Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа
В процессе данной работы мы узнаем первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, которая формировалась еще в Древнем мире. Так же рассмотрим правовое государство и гражданское общество, которые логически предполагают друг друга и в тоже время узнаем, является ли Россия правовым государством, и если да, то проанализируем, насколько эффективна правовая система Российской Федерации и какие существуют в ней недостатки.
Введение стр. 3
Глава I. Государство и право стр. 3
§ 1. Признаки и определение права стр. 3
§ 2. Разнообразие определений государства стр. 6
Глава II. Основы и признаки правового государства. Определение
правового государства стр. 12
§ 1. Философы о правовом государстве стр. 12
§ 2. Основы правового государства стр. 15
§ 3. Признаки и определение правового государства стр. 15
Глава III. Гражданское общество и правовое государство. Правовое государство в России стр. 26
§ 1. Гражданское общество и правовое государство стр. 26
§ 2. Правовое государство в России: теория и реальность стр. 30
Заключение стр. 39
Список литературы стр. 41
по
дисциплине: «Теория
государства и права»
тема: «Общее
понятие и признаки
правового государства»
Научный руководитель (преподаватель)
Выполнил
студент
2010
г.
Содержание
Введение
Глава I. Государство
и право
§ 1. Признаки и
определение права
§ 2. Разнообразие
определений государства
Глава II. Основы и признаки правового государства. Определение
правового
государства
§ 1. Философы о правовом
государстве
§ 2. Основы правового
государства
§ 3. Признаки и определение правового государства стр. 15
Глава III. Гражданское
общество и правовое государство. Правовое
государство в России
§ 1. Гражданское общество и правовое государство стр. 26
§ 2. Правовое государство в России: теория и реальность стр. 30
Заключение
Список литературы
Введение
Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности, а также гарантия прав и свобод личности. Прежде чем в данной работе будут более подробно рассмотрены признаки правового государства, хотелось бы дать определения как права, так и государства отдельно друг от друга, проследить какая существует связь между этими понятиями. В процессе данной работы мы узнаем первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, которая формировалась еще в Древнем мире. Так же рассмотрим правовое государство и гражданское общество, которые логически предполагают друг друга и в тоже время узнаем, является ли Россия правовым государством, и если да, то проанализируем, насколько эффективна правовая система Российской Федерации и какие существуют в ней недостатки.
Глава I. Государство и право
Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. Прежде чем рассмотреть основные понятия и признаки правового государства, хотелось бы дать определения права и государства в отдельности.
К признакам права можно отнести следующие: право - это явление общественное, оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития, право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Право имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя: а) людей; б) отношения между людьми (общественные отношения); в) поведение субъектов общественных отношений.
Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании. Право по своей природе (сущности) есть средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мера социальной свободы индивида. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли реальный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что означает приближение права к своему идеалу или отступление от него, от своей сущности. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст, вменяемость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства). Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нормативно-правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др. [1, 58].
С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом. Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентированный порядок, последовательность в осуществлении тех или иных действий в какой-то мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать поведения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте право можно рассматривать как информационную систему, содержащую информацию властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение субъектов.
Право тесно связано с государством. Государство выявляет правовые притязания общества, и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов (а также путем делегирования полномочий на издание нормативно-правовых актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юридических прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль над осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях, обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется государственным принуждением. Никакие другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принудительной реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны государства). Признанием необходимости государственной охраны права в понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы пресекать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариантов поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.
Определений права существует множество. И это вполне закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого существуют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое многообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе составить о нем многомерное, объемное представление. С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества. А вообще более плодотворным в этом направлении является не формулирование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на основе углубленного изучения свойств права [2, 152].
Государство
- продукт общественного
Государство
- исторически развивающееся
Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлении, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости» [4, 200].
Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми».[5, 240] Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории».[6, 22] Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин [7, 4]. Хвостов писал, что государство — «это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» [8, 15]. Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка» [9, 36].
Итак,
подавляющее большинство