Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:03, курсовая работа
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования. Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6
Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13
Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ………………………………………… 31
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности переходной экономики ………………………………. . 6
Глава 2. Роль и функции государственного регулирования в переходной экономике ……………………………………………………………………… 13
Глава 3. Приоритеты государственной экономической политики в РФ …… 17
Заключение ………………………………………………………………………28
Список
использованной литературы …………………………………………
31
Введение
Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает свойством самоорганизации, саморегулирования. Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами. Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно иной основе не только создания новых институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами.
В переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая - проблемы преодоления трансформационного кризиса.
Особенность анализа роли
обусловлена особенностями государства в переходном периоде от централизованно-управляемой к рыночной экономике. В переходный период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по сравнению с тоталитарным государственным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем тоталитарного государства может быть осуществлено только на основе определяющего воздействие государства. Все это определяет существование дилеммы: снижение или усиление роли государства, как субъекта, определяющего правила игры для всех экономических субъектов рыночной экономики.
В переходной экономике, в ходе трансформации, государство перестает быть единственным собственником средств производства, в результате система государственного управления утрачивает функции основного регулятора хозяйственных пропорций, значительно сокращается его вмешательство в текущую хозяйственную деятельность. В процессе становления рыночной экономики появляются новые функции государства, происходит изменение методов регулирования. При этом значение государственного регулирования возрастает, что связано с неразвитостью основных рыночных механизмов саморегуляции и самоорганизации. Неразвитость рынка требует более активной роли государства, в том числе в создании самих рыночных институтов. Деятельного участия государства требуют и другие процессы, которые не могут произойти автоматически, сами по себе.
Государство, в лице правительства, избирает путь, проводит определенную линию экономических действий, придает желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемым в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В этом смысле принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений.
Историческая важность и актуальность роли и функций государственного регулирования в переходной экономике для нашей страны не вызывает сомнений, поэтому я посвятила данную курсовую работу этой теме, целью которой является изучение роли и функции государства в переходной экономике. При этом среди основных задач можно выделить следующие:
Переходная экономика - это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Происходят изменения самих основ экономической системы - господствующего типа собственности, установившихся в экономике форм хозяйственных связей, типа координации деятельности экономических субъектов.
Особенности функционирования переходной экономики связаны, во-первых, с ее особой неустойчивостью. Стабильных переходных экономик не существует. В любой экономике постоянно происходят какие-то изменения, благодаря которым устанавливается динамическое равновесие. В отличие от них изменения, происходящие в переходной экономике, носят безвозвратный характер. В переходной экономике особое значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а, прежде всего отмирание старых и становление новых связей и элементов. В переходной экономике не действуют в полной мере экономические закономерности ни прошлой, ни будущей системы. Причем происходит столкновение старых и новых экономических интересов, существует тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений. Это требует создания особых способов поддержания стабильности в переходный период.
Во-вторых, необходимо учитывать, что существует определенная преемственность с прошлым. Новая экономика строится не «с чистого листа», а на существующей материально-технической базе, при сложившихся в обществе стереотипах, экономической культуре, кадровом потенциале.
В-третьих, для переходных процессов характерна альтернативность, которая означает, что возможны различные варианты перехода, а значит, и
разные результаты.
Четвертая особенность - возрастание роли субъективного фактора, в частности, роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью механизмов, компенсирующих ослабление (по сравнению с плановой экономикой) регулирующих функций государства: еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, обострены социальные проблемы и т.п.
Следует также отметить, что практически для всех стран, осуществляющих реформы, характерен экономический кризис, обусловленный трансформацией одной системы в другую.
Особенности
переходной экономики изображены на схеме
1.
Схема 1. Особенности переходной экономики.
Выбор варианта реформирования и характер протекания переходных процессов определяются конкретными экономическими, социальными, политическими и историческими условиями, существующими в той или иной стране. Например, степень зрелости исходных условий перехода к рыночной экономике в Венгрии и Польше была большей. В них постепенно накапливались предпосылки перехода, имелся частный сектор в сфере услуг и сельском хозяйстве. В России этого не было.
Особенности рыночных преобразований в России определяются также беспрецедентными масштабами российской экономики; самым длительным сроком действия плановой системы; деформированной структурой экономики - ее сырьевой направленностью, высокой степенью милитаризированности, дисбалансом спроса и предложения, хроническим дефицитом.
И еще одна важная особенность, на которой следует остановиться, - реформы в России осуществляются в условиях глубочайшего экономического кризиса, который, в свою очередь, связан с трансформацией экономической системы. Он так и называется трансформационный. Существовавшие в плановой экономике противоречия многие годы накапливались, подавлялись и сразу проявились после слома командно-административного механизма. Затяжной характер кризиса и его глубина объясняются силой накопившихся противоречий, тем, что объективные рыночные законы, приводящие экономику в состояние равновесия, еще не действуют в полной мере, а государство, лишившись прежних рычагов воздействия, не овладело новыми, соответствующими изменившимся экономическим условиям. В чем проявляется экономический кризис?
С 1990 по 1998 г. продолжался спад производства. В целом он составил более 60 %. Падение производства сопровождается интенсивным технологическим регрессом практически во всех отраслях экономики, снижением показателей эффективности.
Произошли негативные структурные сдвиги. В большей степени объем производства сократился в обрабатывающих отраслях промышленности, а среди них - в высокотехнологичных и наукоемких. Спад производства имеет еще одно важное последствие - в условиях все большей открытости экономики он оборачивается потерей не только внешнего, но и внутреннего рынка.
Катастрофически сократился объем инвестиций, которые не обеспечивают условий даже для простого воспроизводства, не говоря уже об экономическом росте и структурной перестройке.
Серьезным проявлением кризиса является дезорганизация финансовой системы и потеря контроля над денежным обращением. Особенно высокие темпы инфляции наблюдались в 1990-1994 гг., когда она протекала в режиме гиперинфляции. Все реформенные годы существовал бюджетный кризис, рос государственный долг, остро стояла проблема неплатежей.
Социальные издержки кризиса проявляются в падении уровня жизни основной массы населения, растущей дифференциации доходов и деформации их структуры, обострении проблемы занятости населения.
Кризис сопровождается обострением криминогенной ситуации в экономике. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.
Таким образом, в переходной экономике тесно переплетаются две группы проблем: первая включает проблемы, связанные с созданием новой экономической системы; вторая - проблемы преодоления трансформационного кризиса.
Реформирование российской экономики происходит в условиях постоянно продолжающихся дискуссий. Господствующее положение в определении экономической политики в ходе реформ занимала неоклассическая теория экономического равновесия, содержание которой коротко можно выразить в трех постулатах: либерализация, приватизация и стабилизация (осуществляемая в основном монетарными методами). Такая политика сопровождается максимальным ограничением роли государства как субъекта экономики.
Этой модели противостоят сторонники неокейнсианской доктрины. Основными направлениями эффективной промышленной политики они считают усиление регулирующей роли государства; сохранение значительного государственного сектора в экономике; создание государственной системы индикативного планирования производства и развертывание такой же системы инвестирования экономики, в том числе за счет эмиссионной политики; смягчение налогового пресса в производственной сфере; усиление государственного контроля во внешнеэкономической сфере.
В зависимости от характера решаемых задач в реформировании российской экономики условно можно выделить следующие этапы.
Первый этап: 1989-1991 гг. В начале этого этапа в бывшем СССР после неудавшихся попыток «перестроить» социализм было решено провести рыночные реформы, рассчитанные на десятилетия и осуществляемые сверху в условиях устойчивой власти и преемственности. Но попытка эволюционного перехода к рынку под руководством КПСС, так же как попытка «перестройки», не состоялась. Ситуация в экономике резко ухудшилась. Стал обостряться экономический кризис.
Информация о работе Роль и функции государства в переходной экономике