Государство, право, личность:правовой анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятий государство, личность, общество, их взаимовлияние и взаимообусловленность.
Четко сформулированная цель позволяет выявить следующие задачи:
– рассмотреть понятия личность, правовое государство и гражданское общество, их основные черты;
– рассмотреть связь правового государства и гражданского общества.
- рассмотреть влияние государства на право, правовой статус личности.

Содержание

Введение. 2
1. Правовое государство. 4
1.1.Понятие правового государства. 4
1.2 Влияние государства на право. 7
1.3 Связанность государства правом. 8
2. Гражданское общество. 11
2.1. Понятие гражданского общества. 11
2.2 Соотношение правового государства и гражданского общества. 14
3. Личность. 25
3.1. Правовой статус личности. 25
3.2. Взаимная ответственность государства и личности. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

План.

 

Введение. 

     Данная  курсовая работа рассматривает тему: Личность, правовое государство и  гражданское общество: правовой анализ. Предметом исследования работы является проблема соотношения правового государства, гражданского общества, личности, которая стоит одной из первых в списке наиболее важных научных проблем. С момента возникновения государства взаимоотношения общества и власти находятся в числе наиболее труднорешаемых.

     Данная  проблема волновала «лучшие умы человечества» начиная с древних времён и до наших дней. Соотношение данных явлений постепенно переросло в долгосрочную дискуссию между сторонниками различных научных теории. Каждый из них по-своему представлял понятие правового государства и гражданского общества и по-разному видел пути их развития и соотношения.

     Данная  проблема актуальна и на сегодняшний  день, так как российское государство, формально определённое в конституции  как правовое, пока находится только на стадии формирования институтов правового государства и, как следствие, – гражданского общества. После освобождения от гнёта тоталитарного режима граждане нашей страны вновь приобрели со стороны государства защитника своих прав и свобод, а их осуществление стало возможно в условиях формирующегося гражданского общества.

     Целью данной курсовой работы является исследование понятий государство, личность, общество, их взаимовлияние и взаимообусловленность.

     Четко сформулированная цель позволяет выявить  следующие задачи:

     – рассмотреть понятия личность, правовое государство и гражданское общество, их основные черты;

     – рассмотреть связь правового  государства и гражданского общества.

     - рассмотреть влияние государства  на право, правовой статус личности.

Источников  информации по рассматриваемой теме достаточно много. Однако специфика темы позволяет наиболее чётко подобрать необходимую литературу. Изучая данную проблему соотношения правового государства и гражданского общества я использовала в качестве опоры статьи из различных научных журналов, таких как: Государство и право, Вестник, где своё мнение по затронутой проблеме высказывали такие известные ученые правоведы как: Козлихин И.Ю., Котляревский С.А., Кистяковский Б.А.. Для того чтобы дать более чёткое и точное определение правового государства, личности и гражданского общества и выявить их основные характерные черты, я воспользовалась учебной литературой под авторством Венгерова А.Б., Абдулаева М.И., Малько А.В. и др.

 

  1. Правовое государство.
 

  • 1.1.Понятие правового государства. 

         Идея  создания правового государства находится в центре современного юридического мышления, её актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надёжно охранять права человека, обеспечивать подчинённость высшей власти народу, эффективно регулировать отношения собственности.

         Идея  правового государства своими корнями  уходит в античное общество. Государство  как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось прототипом правового государства. Первые представления о праве зародились как представления о некоторой божественной воле, приносящей порядок в человеческий мир. Первыми правоведами были жрецы, которые, используя специальный ритуал лишь толковали божественную волю.

         Мыслители античности, такие как Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей.

         Идеи  о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление  и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. В основе современных концепций правового государства лежат идеи Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами.

         Понятие правового государства, рассматривалось в различные периоды времени и многочисленным количеством мыслителей, философов. На основе их мнений в дальнейшем строились различные концепции, теории. Я в своей работе не буду углубляться в прошлое, а лишь  дам примеры различных определений правового государства, что в дальнейшем поможет выявить его соотношение с гражданским обществом.

         Правовое  государство – это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п. Необходимо иметь в виду, что правовое государство – это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.

         Теперь  посмотрим как некоторые ученые правоведы рассматривают данное понятие. В большинстве случаев  они в первую очередь говорят  в приоритете права в таком  государстве. «В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право. Согласно более конкретному определению, правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права», – так рассматривает правовое государство Нерсесянц В.С..

         Венгеров  А.Б. тоже видит возможность правового  государства только при условии  приоритетности права: «правовое государство  – это политическая организация  общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций. Правовое государство должно обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение – эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя». С данным мнением согласился и Мушинский В.О., он говорит что, «правовое государство признаёт нормы поведения, выработанные в гражданском обществе, и подчиняется им. Право, таким образом, как и всё законотворчество, подчинения государства гражданскому обществу. В правовом государстве наступает предел «команде» государства, а законодательный процесс основан на здравом смысле, справедливости и сложившихся в гражданском обществе социально-полезных правопритязаниях».

           Пиголкин А.С. даёт следующую  трактовку правовому государству: «правовое государство – многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права». Рассуждая о правовом государстве, как о государстве «народа», он даёт ему следующее определение: «правовое государство – это суверенное, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну».

         Подводя итог, можно дать более четкое определение  данному понятию, которое отражает суть и основные принципы правового  государства.

         Правовое государство  – это такое демократическое  государство, где обеспечиваются господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей. 

         1.2 Влияние государства на право. 

         Воздействие государства на право, прежде всего, состоит в том, что оно его  создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право есть результат государственной  деятельности».1

         Государство завершает правообразовательный процесс, придавая ему определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.).

         Достаточно  значимой представляется роль государства  в обеспечении реализации права. Государство призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

         Государство далее обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоит сила, авторитет государства.

         Государство способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву,

         Первопричины  права лежат в социальной необходимости, общественных потребностях. После того как эти потребности осознаются государством, оно переводит их на язык законов, юридических норм, то есть создает, утверждает право.

         В конечном счете, право исходит все  же от государства как официального представителя общества. Так что  без его ведома или вопреки  его воле «свое» право никто создавать  не может. Разумеется, если под правом понимать также естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство.

         Однако  и «прирожденные» права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению. 

         1.3 Связанность государства правом. 

         Право, прежде всего, легализует и конституирует  государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность  или недозволенность, обеспечивает контроль за легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

         С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением.2 Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

         Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе.

         Право играет немаловажную роль в становлении, развитии и совершенствовании государства, в придании ему цивилизованного вида, современных черт. Никакая государственная власть немыслима без права или вне права. «Нет ни одной стороны права, которая не находилась бы в тесной и прямой связи с государством».3

         Известны  два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами. Такой метод присущ государствам с развитым демократическим режимом.

         Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону государственной деятельности.

         Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в  принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом и освободить от него.

         Государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права.

         Концепция господства права исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

         Только  будучи связанным правом, государство  может действовать свободно, а  значит, соответствует своему историческому  предназначению.4 

     

    1. Гражданское общество.
     

    2.1. Понятие гражданского  общества. 

         Понятие гражданского общества весьма многозначно. Все ученые и мыслители по-разному  подходят к данному определению. Но, в независимости от времени, места  и национальных особенностей государства, упоминание о гражданском обществе постоянно присутствовало в мыслях людей. Ещё в древности начали зарождаться истоки гражданского общества. Я в данной работе решила отразить мнения ученых правоведов с позиции современных представлений о гражданском обществе.

         Анализируя  мнения различных учёных по данному  вопросу о понятии гражданского общества, я остановилась на рассмотрении материалов «Круглого стола» в журнале «Государство и Право», тема обсуждения как раз затрагивала тему моей работы. О желательности и необходимости гражданского общества сказано и написано много. Только видят в нём часто не то, чем оно является на самом деле. Вот так Межуев В.М. говорит об отношении власти и общества к терминам «гражданин», «гражданство» в советский период. «При коммунистах гражданство было синонимом государственного подданства, а слово «гражданин» - термином языка, на котором подданный говорил с властью («гражданин начальник»), а власть с подданным («пройдёмте, гражданин»)». Люди осознавали себя гражданами по отношению к государству, но не к другу, те есть слово «гражданин» говорило нам о его зависимости от государства, хотя должно было указывать на обратное.

         О гражданском обществе как актуальной задаче мы начали говорить в связи  с демократическими преобразованиями в стране. О разносторонности этого  понятия в период образования  Российской Федерации говорит, один из участников «Круглого стола», Гусейнов А.А. «В одном случае под гражданским обществом понимается структурная единица (сфера) общества, обозначающая зону между индивидом и государством; в другом – общество в целом, рассматриваемое к тому же в качестве цели, идеала; в третьем – совокупность налогоплательщиков, которые, как считается, нанимают государственных чиновников; в четвёртом – негосударственная сфера политической жизни, в качестве типичного выражения которой фигурирует, в частности, многопартийность; в пятом – неполитические формы общественной активности типа гражданских инициатив и т. п.». Однако, при всей размытости, неопределённости фактического содержания, понятие гражданского общества во всех своих многообразных контекстах имеет, тем не менее, позитивный ценностный смысл. «Никто не может сказать толком, что такое гражданское общество, но все знают, что это хорошо». Гражданское общество – зрелая стадия исторического развития общества. Гражданское общество формируется по мере того, как все члены общества признаются в равной мере свободными – субъектами, обладающими естественными и неотчуждаемыми правами и свободами.

         Гусейнов  А.А. так же рассматривает статус гражданского общества в период Нового времени, ведь именно тогда определение этого понятие было наиболее обоснованным, четким и обусловленным спецификой эпохи. «Понятие гражданского общества приобретает категориальный статус в социально-политической мысли Нового времени; в этом качестве его ещё нет в более ранние эпохи, и оно исчезает в последующие. Именно историческое содержание Нового времени – становление буржуазного общества – определило его основные смыслы. Здесь можно отметить следующее: гражданское общество есть синоним общества в собственном смысле слова – общество, рассмотренное во всём многообразии его материальной и духовной продуктивной деятельности. При этом общество, в отличие и в противовес различным волюнтаристским версиям истории, рассматривается как форма жизнедеятельности народа, результат труда больших масс людей».

         Гражданское общество политически активно и  организованно. Оно участвует в  управлении страной и, кроме способности  ассоциироваться (в партии, союзы, движения), способно поддерживать с государством, которое оно создаёт, равноправные, договорные (конституционные) отношения, включающие социальный контроль власти. «Гражданское общество формируется одновременно в приватной сфере, сфере индивида, где он развивается как личность, и в публичной, где формируются и коллективизируются его гражданские качества, в ассоциативной жизни общества – демократических учреждениях и процедурах, партиях, союзах, движениях и т.д. Залог успешного формирования гражданского общества, таким образом, не в государственном вмешательстве, а в развитии этих двух сфер», – с такой позиции рассуждал Кравченко И.И.

         Гражданское общество – не всё общество, не весь народ и тем более, не вся совокупность населения страны, а лишь лучшая, наиболее развитая и динамичная, связанная  с прогрессом часть социума. Поэтому  подлинно гражданское общество может составлять лишь меньшую и даже незначительную часть общественного целого. Эта часть может сужаться и расширяться с тенденцией охватить в более или менее отдалённой перспективе большинство либо общество в целом. Поэтому гражданское общество – состояние и составная часть общественного и исторического процесса, не только результат, но и показатель, и фактор прогресса общества.

         Развитое  гражданское общество строится как  взаимодействие организованных субъектов. Оно складывается из взаимодействия организованных групп, объединений, учреждений, органов местного самоуправления и других общественных формирований.

         Итак, под гражданским обществом мы понимаем, общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными  отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

    «Гражданственность  есть мера политической развитости человека, его способности жить не только в  семье и собственном доме, но вместе с другими и ради других. И только в таком качестве люди могут образовывать общество, называемое гражданским». 

    2.2 Соотношение правового государства и гражданского общества. 

           «Две стороны одной медали: гражданское  общество и государство». В процессе  исследования вопроса я постараюсь  доказать данный тезис. 

         Решая поставленную задачу, я буду опираться  на мнения ученых правоведов, а так  же воспользуюсь некоторой учебной  литературой.

         О гражданском обществе, так же как  о правовом государстве, стали говорить не так давно. И не случайно: гражданское  общество – это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.

         Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство  не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества.

         Современная либерально-юридическая теория в  соответствии с традициями либерализма  рассматривает гражданское общество и государство как относительно независимые сферы частных и  общих интересов. Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Гражданское общество – это сфера свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы. «В этом контексте государство выступает как сфера публично-властных отношений, в которых носители властных полномочий, составляющие аппарат государства, обязаны руководствоваться всеобщими интересами». Но, для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего, нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо. Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Государство – это сфера общих дел тех же субъектов, которые в отношениях гражданского общества выступают как частные лица.

         Вот в каких трёх стратегиях видит  взаимоотношения правового государства  и гражданского общества Соловьёв А.И. «свои основополагающие функции государство выполняет в первую очередь как сугубо политический институт. Являясь наиболее эффективным инструментом социального властвования, государство воспринимается зачастую как исключительно политическое образование. Не касаясь оценки разнообразных сторон и источников, отметим лишь, что собственно политический характер государства выявляется, прежде всего в сфере межгрупповой конкуренции и борьбы за власть. Из этого вытекает та основная задача государственной политики, которая определяет в данном аспекте характер отношений государства с гражданским обществом, а именно: укрепление позиции достигшей власти группы или, другими словами, легитимности правящего режима.

         Иная  стратегия отношений образуется во взаимодействии государства с гражданским обществом, когда государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть (то есть не власть конкретной группы, сословия или класса), а управление, урегулирование и упорядочение социальных взаимоотношений людей. В данном аспекте государство предстаёт уже не как центр властвования, но как орган макроуправления социума, функционально подчинённый последнему, не как институт ориентированный на те или иные групповые (сословные, классовые, корпоративные) приоритеты (в том числе, возможно, и приоритеты большинства общества), а как структура, руководствующаяся общесоциальными задачами, критериями общественной пользы и экономической эффективности.

         Перспективы сотрудничества. У гражданского общества, однако, существуют и другие резервы активизации. Связаны они с иной гранью социальной активности государства – с его деятельностью как параполитического объединения граждан. В частности, в отношениях с гражданским обществом оно может выступать и в виде совокупности специфических, определённым образом иерархизированных организаций, усматривающих свою задачу в реализации интересов общества и оказывающих людям конкретные практические услуги. Другими словами, государство может быть некой административной структурой, действующей не согласно законам власти или принципам социального макрорегулирования, а согласно специфической логике служебных и человеческих отношений. Гражданское общество контактирует с государством даже не как партнёр, а как получающий услуги клиент, ещё точнее – как совокупность клиентов определённых государственных организаций и учреждений. Именно в данном аспекте граждане в наиболее зримой форме выступают как носители социальных, материальных, культурных и прочих потребностей, способ удовлетворения которых является показателем реального отношения к ним государства».

         Гражданское общество и государство – не равнозначные понятия. С гражданским обществом  нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), так как основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

         Есть  особая сфера жизнедеятельности  гражданского общества – сфера политического участия, в которой индивиды, организованные в соответствии со своими частными интересами, одновременно выступают как граждане, участвующие в формировании государственной власти. Хотя гражданское общество в целом – это неполитическое сообщество, в его рамках действуют так называемые политические объединения, обеспечивающие связь гражданского общества и государства. Сфера политического участия представляет собой систему отношений, связующих неполитическую сферу гражданского общества с политической сферой государства. «Политические объединения лишь называются политическими, в действительности это общественные объединения, которые выражают частные интересы индивидов и социальных групп и которые сами по себе не имеют и не могут иметь политической власти».

         Государство оказывает влияние на гражданское  общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структура гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части общества и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине её меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

         Одним словом, гражданское общество –  питательная среда правового  государства – заставляет государственную  власть умерить свои желания, подчиниться  законам, ею принятым, и служить населению  всей страны.

         Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т.е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство – лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

         Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства, для утверждения правовой государственности. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарных и тоталитарных режимов власти.

         Развитость  гражданского общества определяется не столько степенью охвата слоёв населения, сколько уровнем развития свободы  личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной  демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство – правовым.

         Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина.

         Вот как рассматривает соотношение  правового государства и гражданского общества известный ученый правовед Четвернин В. А.: «в контексте «гражданское общество – государство» последнее можно рассматривать, с одной стороны, как публично-правовую ассоциацию, включающую в себя всех граждан. С другой стороны, государство выступает в отношения с гражданским обществом как публично-властный аппарат, или «государство в узком смысле». Именно аппарат, а не совокупность граждан (народ), осуществляет государственную власть. Граждане же (отдельные граждане, их объединения и вся совокупность граждан) сами по себе могут лишь участвовать в формировании и осуществлении государственной власти». Однако здесь следует заметить, что если «государство в узком смысле» будет правовым, то его «публично-властный аппарат» станет регулироваться гражданским обществом, то есть возможность граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственной власти будет значительно шире, помимо того она (эта возможность) будет подкреплена законом, и с такой конструкцией функционирование всех систем общества, в том числе и правовой, станет наиболее результативным, а общество, в данном контексте, называемое гражданским, будет абсолютно удовлетворено действиями государственной власти.

         Государство (государственный аппарат) выступает  в качестве управляющей системы  по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том, что гражданское общество – система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему – аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задаёт параметры и пределы государственного вмешательства. В этом заключается демократический принцип взаимоотношений гражданского общества и государства. Вместе с тем государство как управляющаяся система способно и к авторитарному воздействию на управляемую систему. Причем, авторитарное регулирование свидетельствует о неразвитости гражданского общества, о недостаточной разделённости публичной и частной сфер, государства и общества.

         Само  гражданское общество как совокупность частных индивидов никуда не девается, только теперь оно функционирует  не само по себе, как если бы оно было самостоятельной и последней  исторической реальностью, а в составе целого, материализованного – в государстве. Соответственно частные интересы – теперь уже не просто частные интересы, подлежащие удовлетворению, во что бы то ни стало, а выражение и продолжение общих интересов, общего блага, субъектом которого является общество в целом, народ, нация, государство.

         Гражданское общество на пути к правовому государству  развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать  результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан. Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению – это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования.

         Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство – политическую силу, главное предназначение которой  – охрана естественных и неотчуждаемых  прав человека. В сущности, естественные права человека – это безусловные притязания индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве. Сначала они складываются в общественном правосознании, а затем уже формируются и гарантируются в конституциях и законах. Каждый человек рождается свободным и равным другому человеку, каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу – всем людям, его образовавшим и образующим нацию.

         Государство, которое не опирается на гражданское общество, не упирается в него и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не снимается в национальном государстве, не объединяется им в новую общезначимую целостность. «Соответственно: в современном обществе и для современного общества институционально-государственная мораль, которая не базируется на индивидуальной морали и корректируется ею, также разрушительна, как и индивидуальная мораль, которая не поднимается до институционально-государственной морали, не дополняется ею». Итак, государство по природе своей – правовой союз граждан и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

         Словосочетание  «гражданское общество и правовое государство» корректно лишь в известной мере, в понятийном плане, когда слова, хоть и соединяются союзом «и», но находятся по разные стороны от него. Правовое государство, по сути дела, – политическая ипостась гражданского общества. Их взаимодействие в принципе складывается по законам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление. В понятии правового государства заключено важнейшее требование гражданского общества к государству – правовыми методами обеспечивать социальную справедливость, защищенность каждого. «Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции».

         Связанность правового государства и личности взаимными правами и обязанностями  в гражданском обществе не исчерпывается  объяснением их неотчуждаемости. Это  лишь основание, на котором возвышаются  различные социально-экономические, политические, культурные и личные права, закреплённые в конституционном праве и других отраслях законодательства.

         Таким образом, можно сделать следующие  вводы о взаимоотношения правового  государства и гражданского общества:

         – во-первых, гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, – политическая ипостась гражданского общества.

         – во-вторых, противоречия правового  государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

         – в-третьих, правовое государство –  это такое государство, которое  обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

         – в-четвёртых, правовое государство  и личность связаны взаимными  правами и обязанностями в  гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

         – в-пятых, необходимость создания правового  государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей  защитить свои права и свободы. То есть гражданское общество – общество свободных индивидов, образует государство, призванное охранять их личные права и свободы. А такое государство имеет место называть правовым.

         – в-шестых, государство оказывает  влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем  оно испытывает и обратное влияние. Гражданское общество так же оказывает воздействие на все сферы деятельности государства: правотворческую (одобрение, внесение дополнений, предложение новых законопроектов); правоисполнительную, давая оценку тем или ним мероприятиям проводимым правительством, партии или иные общественные организации и объединения выражают потребности общества и могут заставить правительство действовать в их интересах; правоохранительную (хотя эта сфера государственной деятельности труднее всего поддаётся контролю и воздействию со стороны общества, тем не менее, средства массовой информации, как одна из общественных структур, может значительно повлиять на ход того или иного дела).

         – в-седьмых, в паровом государстве  все его граждане, то есть члены  гражданского общества, и государственные  органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках.

         Итак, ограничусь эти количеством аргументов, доказывающих, что правовое государство  и гражданское общество – вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга. Хотя если немного подумать, то конечно можно найти ещё очень много точек соприкосновения этих двух явлений. 

     

    1. Личность.
     

    • 3.1. Правовой статус личности. 

         Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются интересы и потребности индивида, его взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение.

         Правовой  статус определяется в науке как  юридически закрепленное положение  личности в обществе. Он представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

         В рамки правового статуса включается весь комплекс прав, вытекающих из внутригосударственных узаконений, а также из тех международных документов, которые получили государственное признание и одобрение.5

         Законодательство, юридическая практика, печать, а  также международные акты о правах человека не проводят различия между понятиями «правовой статус» и «правовое положение», употребляя их в одном смысле.6 Они вполне взаимозаменяемы. Исходя из контекста, используется то или иное выражение.

         Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина.

         Сердцевину, основу правового статуса составляют ее права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции и  других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах.

         В разные исторические эпохи правовой статус был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом.

         Для современного юридического статуса  личности в Российской Федерации  характерны такие особенности как  крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

         Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов граждан внезапно, помимо своей воли превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России.

         Правовой  статус – это категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек  правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»7.

         Правовой  статус - сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру  этого понятия входят такие элементы, как правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа.

         При этом, как уже отмечалось, права  и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.8

         В настоящее время вопросы правового  статуса личности составляют важнейшее  самостоятельное научное направление  в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах. 

      • 3.2. Взаимная ответственность государства и личности.  

           Взаимная  ответственность государства и  личности – важнейший самостоятельный  принцип правового государства.

           Устанавливая  в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решении и действий.

           Государство в условиях действия этого принципа не вправе своей деятельности выходить за устанавливаемые им рамки взаимоотношений с человеком и обществом.

           Защита  человека, его прав и свобод от посягательств  со стороны государства является задачей демократически конституированного общества с его разнообразными, пользующимися  политическим влиянием группами, которые  также способны посягать на человека, его права и свободы.

           Интересы  защиты человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих  прав на случай возможных нарушений  прав и свобод человека в повседневной жизни.

           Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданами прожиточного минимума, школьного образования и здравоохранения.

           Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества.

           В демократической обществе становление  личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через  нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

           Все это обеспечивается системой гарантий, которое исключает произвол государства над личностью.

           К ним относятся:

      1. ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент);
      2. ответственность правительства перед президентом и парламентом;
      3. уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности;
      4. отчеты народных избранников перед избирателями;
      5. свобода печати и т.п.

           Личность  также отвечает за свои действия перед  государством. Меры принуждения носят  правовой характер и должны соответствовать  тяжести совершенного правонарушения.

           Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности  за действия в отношении друг друга.9

       

      Заключение.

           В ходе исследования, я использовала различные материалы статей из научных  журналов, учебную литературу, где  учёные правоведы выражали свои мысли на этот счёт.

           В ходе проделанной работы я сделала  следующие выводы:

           – во-первых, мысли о правовом государстве  и гражданском обществе начали оформляться  ещё со времён античности, и приблизительно в один и тот же период, о чём свидетельствуют труды различных философов той эпохи. Конечно же, люди того времени ещё не знали таких понятий, но идея их начала формироваться уже тогда. Обобщая данное рассуждение, можно сделать вывод о том, что эти два явления сосуществуют и развиваются одновременно;

           - во-вторых, в процессе своего развития  люди постепенно осознали необходимость  правового государства и, следовательно,  гражданского общества. Там где  появлялись идеи о правовом  государстве, там же сразу возникала  необходимость гражданского общества, и наоборот. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что эти два явления не могут достигнуть своего совершенства друг без друга;

           – в-третьих, любое государство, стремящееся  стать правовым, обязательно должно предоставить некую свободу своим  гражданам, возможность жить без вмешательства государственной власти в сферу своих отношений. Государство должно охранять и защищать интересы своего народа, а он в свою очередь будет законопослушным. Немаловажна здесь роль закона, и именно справедливого, позволяющего гражданам осуществлять свои права в полном объёме, но в то же время, ограничивающего их права по отношению к правам и свободам других граждан. Ведь не зря одна мудрая истина гласит: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Роль закона обуславливается также абсолютным равенством всех перед ним: и простого гражданина, и самого законодателя – в лице государственных органов. То есть, можно сказать, что одним из условий образования правового государства является наличие гражданского общества; для гражданского же общества необходимо правовое государство, как регулятор отношений между гражданами.

       

           Список  использованной литературы

       
      1. Конституция Российской Федерации – информационный банк «Консультант Плюс».
      2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М., 2004.
      3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.
      4. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006.
      5. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2004.
      6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002.
      7. Четвернин В.А. Понятие права и государства: введение в курс теории права и государства. М., 1997.
      8. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2002.
      9. Работы отдельных авторов:
      10. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок. // Полис. – 1995. – №3.
      11. Венгеров А.Б. Несущие конструкции правового государства. // Общественные науки. – 1990. – №3.
      12. Гражданское общество, правовое государство и право «Круглый стол» // Государство и право. – 2002. – №1.
      13. Златотпольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений. // Вестник ГУ. Серия 11. Право. – 1993. – №1.
      14. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство. // Полис. – 1992. – №2.
      15. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое. // Вопросы философии. – 1990. – №6.
      16. Козлихин И.Ю. У истоков концепции правового государства. Идея правления законов, а не людей. // Вестник СПУ. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право. – 1993. – №1.
      17. Кузнецов Э.В. Правовое государство (из истории русской правовой мысли). // Правоведение. – 1991. – №1.
      18. Мушинский В.О. Правовое государство и правопонимание. // Советское государство и право. – 1990. – №2.
      19. Невинский В.В. К теории правового государства (сравнительно-правовой аспект). // Актуальные проблемы правоведения в современный период (сб. ст.). – Томск, – 1991.
      20. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. – 1989. – №2.
      21. Соловьёв А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества. // Полис. – 1996. – №6.
      22. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты. // Советское государство и право. – 1990. – №8.
  • Информация о работе Государство, право, личность:правовой анализ