Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа
Объектом моей курсовой работы явились типы государства. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства и права, а также вопрос о государстве и праве социалистического исторического типа как одного из ее аспектов, так и не получили должной научной разработки. При этом в специальной и учебной литературе сформировались две основные тенденции в освещении темы.
Введение 3
I. Понятие государства 5
1.1. Природа государства 5
1.2. Элементы государства 6
II. Типология государств 8
2.1. Проблема типологии государства 8
2.2. Подходы к типологии государств 9
2.2.1. Характеристика формационного подхода 12
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
III. Типы государств согласно формационной теории 15
3.1. Рабовладельческое государство 15
3.2. Феодальное государство 16
3.3. Буржуазное государство 17
3.4. Социалистическое государство 18
3.5. Переходное государство 18
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории 20
4.1. Место государства в первичной цивилизации 20
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 21
V. Современная теория государства 23
Заключение 27
Список литературы 29
3.4. Социалистическое государство
Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:
1)
Экономическую базу соц.
2)
Социалистическое государство
3)
Социалистическое государство
Исходя
из данной теории, социалистическое государство
уже не есть государство в собственном
смысле т.к. оно не является орудием
власти.
Фактически оно «полугосударство», выражающее
волю и интересы большинства членов общества-
рабочего класса.
3.5. Переходное государство
Исходя из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.
Необходимость ввести в формационную теорию понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.
IV.
Типы государств согласно
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый
этап – это локальные цивилизации,
каждая из которых имеет совокупность
взаимосвязанных социальных институтов,
включая государство
(древнеегипетская, китайская, западноевропейская,
инкская, эгейская и др.).
Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно- европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
4.1. Место государства в первичной цивилизации
Существуют
различные основания для
1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
2)
в межгосударственных
3) в их взаимоотношениях с обществом;
Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации де6лятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.
Первичные
цивилизации принимают
4.2. Место государства во вторичной цивилизации
Вторичные
цивилизации – это
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.
V. Современная теория государства
Современное
понимание прогресса
Свобода личности, благоприятные материальные
условия, возможность творческого самоутверждения,
наличие прав – эти и другие составляющие
«человеческого измерения» превращают
его в основной критерий оценок прогресса
государства. Как известно, положение
о том, что «человек – мера всех вещей»
выдвинул философ Протагор. Его смысл:
оценку деятельности государства можно
давать только в сопоставлении с качеством
жизни отдельного человека.
«Человеческое
измерение» – это вполне конкретное
направление в определении прогресса
государственности, измеряемое набором
и качеством прав и свобод, другими условиями
жизни человека. Кроме того, человек –
это не абстракция, а вполне реальная личность,
более конкретная, чем те
«классы» с их отношением к средствам
производства, к собственности, которые
населяют формационную теорию.
В современной теории государства проявляется конкретный критерий прогресса государственности. Борьба за качество жизни наполняет реальным смыслом существование многих коллективных образований, конкретных личностей.
Наряду с экономикой, факторами, определяющими развитие государственности, существуют характер идеологии, социокультурные параметры общества, уровень духовности народа, его традиции, национальный характер, географическая среда, международное окружение и т.д. Именно из этого исходит цивилизационный подход к возникновению и развитию государства вообще.
Формационный
подход трактует социальную историю
как процесс развертывания
Представляя
собой собирательное понятие, он
означает ряд связанных между
собой и вместе с тем относительно
самостоятельных
Философско-антропологическая концепция,
являющаяся ядром цивилизационного подхода,
позволяет наиболее наглядно представить
принципиальное различие формационных
и цивилизационных исследований действительности.
Если формационный подход исходит из познавательной
модели сведения индивидуального к социальному
и его особенностью выступает исследование
общественных структур, то цивилизационное
видение предполагает иную модель
– сведение социального к индивидуальному
и его императивом является ориентация
на исследование человека, его внутреннего
мира и системы ценностей.
Характеристики двух основных исследовательских позиций описания исторического процесса дают представление о некоторых его сущностных чертах. Принципиальное различие исследуемых процессов делает выводы двух концепций уязвимыми.
Даже если представить весь процесс развития человечества в виде цивилизионных волн, то все-таки встанет вопрос о том, в какую волну войдет вся имеющая место в современной науке цивилизационная триада? Она войдет в поле действия двух соприкасающихся волн: биологического уровня развития и поля разума. Если их воздействие можно принять за нулевой, то весь промежуток между импульсами их воздействия предстанет перед исследователем как переход от первого ко второму.
В отмеченных границах, возможно, выделить три градации. Первая система отсчета строится на этнологических подходах, где доминантой является кривая этногенеза; на втором уровне преобладает социальная диагностика, так как его границами может быть описана вся социальная история. Цивилизация как основа новой формы существования уже единого человечества, взятого в единстве материального и духовного, представляет собой одетое в социальные формы русло этнической реки, истоки которой покоятся в биологии, а устье – вход в «царство разума» - Ноосферу. Это и является третьим уровнем.
В
настоящее время говорят об информационном
подходе к изучению типов государств,
сформированного на основе теории Юнга
о типах личностей.
Возникла гипотеза, согласно которой типология
стран может описываться понятиями типологии
Юнга. Однако нечеткость типологического
описания ввиду его психоаналитической
ориентации не позволяла адекватно описывать
типы наций или этносов и их особенности.
Ситуация резко изменилась с развитием
соционики и ее моделирующего аппарата.
Так возникла этносоционика.
Все
процессы, происходящие в обществе,
можно представить в виде производства,
циркуляции, обработки и распределения
информации. При этом формула К. Маркса,
гласящая, что эпоха характеризуется способом
производства, заменяется следующей: эпоха
или социально-экономическая формация
или стадия развития общества, цивилизации
характеризуется способами и формой получения
и циркуляции информации в обществе. При
этом информационная структура общества
находится во взаимнооднозначном соответствии
с методами получения этой информации,
ее специфической
(вещественной) формой и характером циркуляции
в обществе как структурированной психоинформационной
системе. С этой, кибернетической, точки
зрения, все общества или живые системы
подобны. Различие заключается лишь:
- в характеристиках вещественных носителей
информации и соответствующих информационных
систем общества. Это - структура экономической
формации.
- в инвариантах или структурах систем
переработки информации. Это - информационная
структура собственно этноса.