Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:02, реферат
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Введение
Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Одновременно происходило появление общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы). В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
В
функциях государства выражается его
сущность, его предназначение, а структура
государства, т.е. его внутреннее строение,
определяется в первую очередь его назначением
и направлением деятельности, которую
оно осуществляет. Предназначение государства,
проявляющееся в его функциях, есть объективная
необходимость выполнения общественно
полезной, социально обусловленной деятельности.
1. Понятие
государства
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: "полития", "княжество", "королевство", "правление" и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин "stati" и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое
разграничение государства и общества
было обоснованно в договорных теориях
государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими
представителями либерализма. В них эти
понятия разделяются не только содержательно,
но и исторически, поскольку утверждается,
что существовавшие первоначально в свободном
и неорганизованном состоянии индивиды
в результате хозяйственного или иного
взаимодействия вначале образовали общество,
а затем для защиты своей безопасности
и естественных прав договорным путем
создали специальный орган — государство.
В современной науке государство в узком
смысле понимается как организация, система
учреждений, обладающие верховной властью
на определенной территории. Оно существует
наряду с другими политическими организациями:
партиями, профсоюзами и т.д.
2. Признаки
государства
Общими для государства являются следующие признаки:
4. Монополия
на легальное применение силы, физического
принуждения. Диапазон государственного
принуждения простирается от
ограничения свободы до физического уничтожения
человека. Возможность
лишить граждан высших ценностей, каковыми
являются жизнь и свобода,
определяет особую действенность государства,
имеются специальные
средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также
органы — армия, полиция,
службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право
на взимание налогов и сборов с населения.
Налоги
необходимы для содержания многочисленных
служащих и для
материального обеспечения государственной
политики: оборонной,
экономической, социальной и т.д.
Отмеченные
выше признаки отмечают государство от
других организаций и объединений, однако
еще не раскрывают его связь с обществом,
факторы, лежащие в основе его возникновения
и эволюции.
3. Составляющие
элементы государства
Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счете, без территории государства не существует.
Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.
Итак,
государство - это политическая целостность,
образуемая национальной или много национальной
общностью, закреплённой на определённой
территории, где поддерживается юридический
порядок, установленный элитой, которая
монополизирует институционализованную
власть, обладая законным правом применения
принуждения.
4. Формы
государственного устройства
Унитарное
государство - единое государственное
образование, разделенное на административно-
Федерация - союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты и т.д.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.
Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.
Конфедерация - государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения -проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права.
В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них -ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 гг.), Сенегамия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.
Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.
В
последние десятилетия мир переживает
тягу к мирному сосуществованию, объединению
и интеграции стран не только в военном,
но и в тесном политическом и экономическом
планах. Так, новая объединенная Европа
с такими составляющими, как Совет Европы,
Европейская парламентская ассамблея,
безтаможенные и безвизовые границы, совместные
проекты, единая валюта, открывает пути
к широчайшему и перспективному сотрудничеству
между государствами. Добровольное объединение
в рамках такой новой интеграции способствует
изживанию фактического неравенства государств,
их более быстрому развитию.
5. Формы правления в государстве
Форма правления характеризует
организацию государственной
Монархия означает, что правит один человек, или персональное единовластие. Она соответствует следующим признакам:
• существование единоличного главы государства;
• обладание монархом всей полноты власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной;
• наследственный порядок передачи власти;
• бессрочное правление монарха;
• юридическая безответственность монарха;