Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………...8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

      Поэтому государство также может нести  юридическую ответственность. «Юридическое (формальное) равенство личности и  государства, как и любых других субъектов права, состоит не в  том, что они обладают одинаковыми  по своему конкретному содержанию правами  и обязанностями, а во взаимности этих прав и обязанностей, определенных одной и той же равно обязательной нормой права. Даже осуществляющий уголовное  преследование следователь и  подвергающийся уголовному преследованию  обвиняемый юридически равны, поскольку  имеет право совершать следственные действия, подвергать обвиняемого мерам  процессуального принуждения, но обязан делать это лишь строго в пределах, очерченных уголовно-процессуальными  нормами и общими принципами права. Со своей стороны, обвиняемый имеет  право осуществлять в свою защиту все, что не запрещено или разрешено  процессуальными нормами и претерпевать лишь то, что имеет право и обязан делать по отношению к нему следователь  на соответствующей правовой основе. Следователь не только должен совершить  следственные действия, но обязан выполнять  все законные требования и удовлетворять  все законные ходатайства обвиняемого. Их юридическое равенство проявляется, таким образом, во взаимности прав и  обязанностей, заданных уголовно-процессуальными  нормами». «Выделение взаимной ответственности  означает, что человеку должны быть полностью гарантированы его  права и защита от любого произвола  власти и ее представителей, и наоборот – каждый должен выполнять возложенные  на него обязанности».

     «Государство  по отношению к личности обладает правами, которые корреспондируют  обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению  к государству есть права, а на государстве лежат обязанности  по отношению к личности, гражданину. Тем самым между личностью  и государством создаются очень  сложные отношения, юридическим  аспектом которых являются правовые отношения между личностью и  государством, складывающиеся на началах  равенства и справедливости. Закрепляя  в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах само ограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство  обеспечить справедливость в отношении  с каждой личностью. На праве основана ответственность личности перед  государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы  личности, соответствовать тяжести  правонарушения».

      Права и обязанности гражданина закрепляются в конституции и различных  декларациях. К правам личности относят: 
Право на безопасность, на жизнь (ст.20, ч.1 КРФ*), на свободный труд (ст.37, ч.1 КРФ), убеждения, семейную тайну (ст.23, ч.1 КРФ), выбор языка (ст.26, ч.2 КРФ), социальное обеспечение, достоинство( ст.21, ч.1 КРФ), неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилья( ст.25, ч.1 КРФ), гуманные условия труда, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определение и указание своей национальности (ст.26, ч.1 КРФ), избрание и избирание, заботу и воспитание детей, получение квалифицированной юридической помощи, свободу передвижения, свободу места выбора жилья и проживания (ст.27, ч.1 КРФ), отдых, защиту чести и имени, образование, здоровье и медицинскую помощь, альтернативную гражданскую службу, управление делами государства, равный доступ к государственной службе (ст.21, ч.2 ДПЧ), доступ к информации о себе, пользование учреждениями культуры, участие в референдумах, свободу мысли и слова, возмещение вреда, собственность, судебную защиту, личную тайну, наследие, предпринимательскую деятельность, объединение, свободу и личную неприкосновенность (ст.22, п.1 КРФ), участие в отправлении правосудия, забастовку, благоприятную окружающую среду, участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям, индивидуальные и коллективные споры, свободу собраний, митингов, свободу творчества, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст.8 ДПЧ)*, не свидетельствование против себя и родственников, пересмотр приговора, помилование – это те права, которые государство обязано предоставить личности и защищать в случае нарушения, это обязанности государства. Но в обмен на защиту своих прав личность должна выполнять обязанности, которые считаются правами государства, таки как: не нарушать прав и свобод, законных интересов других лиц, не допускать пропаганды или агитации, возбуждать социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, не допускать экономическую деятельность, направленную на монополизацию или недобросовестную конкуренцию, не наносить ущерба окружающей среде (ст.58 КРФ), получить основное общее образование, заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры, платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 КРФ), защищать Отечество (ст.59 КРФ).

      Каждый  гражданин должен выполнять свои обязанности, так как не могут  существовать только права. Выполняя свои обязанности, тем самым гражданин  создает условия, при которых  возможна реализация прав других граждан, а значит, если все граждане будут  исполнять свои обязанности, то тем  самым общество сможет обеспечить каждому  его права. Каждый человек должен помнить, что окружающие его люди имеют такие же права, как и  он, и потому не нарушать чужие права. Необходимо помнить, что государство  это не только различные органы и  должностные лица, но и граждане, поэтому, входя в государство, они  обязаны уважать и соблюдать  чужие права, как гарантию неприкосновенности собственных прав. Только при взаимном содействии государства и личности могут реализоваться их права. Каждый гражданин – это своеобразная клеточка государства, при ее функционировании происходит обмен «сырьем», необходимым  для должного функционирования государства. Для того чтобы в государство  соблюдало все права граждан  необходимо, чтобы каждый принимал участие в его работе, исполняя обязанности. В противном случае государство не сможет нормально  «работать», и тогда перед ним  встанет проблема невозможности  выполнения данного условия. Что  приведет к нежелательным последствиям для государства и общества, так  как оно вынуждено будет видоизмениться и стать не правовым.

      Для того, чтобы люди осознавали важность выполнения своих обязанностей, необходимо прежде всего повышать уровень правосознания  и правовой культуры в обществе, проводить правовую агитацию, объяснять  людям их права и обязанности, необходимость их взаимности, механизмы  их взаимодействия. Только таким путем, то есть повышая сознательность общества можно достигнуть выполнение такого важного принципа для действительного  построения правового государства  и внедрения остальных его  принципов. Если не реализовать этот принцип, то все остальные изменения  не дадут результатов.

             2.2. Практика реализации этого принципа в России на современном этапе.

      В настоящее время Россия стремится  к тому, чтобы стать демократической  державой. Во всех сферах общественного  бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как  позитивные результаты перемен, так  и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в  делах с правами человека — универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.

      При сложившихся общих весьма демократических  законодательных реалиях и тенденциях воплощения в жизнь прав и свобод человека остается ряд проблем  соотношения внутригосударственного законодательства и международных положений о правах человека, адекватного понимания таких положений и их практического применения. Как справедливо отмечено, едва ли сегодня можно обнаружить какую-либо национальную систему, которая идеально бы взаимодействовала с международным правом, но расстояния, отделяющие разные государства в этом плане, неодинаковы. Сложность проблемы для России в значительной мере вызвана относительной новизной ситуации, поскольку действие международного права на территории СССР допускалось лишь в виде исключения.

      По  мнению авторитетных ученых, непосредственно  занимающихся правозащитной работой, эффективность конституционной  формулировки о примате международного права над внутригосударственным  станет реальностью только при создании государственно-правового механизма  его реализации. Возникающие в  правоприменительной практике споры  о соответствии норм одного нормам другого должны рассматриваться  в широком плане Конституционным  Судом России и в частных ситуациях  обычными судами всех уровней. В нашем  государстве все еще издаются сотни нормативных актов, тем  или иным образом затрагивающие  права и законные интересы личности. Таким актам следует придавать  обязательную юридическую силу только после правовой экспертизы на предмет  соответствия не только законодательству страны, но и нормам международного права. В свою очередь, если международными соглашениями права и свободы  личности признаются или закрепляются в меньшем объеме, нежели в российском законодательстве, то они не должны умаляться правоприменителем подданным  предлогом.

      Для сегодняшней России, пожалуй, самая  сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

      Важным  шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.

      Образцы поведения и деятельности в любой  культуре выступают основной формой трансляции социального опыта, формирования и воспроизводства традиции. И  если посмотреть на реальные образцы  поступков, приводивших к материальному  и социальному успеху людей в  последние годы, то в большой своей  массе они вряд ли подходят под  идеал правового поведения. Мы не создали правового общества. Реально - это было довольно противоречивое соединение авторитаризма с анархией и формированием клановых интересов.

      При советской власти не было и гражданского общества. В то время у нас была не только структура государственно-партийной  регуляции социальной жизни (государственные  органы, парткомы, профсоюзы и различные  официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов  посредством неписанных правил и  стандартов поведения, во многом воспроизводящих  хотя и в особой, модифицированной форме некоторые традиции русской  общинной жизни. То, что именовалось  социалистическим производственным коллективом, было не только производственным объединением людей, но и особой системой неформального  общения, когда люди после работы общались, чаевничали, выпивали, обсуждали  домашние и политические ситуации, помогали друг другу в переездах  на новую квартиру, в похоронах  близких, отмечали юбилеи и т.д. У  нас не было жесткого разграничения  между работой и внерабочей жизнью. Недаром бытовала шутка, что в  России, в отличие от Запада, на работе обсуждают домашние дела, а дома говорят о работе. Важно выяснить, предполагает ли гражданское общество разрушение этих прежних форм солидарности, или же оно может вырастать, опираясь на эти формы и модифицируя  их.

      Процесс становления правовой государственности  занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

      Проблема  здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

      Вместе  с тем нельзя думать, что чисто  механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового  государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые  теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся  невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических  традиций, чиновничье-аппаратным засильем.

      Если  и можно для России признать пригодной  концепцию правового государства  западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву  как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

      С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться  из правовых рамок и «правовое  государство» — это скорее идеальный  тип...».

      Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

      Главное в итоге — какое место занимает человек в системе ценностей  того или иного государственного или общественного строя, какие  реальные возможности ему предоставлены  обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это  особенно актуально в современных  условиях изменяющегося с космической  скоростью мира, когда в нашем  обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.

Информация о работе Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства