Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 23:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – полный анализ понятия правового государства, изучение фундамента его основания, становления и формирования, истории развития концепции правового государства определение его современных критериев, также дать определение и обозначить принципы, основные характеристики правового государства, выявить актуальные проблемы формирования и становления правового государства и способы их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….стр. 2
1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………….стр.
2.ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………… стр.
3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………..стр.
4.ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………….стр.
5.СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЙ…………………………………… стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………….стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………..стр.
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство гарантирует свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан.
Выбранная мною тема актуальна и значима, поскольку идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли и сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т.е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным.
Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Предметом данной работы является понятийный
аппарат сущности, предпосылок формирования
и современного состояния правового государства;
объектом исследования – комплекс общественных,
государственно-правовых отношений, связанных
с теоретическими и практическими проблемами
формирования правового государства.
Цель данной курсовой работы – полный
анализ понятия правового государства,
изучение фундамента его основания, становления
и формирования, истории развития концепции
правового государства определение его
современных критериев, также дать определение
и обозначить принципы, основные характеристики
правового государства, выявить актуальные
проблемы формирования и становления
правового государства и способы их решения.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и процесс возникновения идеи правового государства;
2. Изучить концепцию правового государства, его содержание и сущность;
3. Выявить проблемы формирования правового государства и определить возможные способы их решений;
4. Определить основные принципы правового государства;
В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные юридические методы исследования:
- логический;
- сравнительно-исторический;
- историко-реконструктивный.
Логический метод позволяет исследовать внутренние закономерности складывания модели правового государства на базе норм логики.
Сравнительно-исторический
Историко-реконструктивный
Процесс исследования основывается на следующих научных источниках: учебнике Матузова Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права», Рассолова М.М. «Теория государства и права», Нерсесянца В.С. «Проблемы общей теории права и государства», Раова Ф.М. «Проблемы теории государства и права», учебном пособии Шагиевой Р.В. «Актуальные проблемы теории государства и права»; монографии Косова Р.В. «Пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей)», энциклопедических и периодических изданий.
Таким
образом, обосновав значимость и
актуальность данной темы, определив
и составив план решения поставленных
задач, можно приступить к раскрытию
проблем, являющихся объектом исследования.
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других, но вывод всегда был один – необходимость торжества гуманизма, закона и законности, добра и справедливости.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – к интересам подданных, общества. Ведь государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор).
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей: мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политик», «Законы» и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона (428-348 гг. до н.э.) проводилась мысль о том, что там, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства»: «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».
Тирания,
неизбежно приходящая, по мнению Платона,
на смену демократии, опьяненной «свободой
в неразбавленном виде», когда чрезмерная
свобода оборачивается
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались также в работах «величайшего мыслителя древности», как называл его К. Маркс, Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Именно ему, стоявшему на позициях защитника права индивида, частной собственности, как проявления в каждом человеке «естественной любви к самому себе» и развивавшего в противоположность Платону взгляд на государство, как на продукт естественного развития, как на высшую форму человеческого общения, охватывающую собой все другие формы (в виде семьи, селения и др.), принадлежат крылатые слова о том, что Платон мне друг, но больший друг – истина».
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем»2. С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), а также - в многочисленных произведениях других римских писателей и философов эпохи римской империи.
Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...» Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.
Идеи
древнегреческих и
Как считает О.А. Омельченко, идея о правовом государстве как о положении пределов государственной власти могла родиться в Средние века только как идея о правовой монархии, монархии, существование которой вытекало и из доводов разума, и из видов общества. Совокупность рациональных предпосылок не формируется в истории философии права ранее эпохи позднего средневековья – к ХШ в. Именно в это время три политико-правовых учения и обосновали должные пределы и самой государственной организации, и ее властвования. Эти пределы были предписаны естественными правами человека в его природном бытии, едиными и присущими каждому (Фома Аквинский), общими для всего мира началами права и свободы, ценностями, опять-таки в корне определенными природой человеческого бытия, единство следования которым только и может обеспечить универсальное единство политического установления всего земного мира, которое в свою очередь только и может даровать столь желаемый подлинный гражданский мир (Данте), и началом моральной автономии человека, реализующей собственный его духовный выбор и предназначение к высшему состоянию (М. Лютер)3.