Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа
Цель работы – раскрыть функции государства и правовые формы их выполнения.
Задачи:
Определить понятие и признаки функции государства;
Рассмотреть внутренние функции;
Рассмотреть внешние признаки;
Раскрыть правовые формы выполнения функций.
Введение…………………………………………………………………………… 3
§1. Понятие, содержание и признаки функции государства…..……………. 5
§2. Внутренние функции………….…………..………….….………….……….. 9
§ 3. Внешние функции…………………………………..………………...……. 15
Заключение……………………………………………………………………… 21
Список литературы……………………………………………………………. 23
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Понятие, содержание и признаки функции государства…..……………. 5
§2. Внутренние функции………….…………..………….….………….
§ 3. Внешние функции…………………………………..………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Следует заметить,
что преобразования и реформы последних
лет не обошли и такой предмет, как теория
государства и права. Слишком очевиден
разрыв между традиционно сложившимся
содержанием монографий, учебников и учебных
пособий и теми государственными и правовыми
реальностями, которые характеризовали
состояние и развитие человеческого общества
вообще, российского общества в частности.
К настоящему времени существенно
обогатилось научное знание о важных сторонах
функционирования и развития государства
и права. Новые процессы в государственно-правовой
жизни общества потребовали пересмотра
многих привычных представлений.
Данная тема является актуальной,
т.к. если до конца не разобраться в “том,
что и как государство делает”, что оно
должно делать, нашей стране невозможно
будет найти пути выхода из сложившегося
кризиса в России. Изучение данной темы
поможет глубже развить представления
о государстве как о социальном институте,
о том как этот институт живет, действует,
изменяется, каковы основные тенденции
его развития, как он выполняет свое социальное
назначение.
Объектом работы являются функции государства.
Предмет работы – внутренние и внешние функции государства.
Цель работы – раскрыть функции государства и правовые формы их выполнения.
Задачи:
Методологическую основу работы составляют общеправовые методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение.
Структурно работа состоит из введения, 3-х параграфов, заключения и списка литературы.
Нормативную базу
исследовании составили Конституция РФ
и официальные документы принятые на федеральном
уровне.
При написании контрольной работы широко использовались нормативно правовые акты, а также учебная литература.
§1. Понятие, содержание и признаки функции государства.
Функции государства
- это основные направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное назначение
государственного управления обществом1.
В функциях государства выражается
его сущность, его предназначение, и структура
государства, т.е. его внутреннее строение,
которое определяется в первую очередь
его назначением и направлением деятельности,
которую оно осуществляет. Предназначение
государства, проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения
общественно полезной, социально обусловленной
деятельности.
Теория государства для описания,
объяснения и прогнозирования деятельной
стороны государства использует понятие
функции государства - характеристики
именно того, что и как государство "делает"..
Функция в теории государства и права
означает направление, предмет деятельности
того или иного политико - правового института,
содержание этой деятельности, ее обеспечение.
Именно в этом смысле говорится о функции
государства, правительства, министерства,
других государственных органов.
Следовательно, функция государства
- это рассматриваемые в комплексе предмет
и содержание деятельности государства
и обеспечивающие ее средства и способы.
Функции государства обусловлены его
задачами, зависят от его сущности и изменяются
по мере его изменения, по мере перехода
к сущности другого порядка.1
Признаки функций,
то есть те устойчивые
позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к
функции.
К этим признакам относятся:
- прочно сложившаяся предметная деятельность
государства в важнейших сферах общественной
жизни: экономической, политической, социальной,
духовной (идеологической, религиозной),
правовой;
- непосредственная связь между сущностными,
формальными характеристиками государства
и его социальным назначением, которое
и реализуется в деятельности государства;
- направление деятельности государства
на решение крупных социально - экономических,
политических и иных задач, достижение
крупных, общественно значимых целей,
которые встают на каждом историческом
этапе развития общества;
- деятельность государства в определенных
формах (чаще всего правовых) и с применением
особых, в том числе властно - принудительных
методов.
Совокупность этих признаков позволяет
утверждать, что действительно речь идет
о функциональной характеристике государства,
о наличии у того или иного государства
соответствующих функций.
Функциональная характеристика позволяет
изучать не только государство конкретного
типа, вида, формы у того или иного народа
в той или иной конкретно - исторический
период, но и государственность этого
народа. Рассматривая развитие, изменение
функций можно видеть и то, как развивалась,
изменялась в определенной связи и сама
государственная организация общества
в длительном историческом процессе.
В познании государственно
- правовых явлений и процессов в теории
государства и права используется метод
классификации, так как без этого метода
упорядочить и сопоставить все многообразие
государственно - правовых явлений и процессов
попросту невозможно.
Классификационные критерии, то
есть признаки (их сумма), позволяющие
отнести те или иные функции к конкретному
классу, группе, имеют разный характер.
Выделяют, например:
- объекты и сферы государственной
деятельности;
- территориальный масштаб;
- способ государственного
воздействия на общественные отношения;
- взаимоотношения государств;
- содержание функций.
В научных и практических целях
функции государства могут быть классифицированы
по самым различным критериям.
По времени действия функции делятся
на:
- постоянные (осуществляемые государством
на всех этапах его существования);
- временные (появление которых вызвано
специфическими условиями общественного
развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности
(внутренняя и внешняя политика) функции
государства делятся на:
- внутренние (представляющие его деятельность
внутри страны, определяющие его роль
в жизни данного общества);
- внешние (деятельность за ее пределами,
в которой проявляется роль государства
во взаимоотношениях с другими государствами).
По сферам общественной
жизни функции государства могут быть
разделены на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые в духовной сфере.
К числу критериев также можно отнести
принцип разделения властей и попробовать
классифицировать функции государства
на основе этого принципа.
Соответственно
функции подразделяются на:
- законодательные (правотворческие);
- управленческие;
- правоохранительные (в
том числе судебные;
- информационные.1
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.2
1.Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Просвещение, 2006г. – 68 с.
2.Палазян А.С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2007. -№ 14. –11-13 с.
§2. Внутренние функции.
Основные внутренние функции государства: экономическая, социальная, защиты прав и свобод граждан, экологическая, налогооблажения.1
Экономическая функция
государства сильно изменилась в ходе
исторического существования государства
от полного невмешательства в экономику
до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов
экономической жизни.
Государство влияет на экономику через
налоговую политику, кредитно-финансовую
и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных
отношений, свободы предпринимательской
деятельности, многообразия и равенства
всех форм собственности, добросовестной
конкуренции экономика развивается на
основе саморегулирования. Вмешательство
государства имеет определенные пределы.
Оно сводится, как правило, к:
а) выработке экономической политики;
б) управлению предприятиями и организациями,
составляющими государственную собственность.
Их круг ограничен важнейшими отраслями,
имеющими общегосударственное значение,
например, транспортом, связью и тд.
в) установлению правовых основ
рынка и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами
предпринимательства и свободного труда,
обеспечения равноправия всех форм собственности,
правовой защите собственника, охране
прав потребителя и пр.
г) регулированию внешнеэкономических
отношений государства.2
1. Тарасов А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие – М.: Российский государственный социальный университет. Филиал в г. Анапа. Анапа, 2005г. – 12 с.
2.Пацация М.Ш. Теория государства и права.- М.: Академия, 2009. – 154 с.
Социальная функция
многообразна по содержанию и масштабна
по объему деятельности. Главное ее назначение
- обеспечить общественное благополучие,
создать равные возможности для всех граждан
в его достижении.1
Многие государства характеризуют
себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о
всех тех гражданах, кто в силу каких-либо
причин не в состоянии обеспечить для
себя нормальное существование, достойное
человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы,
проявляет заботу о детях и нетрудоспособных
людях.
Так в Конституции Российской
Федерации в частности сказано: “Каждому
гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях предусмотренных законом.2
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.3
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
1.Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006. 7 с
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. - 25.12.1993 – ст.39
3. Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. -
25.12.1993 – ст.41
Кроме этого в
РФ принят ряд важнейших законов и других
актов, направленных на социальную защиту
отдельных категорий граждан, например:
Закон РФ "О реабилитации жертв политических
репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О
повышении минимального размера пенсии
и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997
и др.
Таким образом, государство принимает
различные меры для повышения жизненного
уровня граждан.
В реализации социальной функции
большое место принадлежит проведению
государственной политики в области образования,
науки, культуры, здоровья граждан. В указанных
сферах социальная функция осуществляется
в форме государственной поддежки (финансовой,
материальной, программной и др. ) образовательных,
воспитательных инаучных учреждений,
а так же учреждений культуры. Что касается
управления и организации их работы, то
они автономны, свободны в своей деятельности,
и вмешательнство государства здесь недопустимо.
Большое значение
имеет правовое воспитание. Каждый гражданин
Российской Федерации обязан знать законы
своего государства и строго соблюдать
их.
Основы государственной политики
в области образования закреплены, в частности
в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07.
1992 , в сфере защиты интересов граждан
в охране здоровья - в Законе “О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации”
от 28.06.1991, в области культуры - в Основах
законодательства Российской федерации
о культуре от 9. 10. 1992 и др.
Защита прав и свобод граждан. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств.