Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Метод Анализа Иерархий (МАИ) – математический инструмент системного подхода к сложным проблемам принятия решений. МАИ не предписывает лицу, принимающему решение (ЛПР), какого-либо «правильного» решения, а позволяет ему в интерактивном режиме найти такой вариант (альтернативу), который наилучшим образом согласуется с его пониманием сути проблемы и требованиями к ее решению.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Методика применения МАИ 5
Моделирование проблемы в виде иерархии 6
Определение иерархической структуры 6
Объяснение иерархических структур, используемых в МАИ 7
Расстановка приоритетов 8
Определение приоритетов и пояснения 9
Практическое применение МАИ 10
Глава 2. Пример использования МАИ при выборе поставщиков 12
Преимущества и недостатки. 12
Выбор наилучшего поставщика с помощью метода анализа иерархий 13
Экспертная оценка основных критериев выбора поставщиков 15
Определение приоритетов поставщиков отдельно по каждому критерию. 18
Определение итоговых результатов выбора наилучшего поставщика. 30
Заключение 32
Литература 33
На основании данных Табл.11 составим матрицу попарных сравнений для широты предлагаемого ассортимента.
Рис.13. Таблица попарных сравнений и основные показатели для широты предлагаемого ассортимента.
Рис.14. Итоговый результат попарных сравнений для широты предлагаемого ассортимента.
Таким образом, по широте предлагаемого ассортимента наибольший приоритет имеют поставщики 4 (48,85%) и 5 (21,53%).
Окончательный
выбор поставщиков
Для выбора наилучшего поставщика необходимо провести аддитивную свертку критериев по каждому из поставщиков, а затем на основании итоговых приоритетов выбрать наибольшее значение.
Например, для Поставщика 1 итоговый приоритет будет равен:
0,091×0,2713+0,244×0,
Аналогично рассчитывается этот показатель для всех остальных поставщиков (Табл.12).
Таблица 12.
Аддитивная свертка критериев для каждого поставщика.
Поставщики | Критерии | Итоговые приоритеты | |||||
Стоимость поставки | Наличие СМК | Качество пробных образцов | Время доставки | Сохранность в процессе отгрузки и транспортировки | Широта ассортимента | ||
Численное значение вектора приоритета | |||||||
0,091 | 0,244 | 0,408 | 0,151 | 0,082 | 0,024 | ||
РосКосметика | 0,2713 | 0,1426 | 0,2941 | 0,0504 | 0,3843 | 0,0762 | 0,2204 |
АриэльКосмет | 0,0641 | 0,0716 | 0,0588 | 0,2526 | 0,0991 | 0,1594 | 0,0974 |
Флорессанс-Парфюм | 0,0918 | 0,3093 | 0,2941 | 0,1387 | 0,3843 | 0,0604 | 0,2577 |
Тереза-Интер | 0,1425 | 0,4426 | 0,2941 | 0,4193 | 0,0991 | 0,4885 | 0,3241 |
Акжера-Ароматика | 0,43 | 0,0337 | 0,0588 | 0,1387 | 0,0329 | 0,2153 | 0,1001 |
Таким
образом, наилучшим поставщиком
оказалось предприятие Тереза-
Рис.15. Итоговые приоритеты поставщиков.
Для поставки жидкой отдушки предприятием по производству косметической продукции среднего уровня в г.Москва будет выбран Поставщик 4 – Тереза-Интер.
Использование метода анализа иерархий позволило в данном случае провести комплексную оценку каждого потенциального нового поставщика по всем отобранным основным критериям с максимально полным использованием всей имеющейся информации.
В данной работе был рассмотрен один из основных методов решения управленческих задач: метод анализа иерархий на примере задачи выбора поставщика. С его помощью удалось определить наилучшего поставщика жидкой отдушки для производителя косметической продукции среднего класса в г.Москва.
При решении управленческих задач с помощью метода анализа иерархий можно самостоятельно производить расчеты или воспользоваться программным приложением. Однако в любом случае необходимы экспертные оценки для составления исходной матрицы попарных сравнений, на основании которой затем происходит расчет основных показателей.
Таким образом, в данной работе была рассмотрена основополагающая проблема любого производственного предприятия – выбор поставщика сырья и метод анализа иерархий является самым полным и комплексным методом из всех, что позволяет дать более точную и верную оценку потенциальных новых поставщиков, выбрав все необходимые критерии оценки.
Информация о работе Методы анализа иерархий (МАИ) особенности применения достоинства и недостатки