Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения сущности, признаков, видов функций государства, форм их осуществления сформировать устойчивое целостное представление об основных направлениях деятельности государства по управлению делами в различных сферах жизни общества на современном этапе развития.
Введение……………………………………………….…......…3
Глава 1. Понятие, сущность функций государства.
Понятие и признаки функций государства, их виды..….5
Формы осуществления функций государства……...…...8
Глава 2. Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства.
2.1. Внешние функции государства……………….…..…....11
2.2. Внутренние функции государства…………….…...…..16
Заключение…………...….…………………………..………..28
Список используемых источников……………
Экономическая функция определяет пределы и способы вмешательства государства в экономику. В рамках осуществления этой функции выделяют два основных способа регулирования экономики.
Первый способ предполагает прямое государственное регулирование экономики. Государство участвует в хозяйственной деятельности в качестве собственника государственных унитарных и казенных предприятий, социальных, культурных, научных, образовательных учреждений напрямую управляет их деятельностью. В руках государства находится мощный регулятор экономических отношений — государственный бюджет. С помощью средств бюджета государство участвует в финансировании стратегических программ экономического развития на федеральном и региональном уровне.
Второй способ предполагает косвенное регулирование. Косвенное регулирование означает, прежде всего, нормативно-правовую регламентацию экономических отношений, установление единых правил рынка. Для этого государство активно проводит антимонопольную политику, осуществляет меры по поддержке предпринимательства, особенно малого. Особое значение придается поддержке отечественного производителя в создании товаров, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынке. Осуществляется инвестиционная политика.
В стране продолжается приватизация. В отличие от начала 90-х гг. XX в. она носит не массовый, а «точечный» характер. Государство избавляется от небольших долей в капитале предприятий, особенно при неэффективном управлении предприятием, стимулируя развитие рынка. Несмотря на раздающиеся голоса о необходимости пересмотреть результаты приватизации, это представляется неэффективным и социально опасным средством регулирования экономики. В качестве перспективных задач государства в экономической сфере выделяются: развитие аграрного сектора, значительно отстающего от других областей хозяйства, снижение темпов инфляции и укрепление, а в дальнейшем и конвертацию национальной валюты — рубля; увеличение ВВП; дальнейшее развитие транспорта и связи.
Особое
место в экономической функции
государства занимает осуществление
государственного контроля и надзора
за деятельностью
субъектов предпринимательской деятельности.
Правовой основой реализации
экономической функции
Социальная функция. В ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для обеспечения реализации данной основы конституционного строя государство призвано обратить особое внимание на реализацию своей социальной функции. Наряду с экономической, социальная функция призвана обеспечить нормальное существование человека в условиях рыночной экономики, государство должно помочь людям, не имеющим в полной мере возможности реализовать свои права и законные интересы.
По
существующему в науке
стремится к максимально возможному в
условиях демократической страны равномерному
распределению жизненных благ и максимально
возможному равномерно-пропорциональному
распределению жизненного бремени. В отличие
от социалистического государства – государства
всеобщего равенства, социальное государство
– государство равных возможностей. Социальное
государство не стремится уравнять материальные
возможности людей, а призвано материально
обеспечить лиц, не способных на самостоятельную
полноценную экономическую и трудовую
деятельность.
Социальная функция выражается через основные направления социальной политики, а именно: охрану труда и здоровья людей, установления гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Правовой основой социальной функции государства являются законы «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и другие.
Несмотря на изначальную
декларативность существования
социального государства в
Функция развития культуры, науки и образования. Вместо ранее существовавшей коммунистической идеологии, в настоящее время Конституция России провозглашает политическое и идеологическое многообразие. Закреплено, что никакая идеология не может быть признана в качестве государственной или обязательной.
Идеологическая и культурная свобода получает свое развитие в ст. 44 Конституции, где закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, охрана интеллектуальной собственности.
Данная функция осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это государственная поддержка развития культуры. Государство оказывает содействие развитию литературы, искусства, театра кино, музыки, живописи, библиотек, физической культуры и спорта. Во многом за счет государственной финансовой поддержки до сих пор существуют многие учреждения и памятники культуры. Огромное значение взаимной связи имеет сохранение историко-культурного наследия, памятников истории и архитектуры. Многие из них находятся в удручающем состоянии, без государственной помощи им не выжить. Необходимо разработать и внедрить эффективные меры поощрения меценатов и организаций, оказывающих реальную поддержку развитию культуры.
Во-вторых, это государственная поддержка науки. Много разговоров ходит вокруг необходимости интеграции науки в новые рыночные условия, использования научного потенциала для развития экономической системы России. Безусловно, это очень важно, в этом направлении достигнуты значительные успехи. Образовано множество научных экономических школ и институтов, активно помогающих реформам. Но не нужно забывать о фундаментальной науке. Россия достигла больших успехов во многих научных областях, необходимо сохранить и приумножить достижения российских ученых. Для этого требуется всемерная государственная поддержка научных центров, финансирование научных программ, развитие грантовых проектов. Большая проблема для России — «утечка мозгов», отъезд российских ученых на запад. Решение ее кроется в создании условий для работы на территории России, поощрение научной инициативы.
Третьим направлением в осуществлении этой государственной функции является развитие образования. Российское образование является одним из лучших в мире, но существует достаточно проблем в образовательной сфере. Одна из них — проблема государственного высшего образования. В ходе реформы предполагается максимально сократить количество государственных вузов, остальные вузы, сделать негосударственными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Резкий переход к этому опасен падением качества образования, лишением возможности для реализации права на образование социально неимущих слоев населения.
Четвертое направление это обеспечение свободы деятельности средств массовой информации: радио, телевидения, печатных изданий. В соответствии со ст. 29 Конституции, цензура запрещена. Государственное регулирование свободы мысли и слова может иметь различные крайности, от жесткой цензуры до полной безнаказанности. Для предотвращения этих крайностей требуется продуманная государственная политика, сочетающая различные методы регулирования этой сферы.
Правовой основой функции государства по развитию культуры, науки и образования являются: основы законодательства РФ о культуре, законы РФ «Об образовании», «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «О средствах массовой информации»; федеральные законы «О статусе наукограда в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке кинематографии в РФ» и др.
Экологическая функция. Одно из важнейших направлений деятельности государства в современном мире играет охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Научно-техническое воздействие, активное вмешательство человека в природу влечет многие негативные последствия, для противодействия которым реализуется экологическая функция государства.
Загрязнение воздуха и водных источников; повышение уровня радиации; угроза растительному и животному миру, здоровью и жизни человека, захоронение ядерных и химических отходов — вот далеко не полный перечень экологических проблем современной России. Глобальный масштаб экологических проблем требует решительных действий государства, направленных на решение насущных вопросов охраны природы.
Правовой
основой осуществления
Целый
ряд государственных органов специально
уполномочен непосредственно осуществлять
экологическую функцию. Прежде всего,
это
Министерство природных ресурсов РФ, осуществляющее
нормативно-
правовое регулирование в данной сфере.
Ему подведомственны федеральная служба
по надзору в сфере природопользования,
федеральные агентства водного и лесного
хозяйства, агентство по недропользованию.
В Рамках данной функции государство устанавливает
правовой режим природопользования, регулирует
обязанность исполнять природоохранное
законодательство, принимает меры по предотвращению
и ликвидации природных и техногенных
катастроф.
Функция охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечение правопорядка справедливо называют правоохранительной функцией, в рамках которой государство выполняет свою роль защитника общества и личности
Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы как высшую ценность, закрепляет обязанность государства защищать права и свободы человека.
Статья 18 устанавливает непосредственное действие основных прав и свобод, они составляют смысл деятельности законодательных, исполнительных органов власти и обеспечиваются правосудием.
В период становления новой российской государственности обострились самые проблемные вопросы в обеспечении законности и правопорядка: рост преступности, коррупция, сращивание криминалитета с властью и ряд других.
Потому одной из стратегических задач государства в рамках концепции национальной безопасности является обуздание преступности, борьба с латентной преступностью, профилактика преступлений и правонарушений.
Для этого была принята Федеральная программа борьбы с преступностью, множество других концептуально важных положений и программ. В последнее время были введены в действие новый Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ, призванные быть реальными правовыми гарантами обеспечения и защиты прав граждан при привлечении к уголовной ответственности и ее реализации.
Ведущая роль в реализации данной государственной функции принадлежит Министерству внутренних дел РФ, его территориальным органам и линейным подразделениям.
Огромную роль в правоохране играет Прокуратура Российской Федерации, осуществляющая надзор за точным и безусловным соблюдением законов на всей территории Российской Федерации.
Функция налогообложения.5 Одним из отличительных признаков любого государства являются налоги. Без них невозможно хозяйственно-организующая роль государства. Поговорим подробнее о функции налогообложения и формах ее осуществления.
В советский период основная часть государственного бюджета (до 92%) складывалась в результате поступлений от государственных предприятий, соответственно, 8% государственного дохода поступало от граждан, а формирование и расходование бюджета того периода было па на перекладывание денежных потоков из одного государственного «кармана» в другой.
Информация о работе Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства