Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения сущности, признаков, видов функций государства, форм их осуществления сформировать устойчивое целостное представление об основных направлениях деятельности государства по управлению делами в различных сферах жизни общества на современном этапе развития.

Содержание

Введение……………………………………………….…......…3
Глава 1. Понятие, сущность функций государства.
Понятие и признаки функций государства, их виды..….5
Формы осуществления функций государства……...…...8

Глава 2. Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства.
2.1. Внешние функции государства……………….…..…....11
2.2. Внутренние функции государства…………….…...…..16
Заключение…………...….…………………………..………..28
Список используемых источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Функции государства.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

     Введение……………………………………………….…......…3 

     Глава 1. Понятие, сущность функций государства.

    1. Понятие и признаки функций государства, их виды..….5
    2. Формы осуществления функций государства……...…...8
 

      Глава 2. Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства.

    2.1.    Внешние функции государства……………….…..…....11

    2.2.    Внутренние функции государства…………….…...…..16 

    Заключение…………...….…………………………..………..28 

     Список  используемых источников…………………...……30

 

Введение 

    Существование государства на определенном историческом этапе характеризуется таким видом деятельности, как выделение совокупности основных проблем, которые необходимо решить. Соответственно определяются направления деятельности государства, устанавливаются приоритеты. В данном случае мы имеем дело с таким понятием, как функции государства.

    Социально-экономические  и политические процессы в обществе очень сложны и многогранны. Актуальность темы обусловлена усложнением таких процессов и появлением целого комплекса проблем, с которыми сталкивается государство в лице властных органов и которые необходимо решать на качественно новом уровне.

     Данная тема представляет большой научный интерес, так как функции появились с зарождением государства, неразрывно связаны с ним и отражают динамику развития страны в различные исторические периоды. Также разностороннее изучение функций государства помогает более четко уяснить роль государства, как непосредственного контролера всех областей жизнедеятельности человека, таких как экономической, политической, социальной, духовной и т.д.

     Цель  данной работы состоит в том, чтобы  на основе рассмотрения сущности, признаков, видов функций государства, форм их осуществления сформировать устойчивое целостное представление об основных направлениях деятельности государства по управлению делами в различных сферах жизни общества на современном этапе развития. 
 

      Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и признаки функций государства, представляющих сложные явления, выделить основополагающие моменты;
  2. Представить наиболее общую классификацию функций государства по различным критериям;
  3. Раскрыть вопрос о непосредственной реализации данных функций в обществе на основе определенных форм и путем специальных методов;
  4. Детально рассмотреть внешние, дать исчерпывающую характеристику внутренним функциям государства;
  5. Указать на правовые основы закрепления и осуществления данных функций в Российской Федерации;
  6. Доказать необходимость комплексного подхода к исполнению данных функций для эффективной деятельности и дальнейшего процветания государства как внутри страны, так и на международной арене.
 

     Объект  данной работы – функции государства во всем своем многообразии, предмет – подробное описание данных функций путем классификации, выявления их сущности, форм осуществления и правового закрепления.

      Структура работы: введение, две главы, разделенные  на параграфы, заключение и список использованных источников. 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и виды функций государства.

    1. Понятие и признаки функций государства, их виды.

     Приступая к рассмотрению функций государства  целесообразно начать с дефиниции данного понятия.

     Итак, функции государства - это определяемые конкретным историческим этапом основные направления деятельности государства по управлению делами в различных сферах жизни общества.

     Функции государства, как и ряд других сложных понятий, имеют ряд характерных признаков. Сравнивая признаки, приведенные в исследованиях различных ученых, можно выделить следующие:

  1. Функции государства конкретизируют его сущность и содержание, отражают интересы классов, социальных групп и всего общества в целом.
  2. Функции государства отражают разностороннюю деятельность государства как внутри страны, так и на международной арене.
  3. Функции государства не являются неизменной категорией. Они развиваются вместе с государством. С помощью своих функций государство на конкретном историческом этапе выражает свою социальную сущность.
  4. В функциях государства на различных этапах его развития проявляются присущие им особенности и закономерности образования государства, социально-экономические, политические и духовные преобразования в жизни общества.

      Рассмотрим, к примеру, рабовладельческое государство. Оно имело несколько основных функций:

- охрана частной собственности рабовладельцев от посягательств со стороны рабов, а также свободных малоимущих слоев населения;

- подавление сопротивления рабов;

- идеологическая функция, содержанием которой является оправдание мер, проводимых государством;

- оборона страны и захват чужих территорий;

    - торговля и сотрудничество с другими государствами1.

     Исходя  из накопленного человечеством опыта, мы видим, что функции государства меняются под воздействием условий, в которых существует государство на определенном историческом этапе. Государство выделяет совокупность основных проблем, которые необходимо решить. Соответственно определяются направления деятельности государства, устанавливаются приоритеты. С выполнением определенной задачи функция утрачивает свое приоритетное значение, либо исчезает совсем.

     Например, в период Великой Отечественной войны в СССР наиважнейшей функцией стало обеспечение обороноспособности страны, реформирование вооруженных сил под конкретные задачи военного времени, а все остальные функции государства были подчинены данной. Даже социальные, идеологические и культурные функции были скорректированы под главную военную функцию.

     Государство выполняет большое количество различных  функций, поэтому целесообразно их классифицировать по определенным критериям. По мнению ряда авторов наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются сфера общественных отношений, в которых та или иная функция реализуется, а также организационное и юридическое содержание государственной функции.

     Так, одной из главных классификаций является деление функций на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся такие положения деятельности государства, которые направлены на решение внутренних задач государства: экономическая, экологическая, охрана правопорядка, налогообложения, социальная функция.

     Внешними  функциями государства являются его международные направления деятельности, они связаны с поддержанием отношений с другими государствами: защита страны от внешней агрессии, внешнеэкономическое сотрудничество, сотрудничество в области науки и культуры и др.

     Функции государства подразделяются также  на основные (главные) и неосновные (второстепенные)2. Что касается основных функций, то - это важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей. Основные государственные функции осуществляются всеми звеньями государственного аппарата и относятся к деятельности государства в целом, носят комплексный характер. Неосновные функции осуществляются в различных сферах жизни государства и группируются по различным основаниям.

    На  наш взгляд, данная классификация  в достаточной степени условна, так как нельзя однозначно говорить о приоритете одной функции над другой, они реализуются в комплексе и имеют важное значение.

     Важно отметить, что от функций государства следует отличать функции государственных органов, основные направления их деятельности, в которых реализуются их полномочия, установленные законом и обусловленные их местом.

     В государственном механизме, в юридической науке советского периода, а также в ряде современных научных трудов функции государства подразделяются на классовые  и социальные.

     Под классовыми функциями понимаются функции  непосредственного государственного воздействия на общество. В частности, классовыми следует считать экономическую, военную функции и др. Общесоциальными функциями считаются экологическая, социальная и т.д. Одни ученые (М.И. Байтин) утверждают, что чем большее количество общесоциальных функций реализует государство, тем более значительна роль государства как социального регулятора, средства достижения общественного компромисса. Другие авторы (М.Н. Марченко и др.) полагают, что круг общесоциальных функций очень невелик, они ограничиваются только рациональным природопользованием, внедрением новых технологий. Третьи авторы (В. М. Сырых) отмечают, что классовый подход к определению государственных функций неприменим, что представляется вполне справедливым в свете их многообразия и постоянного изменения.  

     2.1. Формы осуществления функций  государства.

     Выявив  сущность и виды функций государства, перейдем к вопросу о непосредственной реализации их в обществе.

     Государственные функции осуществляются в определенных формах и путем специальных методов. Многообразие деятельности государства  по реализации своих функций предполагает и разнообразие их форм.

     В юридической литературе (М. И. Байтин) под формами осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев государственного механизма. Следует выделять основные формы осуществления функций:

  1. Законотворческая деятельность, под которой понимается принятие уполномоченными представительными органами государственной власти законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
  2. Управленческая деятельность, т.е. основанная на законе исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов (например, Президента РФ) по реализации государственных функций в различных сферах жизни государства и общества.
  3. Судебная деятельность – это реализация функций государства путем осуществления правосудия всеми судами на территории Российской Федерации.
  4. Контрольно-надзорная деятельность, представляющая собой реализацию государственных функций путем осуществления всех видов государственного контроля и надзора. Особая роль в системе надзора за законностью принадлежит органам Прокуратуры РФ.

     Каждая  из    вышеперечисленных  форм  служит определенным  целям   реализации  функций   государства  и   основывается на существующем   в   государственно-властном   механизме Российской Федерации принципе разделения властей. 
        Помимо данной широко распространенной классификации интересна классификация форм реализации функций государства, в основу которой положена особенность характера деятельности государства и ее юридических последствий, представленная               В. М. Сырых.

      Согласно этой классификации все формы реализации функций государства делятся на правовые и организационные. Правовые формы осуществления государственных функций предполагают деятельность, связанную с изданием правовых актов. К правовым формам относятся следующие виды:

      1. Правотворческая деятельность - форма осуществления государственных функций путем издания уполномоченными субъектами нормативных актов с целью установления, санкционирования, изменения или отмены правовых норм.

       2. Правоприменительная деятельность — деятельность государственных органов и должностных лиц по применению норм права путем издания индивидуальных юридических актов. В свою очередь, правоприменительная деятельность имеет две разновидности:

Информация о работе Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства