Роль правового государства в реализации прав личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Проблемы реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.
Еще в период перестройки, одна из центральных проблем с которой столкнулось советское общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны примеры в экономической, политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться, лишь получив одобрение избранной демократическим путем законодательной власти в лице Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие и признаки государства………………………………………………………5
1.1.Понятие и признаки государства…………………………………………………………...5
1.2.Социальное назначение и сущность государства………………………………………….8
Глава 2.Теория правового государства………………………………………………………..11
2.1.Концепция правового государства…………………………………………………….......11
2.2.Понятие и признаки правового государства………………………………………….......12
Глава 3. Проблемы реализации прав личности………………………………………………16
3.1.Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность правового государства…………………………………………………………………………………………………16
3.2.Проблемы реализации прав личности на современном этапе развития правового государства в России..………………………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Курсовая качественный вариант.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Курсовая  работа

на тему:

«Роль правового  государства в реализации прав личности» 
 
 
 
 

              Выполнила:

              студентка   1 курса

              группы     ТД-13

              Исхакова  В.Р. 
               

              Научный руководитель:

              кандидат юридических наук, доцент

              Сандальникова Е.В. 

              Работа  сдана: «      »                      200  г.

              Работа  допущена: «     »                200   г. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Ульяновск, 2008 г. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Понятие  и признаки государства………………………………………………………5

1.1.Понятие и  признаки государства…………………………………………………………...5

1.2.Социальное  назначение и сущность государства………………………………………….8

Глава 2.Теория правового  государства………………………………………………………..11

2.1.Концепция  правового государства…………………………………………………….......11

2.2.Понятие и  признаки правового государства………………………………………….......12

Глава 3. Проблемы реализации прав личности………………………………………………16

3.1.Права и  свободы человека и гражданина  как высшая ценность правового  государства…………………………………………………………………………………………………16

3.2.Проблемы реализации прав личности на современном этапе развития правового государства в России..………………………………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………………...23

Список использованных источников………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Проблемы  реализации права всегда были в центре внимания юридической науки, но это не делало их проще. Наоборот, проникновение в данный процесс, всесторонний его анализ ставили перед учеными все более трудные задачи.

    Еще в период перестройки, одна из центральных  проблем с которой столкнулось  советское общество, - развитие демократии в сочетании с соблюдением законности и дисциплины. Это значит, что сколько бы ни были радикальны примеры в экономической, политической, социальной и других сферах, они должны осуществляться, лишь получив одобрение избранной демократическим путем законодательной власти в лице Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Вместе с тем в правовой практике были присущи правовой нигилизм, декларативность многих законодательных установлений. Без преодоления указанных недостатков построение правового социалистического государства невозможно.

    Формирование  правового государства предполагает уважение к закону, право, строгое  соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования. При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы реализации права.

    Важно уметь раскрыть содержание таких  форм реализации юридических норм, как использование, соблюдение и  исполнение. Особое внимание следует обратить на такую форму, как применение права.

    Необходимо  знать, какие основные требования обеспечивают правильное применение норм права, в чем выражается законность и обоснованность этого процесса, каковы его основные стадии.

    Следует разобраться в проблеме толкования законов и других нормативных актов, учитывая, что она имеет большое практическое значение. Необходимо также хорошо знать способы восполнения пробелов в праве, разбираться в вопросах аналогия закона и аналогия права.

    Глава 1. Понятие и признаки государства.

          1.1.Понятие и признаки государства.

    Вопрос  о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь  и само государство. К нему постоянно  обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

    «Что  такое государство?» - восклицал  один из российских государствоведов в начале 20 века, А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».1 

    Вопрос  о понятии государства относится  к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок  ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства.

    В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. Например, государство как «объективный факт нашей планеты» представляется в виде «социального явления кооперативного выполнения» за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни. 2Государство определяется и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками. 3Оно рассматривается и в качестве союза «свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти», 4и как объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах территории»5.

    В современной отечественной теории государства и права наибольшее распространение имеет социологический  подход, но говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь  тоже не приходится. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или обще-социальном) и узком (или политическом) смыслах.

    Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

    Государство занимает центральное, ведущее место  в политической системе общества, так как оно: 
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 
2) является единственным носителем суверенитета; 
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 
4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 
5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 
6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

    Государство в широком смысле близко к понятию  «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

    Государство в узком (политическом) смысле - это  уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

    Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

    Государство (в узком смысле) - это состоящая  из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

    Государство характеризуется следующими признаками:

    1. Публичная политическая власть  – нет одинакового понимания  и однозначного толкования публичной власти. Ей нередко придают первостепенное значение, называя аппарат управления вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка, контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, колоний и т.п.)

    2. Административное деление – это  система территориальных регионов, в рамках которых образуются  и функционируют местные органы  государственной власти, управления, судебные и другие органы. Административно-территориальные единицы – это структурные части (элементы) административно - территориального устройства, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Единицами административно - территориального устройства являются: район, город, район города. Принято выделять следующие признаки административно – территориального устройства:

    • социально-экономический (учет особенностей направления развития экономики  данной местности, а также специфики традиционной занятости населения);

    • географический (выделение границ административно  – территориальных единиц с учетом рельефа местности);

    • демографический (естественный рост населения  ведет, как правило, к увеличению административно – территориальных единиц);

    • исторически-национальный (учет особенностей традиций, быта)

    3. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене.

    4. Законодательство – один из  основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

    Итак, государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство — явление общесоциальное и конструктивное, чем и обусловлена его великая жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением.

Информация о работе Роль правового государства в реализации прав личности