Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа
В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………...8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………
Поэтому
государство также может нести
юридическую ответственность. «Юридическое
(формальное) равенство личности и
государства, как и любых других
субъектов права, состоит не в
том, что они обладают одинаковыми
по своему конкретному содержанию правами
и обязанностями, а во взаимности
этих прав и обязанностей, определенных
одной и той же равно обязательной
нормой права. Даже осуществляющий уголовное
преследование следователь и
подвергающийся уголовному преследованию
обвиняемый юридически равны, поскольку
имеет право совершать
«Государство по отношению к личности обладает правами, которые корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между личностью и государством создаются очень сложные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах само ограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношении с каждой личностью. На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести правонарушения».
Права
и обязанности гражданина закрепляются
в конституции и различных
декларациях. К правам личности относят:
Право на безопасность, на жизнь (ст.20,
ч.1 КРФ*), на свободный труд (ст.37, ч.1 КРФ),
убеждения, семейную тайну (ст.23, ч.1 КРФ),
выбор языка (ст.26, ч.2 КРФ), социальное обеспечение,
достоинство( ст.21, ч.1 КРФ), неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилья(
ст.25, ч.1 КРФ), гуманные условия труда, обращение
в государственные органы и органы местного
самоуправления, определение и указание
своей национальности (ст.26, ч.1 КРФ), избрание
и избирание, заботу и воспитание детей,
получение квалифицированной юридической
помощи, свободу передвижения, свободу
места выбора жилья и проживания (ст.27,
ч.1 КРФ), отдых, защиту чести и имени, образование,
здоровье и медицинскую помощь, альтернативную
гражданскую службу, управление делами
государства, равный доступ к государственной
службе (ст.21, ч.2 ДПЧ), доступ к информации
о себе, пользование учреждениями культуры,
участие в референдумах, свободу мысли
и слова, возмещение вреда, собственность,
судебную защиту, личную тайну, наследие,
предпринимательскую деятельность, объединение,
свободу и личную неприкосновенность
(ст.22, п.1 КРФ), участие в отправлении правосудия,
забастовку, благоприятную окружающую
среду, участие в культурной жизни, доступ
к культурным ценностям, индивидуальные
и коллективные споры, свободу собраний,
митингов, свободу творчества, обращаться
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека (ст.8 ДПЧ)*, не свидетельствование
против себя и родственников, пересмотр
приговора, помилование – это те права,
которые государство обязано предоставить
личности и защищать в случае нарушения,
это обязанности государства. Но в обмен
на защиту своих прав личность должна
выполнять обязанности, которые считаются
правами государства, таки как: не нарушать
прав и свобод, законных интересов других
лиц, не допускать пропаганды или агитации,
возбуждать социальную, национальную
или религиозную ненависть и вражду, не
допускать экономическую деятельность,
направленную на монополизацию или недобросовестную
конкуренцию, не наносить ущерба окружающей
среде (ст.58 КРФ), получить основное общее
образование, заботиться о сохранении
культурного и исторического наследия,
беречь памятники истории и культуры,
платить законно установленные налоги
и сборы (ст.57 КРФ), защищать Отечество
(ст.59 КРФ).
Каждый
гражданин должен выполнять свои
обязанности, так как не могут
существовать только права. Выполняя свои
обязанности, тем самым гражданин
создает условия, при которых
возможна реализация прав других граждан,
а значит, если все граждане будут
исполнять свои обязанности, то тем
самым общество сможет обеспечить каждому
его права. Каждый человек должен
помнить, что окружающие его люди
имеют такие же права, как и
он, и потому не нарушать чужие права.
Необходимо помнить, что государство
это не только различные органы и
должностные лица, но и граждане,
поэтому, входя в государство, они
обязаны уважать и соблюдать
чужие права, как гарантию неприкосновенности
собственных прав. Только при взаимном
содействии государства и личности
могут реализоваться их права. Каждый
гражданин – это своеобразная
клеточка государства, при ее функционировании
происходит обмен «сырьем», необходимым
для должного функционирования государства.
Для того чтобы в государство
соблюдало все права граждан
необходимо, чтобы каждый принимал
участие в его работе, исполняя
обязанности. В противном случае
государство не сможет нормально
«работать», и тогда перед ним
встанет проблема невозможности
выполнения данного условия. Что
приведет к нежелательным последствиям
для государства и общества, так
как оно вынуждено будет
Для того, чтобы люди осознавали важность выполнения своих обязанностей, необходимо прежде всего повышать уровень правосознания и правовой культуры в обществе, проводить правовую агитацию, объяснять людям их права и обязанности, необходимость их взаимности, механизмы их взаимодействия. Только таким путем, то есть повышая сознательность общества можно достигнуть выполнение такого важного принципа для действительного построения правового государства и внедрения остальных его принципов. Если не реализовать этот принцип, то все остальные изменения не дадут результатов.
2.2. Практика реализации этого принципа в России на современном этапе.
В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека — универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.
При
сложившихся общих весьма демократических
законодательных реалиях и
По
мнению авторитетных ученых, непосредственно
занимающихся правозащитной работой,
эффективность конституционной
формулировки о примате международного
права над
Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.
Важным шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.
Образцы поведения и деятельности в любой культуре выступают основной формой трансляции социального опыта, формирования и воспроизводства традиции. И если посмотреть на реальные образцы поступков, приводивших к материальному и социальному успеху людей в последние годы, то в большой своей массе они вряд ли подходят под идеал правового поведения. Мы не создали правового общества. Реально - это было довольно противоречивое соединение авторитаризма с анархией и формированием клановых интересов.
При
советской власти не было и гражданского
общества. В то время у нас была
не только структура государственно-
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.
Вместе
с тем нельзя думать, что чисто
механическое заимствование сугубо
западных идей (а идея правового
государства западного
Если
и можно для России признать пригодной
концепцию правового
С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» — это скорее идеальный тип...».
Таким
образом, ставя задачу формирования
правового государства в
Главное
в итоге — какое место занимает
человек в системе ценностей
того или иного государственного
или общественного строя, какие
реальные возможности ему предоставлены
обществом, какими правами он пользуется,
какое качество жизни ему обеспечивается.
Именно данные критерии определяют преимущества
и перспективы той или иной
социально-политической системы. Это
особенно актуально в современных
условиях изменяющегося с космической
скоростью мира, когда в нашем
обществе в процессе его обновления
все более остро встает проблема
гуманизации системы