ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Курсовая
работа
на тему:
«Роль правового
государства в реализации прав личности»
Ульяновск,
2008 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие
и признаки государства………………………………………………………5
1.1.Понятие и
признаки государства…………………………………………………………...5
1.2.Социальное
назначение и сущность государства………………………………………….8
Глава 2.Теория правового
государства………………………………………………………..11
2.1.Концепция
правового государства…………………………………………………….......11
2.2.Понятие и
признаки правового государства………………………………………….......12
Глава 3. Проблемы
реализации прав личности………………………………………………16
3.1.Права и
свободы человека и гражданина
как высшая ценность правового
государства…………………………………………………………………………………………………16
3.2.Проблемы реализации
прав личности на современном этапе развития
правового государства в России..………………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список использованных
источников………………………………………………………….25
Введение.
Проблемы
реализации права всегда были в центре
внимания юридической науки, но это не
делало их проще. Наоборот, проникновение
в данный процесс, всесторонний его анализ
ставили перед учеными все более трудные
задачи.
Еще
в период перестройки, одна из центральных
проблем с которой столкнулось
советское общество, - развитие демократии
в сочетании с соблюдением законности
и дисциплины. Это значит, что сколько
бы ни были радикальны примеры в экономической,
политической, социальной и других сферах,
они должны осуществляться, лишь получив
одобрение избранной демократическим
путем законодательной власти в лице Съезда
народных депутатов СССР и Верховного
Совета СССР. Вместе с тем в правовой практике
были присущи правовой нигилизм, декларативность
многих законодательных установлений.
Без преодоления указанных недостатков
построение правового социалистического
государства невозможно.
Формирование
правового государства предполагает
уважение к закону, право, строгое
соблюдение юридических норм. В данной
связи теоретические проблемы реализации
права приобретали особую практическую
значимость. Необходим анализ правореализующей
деятельности в самых разных аспектах,
ибо путь от создания закона до воплощения
его предписаний в фактическое поведение
людей весьма сложен, зависит от множества
факторов. Эти различные условия и факторы
и стали предметом настоящего коллективного
исследования. При изучении темы следует
понять, что представляют собой различные
формы реализации права.
Важно
уметь раскрыть содержание таких
форм реализации юридических норм,
как использование, соблюдение и
исполнение. Особое внимание следует обратить
на такую форму, как применение права.
Необходимо
знать, какие основные требования обеспечивают
правильное применение норм права, в чем
выражается законность и обоснованность
этого процесса, каковы его основные стадии.
Следует
разобраться в проблеме толкования
законов и других нормативных актов,
учитывая, что она имеет большое практическое
значение. Необходимо также хорошо знать
способы восполнения пробелов в праве,
разбираться в вопросах аналогия закона
и аналогия права.
Глава
1. Понятие и признаки
государства.
1.1.Понятие
и признаки государства.
Вопрос
о понятии государства является
столь же сложным и древним, сколь
и само государство. К нему постоянно
обращались философы и юристы всех
стран и народов на всех этапах возникновения
и развития государства – с Древнего Рима
и Древней Греции вплоть до наших дней.
«Что
такое государство?» - восклицал
один из российских государствоведов
в начале 20 века, А. Паршин, - вот вопрос,
который до сих пор стоит открытым перед
человеческим умом». И далее: «Правильный
ответ на этот вопрос должен иметь большое
значение для жизни народов. Правда, многие
практические деятели общества и государства
полагают, что они всегда имеют достаточно
данных для разрешения проблем наличной
общественно-государственной жизни независимо
от того, имеется ли правильное определение
государства или не имеется. В этом случае
практические деятели говорят, что теоретическим
определением природы могут заниматься
только любители философы, а не люди, которые
находятся в горниле общественной и государственной
жизни и своими деяниями фактически обязаны
творить общественную и государственную
жизнь. Действительная жизнь государства
не может остановиться и ждать точных
определений ее философией».1
Вопрос
о понятии государства относится
к числу дискуссионных и не
имеет единообразных трактовок
ни в отечественной, ни в зарубежной
литературе. Это объясняется в значительной
степени многообразием подходов, которые
сложились в науке относительно понимания
государства.
В
российской литературе разных периодов
тоже можно найти немало определений.
Например, государство как «объективный
факт нашей планеты» представляется в
виде «социального явления кооперативного
выполнения» за счет населения и для населения
страны непременных условий проявления
и развития индивидуальной жизни.
2Государство определяется и как
организованное общение людей, связанных
между собой духовной солидарностью и
признающих эту солидарность не только
умом, но поддерживающих ее силою патриотической
любви, жертвенной волей, достойными и
мужественными поступками. 3Оно
рассматривается и в качестве союза «свободных
людей, живущих на определенной территории
и подчиняющихся принудительной и самостоятельной
верховной власти», 4и как объединение
людей, «властвующих самостоятельно и
исключительно в пределах территории»5.
В
современной отечественной теории
государства и права наибольшее
распространение имеет социологический
подход, но говорить о единстве взглядов
на понятие государства здесь
тоже не приходится. Согласно социологическому
подходу понятие государства целесообразнее
всего трактовать в широком (или обще-социальном)
и узком (или политическом) смыслах.
Государство
— это организация политической
власти, содействующая преимущественному
осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных
и т.п.) в пределах определенной территории.
Государство
занимает центральное, ведущее место
в политической системе общества, так
как оно:
1) выступает в качестве единственного
официального представителя всего народа,
объединяемого в пределах его территориальных
границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной
властью), предназначенным для управления
обществом;
4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными
силами, милицией, службой безопасности
и т.п.);
5) обладает, как правило, монополией на
правотворчество;
6) обладает специфическим набором материальных
ценностей (государственная собственность,
бюджет, валюта и т.д.).
Государство
в широком смысле близко к понятию
«страна». Страна - это тоже государство,
но в географическом его понимании. Вместе
с тем каждая страна имеет свою территорию,
которая населена людьми, организованными
в общество, и которая управляется особой
публичной (политической) властью.
Государство
в узком (политическом) смысле - это
уже не само особым образом организованное
общество, а только его часть, представляющая
собой определенную политическую организацию.
В любом государственно организованном
обществе (государстве в широком смысле)
существует, как правило, множество различных
политических организаций, одной из которых
является государство (в узком смысле).
Государство
в широком смысле (государственно
организованное общество) - это политико-территориальный
союз людей, представляющий собой принципиально
новый тип общества и управляемый особой
публичной властью, выраженной в специальном
аппарате управления и принуждения.
Государство
(в узком смысле) - это состоящая
из органов управления и принуждения суверенная
политико-территориальная организация,
которая существует за счет общества,
выражает его власть и осуществляет ее
в целях создания и поддержания в обществе
определенного порядка.
Государство
характеризуется следующими признаками:
1.
Публичная политическая власть
– нет одинакового понимания
и однозначного толкования публичной
власти. Ей нередко придают первостепенное
значение, называя аппарат управления
вместе с аппаратом принуждения – армия,
милиция, разведка, контрразведка, а также
в виде всякого рода принудительных учреждений
(тюрем, колоний и т.п.)
2.
Административное деление – это
система территориальных регионов,
в рамках которых образуются
и функционируют местные органы
государственной власти, управления, судебные
и другие органы. Административно-территориальные
единицы – это структурные части (элементы)
административно - территориального устройства,
которые не обладают политической самостоятельностью
и находятся в определенном соподчинении
между собой. Единицами административно
- территориального устройства являются:
район, город, район города. Принято выделять
следующие признаки административно –
территориального устройства:
•
социально-экономический (учет особенностей
направления развития экономики
данной местности, а также специфики традиционной
занятости населения);
•
географический (выделение границ административно
– территориальных единиц с учетом
рельефа местности);
•
демографический (естественный рост населения
ведет, как правило, к увеличению
административно – территориальных единиц);
•
исторически-национальный (учет особенностей
традиций, быта)
3.
Государственный суверенитет – верховенство
государственной власти внутри страны
(способность государственной власти
самостоятельно издавать общеобязательные
для всех членов общества правила поведения,
устанавливать и обеспечивать единый
правопорядок, определять права и обязанности
граждан, общественных органов и организаций)
и независимость ее на международной арене.
4.
Законодательство – один из
основных методов осуществления государством
своих функций, заключающийся в издании
органами государственной власти, один
из основных методов осуществления государством
своих функций; совокупность действующих
законов, регулирующих общественные отношения
и отдельные их области.
Итак,
государство — социальный институт
всего общества, оно выполняет многие
функции, обеспечивающие жизнедеятельность
последнего. Его основное назначение заключается
в управлении социальными делами, в обеспечении
порядка и общественной безопасности.
Государство противостоит антисоциальным,
разрушительным силам, а потому само должно
быть мощной организованной силой, иметь
аппарат (механизм) управления и принуждения.
Иначе говоря, по своей глубинной сути
государство — явление общесоциальное
и конструктивное, чем и обусловлена его
великая жизнеспособность. Политическим
и классовым оно становится постепенно,
по мере развития в обществе классов, антагонистических
отношений. С расколом общества на классы,
с возникновением.