Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения сущности, признаков, видов функций государства, форм их осуществления сформировать устойчивое целостное представление об основных направлениях деятельности государства по управлению делами в различных сферах жизни общества на современном этапе развития.
Введение……………………………………………….…......…3
Глава 1. Понятие, сущность функций государства.
Понятие и признаки функций государства, их виды..….5
Формы осуществления функций государства……...…...8
Глава 2. Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства.
2.1. Внешние функции государства……………….…..…....11
2.2. Внутренние функции государства…………….…...…..16
Заключение…………...….…………………………..………..28
Список используемых источников……………
а) Оперативно-
исполнительная деятельность - юридически властная, исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов в процессе непосредственного и повседневного руководства в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сфере. Она осуществляется путем позитивного правоприменения и издания правоприменительных актов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
б) Правоохранительная деятельность - это деятельность специально
уполномоченных государственных органов по охране норм права от нарушений, защите прав и законных интересов граждан и организаций и обеспечению реализации возложенных на них юридических обязанностей. В процессе правоохранительной деятельности осуществляется негативное правоприменение, издаются приговоры и решения судов, акты прокурорского реагирования, постановления следователей и др. Они служат целям предупреждения и пресечения преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенных прав, реализации юридической ответственности.
Организационные формы реализации функций государства не влекут юридические последствия, но осуществляются в пределах правового регулирования. В науке выделяют организационно-хозяйственную деятельность, которая предполагает материальное обеспечение выполнения различных государственных функций; организационно-воспитательную деятельность, представляющую собой организацию воспитательной работы по обеспечению выполнения различных государственных функций.
Каждая государственная функция
реализуется при помощи определенных методов. Основными методами государственно-властной деятельности являются методы убеждения и принуждения. Они соотносятся к различными формами осуществления функций государства, например, правоохранительная деятельность осуществляется на основе методов принуждения, а все организационные формы на основе методов убеждения. В последнее время все большую актуальность приобретает использование метода поощрения, так как он является одним из эффективнейших средств реализации функций государства.
Глава 2. Внешние и внутренние функции государства как одна из главных классификаций функций государства.
2.1. Внешние функции государства.
Государство
является главным субъектом политико-
В связи с этим внешние функции государства имеют особое значение как для самого государства, так и для общества. Внешние функции государства зависят от факторов географического, экономического, политического, исторического и иного характера. Они меняются под влиянием изменений геополитической обстановки в мире, факторов объединения и распада различных государств, изменения территориальной организации населения. Одни функции полностью уходят в прошлое, другие трансформируются, третьи возникают вновь.
С развалом Советского Союза и образованием на его основе независимых государств изменились и внешние функции Российской Федерации. Россия приобрела статус суверенного и независимого государства, что повлекло приобретение самостоятельных государственных функций. Основные внешние функции России совпадают с внешними функциями большинства государств мира.
Оборона страны. С развалом СССР ушли в прошлое времена «холодной войны», ядерной конфронтации и ряд других проблем внешнеполитического характера. Но необходимость обороны страны не отпадет ни при каких обстоятельствах. «Однополярный» мир, образовавшийся на исходе XX в., требует от России большого внимания к проблемам обеспечения обороноспособности страны. Произошло расширение НАТО на восток, эта международная военизированная организация вплотную приблизилась к границам России. Во многих республиках бывшего СССР сохраняется нестабильная политическая обстановка, возникают очаги локальных конфликтов и располагаются военные базы НАТО. Для обеспечения функции обороны в России функционируют Вооруженные силы. Они существуют для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач по обеспечению международной безопасности.
Правовой основой функции обеспечения обороны страны является Конституция РФ, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. Федеральный закон «Об обороне» является базовым нормативным актом, определяющим основы организации и обеспечения обороны страны, закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, права и обязанности граждан. В нем определяется порядок применения специальных средств, для обеспечения обороны страны, ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере обороны. Законодательство о военной службе закрепляет принципы и порядок осуществления военной службы в РФ и правовой статус военнослужащих.
Обеспечение мира и международной безопасности3. Для реального обеспечения обороны страны и государственной безопасности недостаточно иметь боеспособные Вооруженные силы в пределах территории России. Необходимо активно участвовать в деятельности по обеспечению международной безопасности. Данная функция осуществляется в нескольких направлениях. Главное направление - недопущение глобальной мировой войны. Существует ряд государств, которые до сих пор проповедуют агрессивную внешнюю политику, либо в условиях антидемократического или нестабильного политического режима обладают оружием массового поражения или стремятся его получить. Это создает реальную угрозу для мировой безопасности и требует от всех государств значительных усилий для поддержания мира, прежде всего, политическими средствами. Необходимо обеспечивать надлежащее выполнение международных конвенций о запрещении и ограничении распространения оружия массового поражения.
Другим не менее важным направлением является активное участие в деятельности международных организаций. Основная задача в этом процессе - укрепление ООН. В условиях нестабильной политической ситуации ООН призвана сыграть роль организации, координирующей решение проблем международной безопасности. ООН в силу исторических традиций — самый всеохватывающий институт международного сотрудничества и международной безопасности. Помимо ООН, Россия активно участвует в деятельности Совета Европы и других организаций.
Для обеспечения реализации данной функции Россия предоставляет свои Вооруженные силы в качестве миротворческих контингентов для Участия в урегулировании международных конфликтов по решению Совета Безопасности ООН и в соответствии с межгосударственными соглашениями. Правовой основой этого служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». В настоящее время Россия участвует в миротворческих операциях на территории Грузии, Таджикистана и в ряде других стран.
Укрепление сотрудничества и связей со странами СНГ. С образованием Содружества Независимых Государств возникла такая внешняя функция, как укрепление сотрудничества со вновь образованными странами на границах России4. Это сфера взаимных интересов России и других государств. В тот период было необходимо сохранить сложившиеся многолетние связи между республиками. В связи с тем, что республики бывшего СССР неоднородны по своей политической и экономической структуре, в рамках осуществления данной функции возникало и возникает множество проблем. Россия для решения этих проблем предлагает меры по укреплению экономического сотрудничества, созданию системы коллективной безопасности, совместной охраны границ, обеспечения соблюдения прав человека и национальных меньшинств на всем постсоветском пространстве. Помимо СНГ, которая во многом не оправдала своих целей и задач ввиду искусственности своего образования, на территории бывшего СССР были созданы и другие межгосударственные объединения. Самым ярким примером может служить договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года. Но процесс реализации этого договора сложен и связан с множеством факторов, наличие которых до сих пор не позволило создать единое государство. Помимо этого, было сформировано межгосударственное экономическое объединение России, Казахстана, Киргизии.
Так
же в нынешнее время актуальна
такая внешняя функция
Особое значение имеет участие России в решении глобальных проблем человечества — освоении космоса, защите мирового океана, борьбе с эпидемиями, предотвращении и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф.
Борьба с международным терроризмом. Об этой глобальной международной проблеме серьезно заговорили после событий 11 сентября 2001года в США, когда атаке международных террористов подверглись несколько стратегически важных объектов, погибло большое количество людей. Причем для России это и внутренняя, и внешняя проблема, что отражается на соответствующих государственных функциях. В РФ приняты федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Ужесточена ответственность за террористическую деятельность. Россия вынуждена принимать ряд серьезных мер по противодействию терроризма. Проблемным регионом РФ и этом плане является Чеченская республика, где уже много лет продолжается контртеррористическая операция. На международном уровне Россия также активно участвует в антитеррористической деятельности сотрудничаете государствами - участниками борьбы с терроризмом в совместных мероприятиях, принимает самые жесткие меры вплоть до физического уничтожения террористов как на территории РФ, так и за ее пределами.
Как
мы видим, осуществление внешних
функций государством имеет важное
значение не только для своего народа,
но также и для укрепления собственных
позиций на мировой арене, осуществления
сотрудничества с другими странами в экономическом,
социальном, культурном и других аспектах.
Четко обозначенная правовая основа, в
которой закреплены основные направления
деятельности государства, основательно
разработана и систематизирована. Участие
нашей страны в решении глобальных проблем
человечества существенно повышает авторитет
и значимость государства на международном
уровне, открывает новые перспективы и
горизонты для дальнейшего динамичного
развития государства.
2.2.
Внутренние функции
Как мы знаем, коренные преобразования во всех сферах государственной и общественной жизни России, начавшиеся в последнее десятилетие XX века, юридически оформились с принятием Конституции 1993 г. Внедрение демократических государственных и общественных институтов, становление рыночной экономики, изменение в социальной, культурной и духовной сфере, формирование гражданского общества — вот далеко не полный перечень основных направлений российской государственно-правовой реформы.
Соответственно, значительные изменения произошли во внутренних государственных функциях. Новые цели и задачи потребовали коррекции государственной деятельности. На первый план вышли проблемные вопросы реформирования экономики, социальной сферы, демонтаж командно-административной системы. Они решаются путем реализации основных внутренних функций Российского государства: экономической, социальной, развития культуры, науки и образования, экологической; функции налогообложения; охраны прав и свобод граждан, собственности, обеспечения законности и правопорядка. Поговорим подробнее о каждой из них.
Экономическая функция. Одной из важнейших задач государственного строительства России на современном этапе является реформа всей экономической и хозяйственной системы. В стране внедряется рыночная экономика, формируются новые экономические отношения. В ст. 8 Конституции РФ заложены основные принципы экономической системы России: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В части 2 данной статьи закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Информация о работе Внешние и внутренние функции государства как одна из главных функций государства