Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа
Объектом моей курсовой работы явились типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.
Введение 3
I. Понятие государства 5
1.1. Природа государства 5
1.2. Элементы государства 6
II. Типология государств 8
2.1. Проблема типологии государства 8
2.2. Подходы к типологии государств 9
2.2.1. Характеристика формационного подхода 12
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
III. Типы государств согласно формационной теории 15
3.1. Рабовладельческое государство 15
3.2. Феодальное государство 16
3.3. Буржуазное государство 17
3.4. Социалистическое государство 18
3.5. Переходное государство 18
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории 20
4.1. Место государства в первичной цивилизации 20
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 21
V. Современная теория государства 23
Заключение 27
Список литературы 29
Понятие
«цивилизация» утвердилось в
европейской науке в эпоху
просвещения и с тех пор
приобрело такую же многозначность,
как и понятие
«культура». С учетом этой многозначности
и разрабатывается сегодня цивилизационный
подход учеными запада и востока. В своих
исследованиях они опираются на труды
крупнейших представителей философско-социологической
мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер,
С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М.
Зингер.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный
подход к решению вопроса о
соотношении государства и
Сторонники этого аргумента аргументируют это так: в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно- идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д1. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.
Каждое
государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него:
формационного и
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.
Такой
подход наполняет конкретным содержанием
такие категории, как
«Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные
критерии мало что объясняют в современных
государственных противоборствах, внутреннем
развитии конкретного государства.
2.2.1. Характеристика формационного подхода
Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В
формационной теории большое значение
имеет типология государства, т.к.
природа государств различных исторических
эпох отличается принципиальными особенностями.
Понятие «тип государства» очень точно
выражает исторически изменяющуюся природу
государства, позволяет достаточно точно
определить характер государства разных
эпох истории. Тип государства
– это система его важнейших сторон и
свойств, порождаемых соответствующей
исторической эпохой.
С
позиций формационной теории, тип
государства определяется тем, какому
классу оно служит, а значит, какому
экономическому базису. То есть тип
государства – это тесно
2.2.2.
Характеристика
Согласно
цивилизационному подходу социальная
природа государства
Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1.
Природа государства
Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2.
Государственная власть как
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
III.
Типы государств согласно
Типология государств, в своем основании, имеет общественно- экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
3.1. Рабовладельческое государство
Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство
было необходимо рабовладельцам для
удержания в повиновении
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство,
как экономическое и
Афинах и Риме, приведшего к их становлению
как рабовладельческих городов- государств,
то это действительно уникальный процесс.
3.2. Феодальное государство
Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.
К
основным разновидностям феодального
типа государства, например в
Европе, формационный подход относит раннефеодальные
государства (княжества, герцогства и
др.), пришедшие им на смену абсолютистские
государства и, наконец, свободные торговые
города, типа Венеции, Генуи, Новгорода
и др.
Современные представления о феодальном
государстве значительно более глубоки.
Например, выделяется договорная взаимозависимость
сеньоров и вассалов, взаимная система
прав и обязанностей, в том числе обязанность
сеньора содержать вассалов, и обязанность
вассалов защищать сеньоров.
3.3. Буржуазное государство
Буржуазное
государство - это третий исторический
тип государства, предусматриваемый
данной типологией. Как надстройка
над экономическим базисом оно закрепляет
и защищает буржуазный экономический
строй.
Капиталистическое государство охраняет
условия буржуазной эксплуатации, и прежде
всего, ее основу – частную собственность
на орудия и средства производства. Независимо
от своей формы оно выступает как орудие
господства капитала над трудом.
Возникновение
такого типа государства означает движение
вперед по сравнению со средневековьем.
Оно является частью политической надстройки
над таким экономическим
В
рамках формационной теории это государство
является сложным организмом, не исключающим,
например, противоречия между государством
как политической организацией господствующего
класса в целом и теми или иными
его слоями. Под давлением народа оно способно
ограничивать его интересы.
Все шире государство применяет метод
либерализма и делает шаги в сторону развития
политических прав.