  при монографическом исследовании отдельных локальных объектов.

       Схематично  можно выделить несколько типов  социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения, отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий; участники действий; зависимости между индивидами и группами; окружение (обстановка).

       Виды  наблюдения.

       В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.

  1. Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как ее полноправного члена. Роль наблюдателя не известна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного

       положения.

  1. Ситуация «участник как наблюдатель» характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя. Программа наблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ наблюдаемой целостной ситуации, качественное обобщение и формирование оценок и выводов.
  2. Ситуация «наблюдатель как участник» означает, что наблюдатель — прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Примерами этой разновидности метода наблюдения могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения.
  3. И наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

       Основные  достоинства и  недостатки метода наблюдения.

       Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многофанность. Гибкость метода — еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И наконец, относительная дешевизна — важный атрибут, присущий этому методу.

       Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения.

       Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

       2.1. Эксперимент.

       В самом общем виде эксперимент  включает два этапа: экспериментальное  воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Простейшим примером такого экспериментального воздействия может служить реклама того или иного товара, когда публикуется сообщение о рекламируемом товаре и регистрируется изменение

поведения населения, которое, как предполагается, будет выражаться в изменении спроса на этот товар. Аналогичный пример — предвыборная кампания кандидата в президенты.

       Классическая  модель эксперимента.

       Модель  эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной (выступление кандидата в президенты) на зависимую переменную

(голосование  человека на выборах). Целью же  эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую.

       Проблема  внутренней и внешней  обоснованности.

       Проблема внутренней обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время самого эксперимента. Д. Кэмпбелл и Дж. Стенли выделяют несколько источников этой проблемы. Вот лишь некоторые из них: влияние событий в прошлом на результаты эксперимента; изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента; влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей; влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора; несопоставимость экспериментальной

и контрольной групп.

       По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

       В полевом эксперименте воздействие  экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты  исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).

       В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это  позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора. Но поскольку участники знают  о факте эксперимента, исследователю  необходимо замаскировать его истинные цели и задачи.

       Для эксперимента важнейшим условием является установление его валидности, т.е. обоснованности и адекватности его результатов и выводов. Внутренняя валидность означает доказательство того, что именно экспериментальный фактор вызвал наблюдаемые изменения объекта. Внешняя валидность – установление того, что выявленная экспериментом закономерность может быть перенесена на естественную, неэкспериментальную ситуацию. Для полевого эксперимента особой проблемой является обеспечение внутренней валидности, для лабораторного – внешней. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Метод анализа информации