Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………...8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

      Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

      «Башкирский государственный  университет»

      Институт  права 

      Кафедра теории государства  и права 
 
 

      Курсовая  работа на тему:

      «Взаимные обязанности и  ответственность  государства и  личности как принцип  правового государства» 
 
 

                Выполнила студент

                1 курса СФО  Алимбеков  А.Г.

                Проверил  к.ю.н.,

                доцент  Искужин Т.С. 

                                            

      УФА – 2011

      СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………3

    Глава 1. ПОНЯТИЕ  И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО 

    ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5

    1. Идея правовой государственности в истории

    политико правовой мысли…………………………………………………5

    1. Понятие и принципы правового государства………………………...8

    Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И  
    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ  
    КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19

    2.1. Содержание  принципа……………………………………………….19

    2.2. Практика  реализации этого принципа в  России  
    на современном этапе………………………………………………….…23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33

    Список использованной литературы……………………………………34 
     
     
     
     
     
     
     
     

                                              Введение 
    
       В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

     В своей работе я хотел бы сначала  разобрать, что такое правовое государство, его понятие, его основные принципы, а затем разобрать такой важный принцип, как взаимная ответственность  государства и личности, что это  такое, в чем она заключается, почему именно взаимная, чем она  так важна.  
    Это важно потому, что наша страна идет по пути развития правового государства, но без помощи своих граждан она не сможет стать таковым. Если граждане не осознают, что такое правовое государство, то идти по этому пути развития будет очень сложно, так как они будут тормозить развитие своими неправильными представлениями о направлениях развития, принципах и необходимых условиях. Они не смогут правильно понять свою задачу, ожидая уравниловки и обеспечения прав «сверху», когда, прежде всего, необходимо обеспечивать эти права «снизу», выполняя свои обязанности в отношении других людей.

     В своей работе я использовал труды  таких ученых, как Л. И. Спиридонов, С. А. Комаров, В. А. Четвернин, В. С. Нерсесянц, «Юридическую энциклопедию» М. Ю. Тихомирова, а также различные документы, такие как конституция и декларация прав человека, в которых закрепляются основные права человека и гражданина, а также принципы государства, основные направления пути его развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

      1.1 Идея правовой государственности в истории политико–правовой       мысли

      Идея  утверждения права в общественной жизни своими корнями восходит еще  к тому периоду в истории человечества, когда возникали первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и  социального расслоения первобытных  коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно–властном  упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену  первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших немало правовой регламентации механизма  государственного управления. С момента  своего возникновения право, образом, выступает не только инструментом воздействия  на общественные отношения, но и средством  обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения  с помощью права, государство  должно было конституировать себя законодательным  путём. 
      Итак, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем русле углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и поддержке власти становится властной силой (то есть общеобязательным законом), а публично–властная сила (с её возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная и, следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (то есть соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично–властной силы является основной идеей правовой государственности.Ещё Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…». Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

      Идеи  древнегреческих и древнеримских  мыслителей, воплощавшиеся в характерных  для той эпохи понятиях, не имели  еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении  концепции правового государства  во времена античности — значит, делать очень большое допущение…». Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя  они и не имели шансов получить последовательного обоснования. Существующая тогда действительность не могла  еще дать необходимой информации для этого.  
     В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

      В их трудах проявились стремление ввести государственное властвование в  правовые границы и отрицательное  отношение к абсолютизму государственной  власти. Соответственно существенные изменения претерпело и понимание  государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, поскольку государство предстает  у данных теоретиков в виде организации  власти, признанной гарантировать собственность  и права индивидов, а также  разрешать в законном порядке  возникающие между ними споры. Государство  оказывалось тем самым средством  утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и  общим благом. В трактовку соотношения  государства и права в XVI–XVII веков  были привнесены идеи, неизвестные  предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов  и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

        Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение. В России данная концепция развивалась в трудах учёных–юристов либеральной школы — Б.H. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского. Специальные исследования посвятили этой теме, в частности, В.М. Гессен, С.А. Котляревский  и другие.

            Второе дыхание эта идея обрела в современною мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании, Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас у нас в России) является орудием борьбы за права человеке, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.

      Теория  правового государства вовсе  не застывшая догма. Она развивается  и сегодня, постоянно наполняясь содержанием по мере накопления в  истории человечества правовых и  нравственных традиций и политического  опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда  не существовало и не существует единой общепризнанной концепции правового  государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих  позиций, в рамках различных типов  правопонимания, отражать реалии различных  национальных политических и правовых систем и т.д.

    1.   Понятие и принципы правового государства.

      «Государство  – форма организации классового общества как суверенного, исторически  сформировавшегося, основанной на определенной преобладающей системе производственных отношений. Основной институт политической системы; состоит из совокупности представительных учреждений, исполнительно-распорядительных органов, надзорно-контрольных, судебных учреждений, органов охраны общественного  порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и так далее. Форма государства характеризуется  тремя составляющими, к которым  относятся: форма правления, форма  государственного устройства и политический режим.» Личность - это индивидуально  определенная совокупность социально- значимых свойств человека, проявляющихся  в отношениях между людьми. Понятие  личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны  с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся  система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в  процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность - взаимообусловливающие  друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве. 
    Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. «Государство выступает продуктом права и объективной потребностью по поддержанию должного порядка в обществе. Цель государства – охрана гражданского права, норм социального и экономического развития».  
    Гражданин- это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.

      Не  всякое государство является правовым, так как для правового государства  характерны некоторые особенности. В современном мире большинство  государств, как с республиканским (С ША, Франция), так и с монархическим  строем (Англия), стремятся к созданию правового государства и защите основных прав и свобод человека. И  хотя государство и право суть продукты общества, государство тем  не менее подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Подчинившись юридическим нормам, оно  превращается в субъекта права, и  в этом качестве равноправно с  другими субъектами, в первую очередь, с индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, стало быть, правовое государство. «Для того, чтобы построить правовое государство, прежде всего необходимо преодолеть глубоко укоренившееся формально-догматическое, узко нормативное восприятие правовой деятельности, когда за реальное право  выдаются нормативные решения, которые  не считаются с принципами и ценностями общества, потребностями его развития.

      Демократия  является политической формой, адекватной нормальным экономическим отношениям в обществе. Это предполагает и  демократические правовые формы  общественных отношений. Одной из важнейших  среди них является юридическая  конструкция договора, основанная на свободном волеизъявлении равноправных участников, имеющих не только экономическое, но и политическое значение. Правовое государство невозможно без правовой экономики».

        «Юридическая энциклопедия» дает  свое определение правового государства.  «Правовое государство – это  тип государства, в котором  функционирует режим конституционного  правления, существует развитая  и непротиворечивая правовая  система и эффективная судебная  власть, при одновременном наличии  реального разделения властей  с их эффективным взаимодействием  и взаимным контролем, с развитым  социальным контролем политики  и власти. Общее демократическое  устройство системы власти и  политики правового государства  органически связано с его  правовыми установками. В основу  правового государства заложено  равенство власти, гражданина, общества  и права, их правовое равенство  перед законом. Высшая власть  в правовом государстве – власть  закона, которому в равной мере  подчиняются все – от высших  должностных лиц государства,  органов государственной власти  до рядовых граждан. В правовом  государстве создаются условия  правовой свободы личности, основанные  на принципе «дозволено все,  что прямо не запрещено законом». Человек, как субъект права,  свободен распоряжаться своими  силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и  мерой свободы, призвано максимально  раздвинуть границы, сковывающие  личность, прежде всего в экономике,  в сфере внедрения научно-технического  прогресса в производство.

Информация о работе Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства