Типы государства: понятие, разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Содержание

Введение……………………………………………………….....………..3
Глава 1. Проблема и подходы к типологии государств.
1.1 Проблема типологии государства………………………….….5
1.2 Подходы к типологии государства……………………….…...6
Глава 2. Формационный подход
2.1 Характеристика формационного подхода………….……….8
2.2 Недостатки формационного подхода………………...…..…12
Глава 3. Цивилизационный подход
3.1 Характеристика цивилизационного подхода…………….…16
3.2 Типы государств согласно цивизационному подходу….….20
Глава 4. Современная теория государства…………………….………22
Заключение………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 55.57 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А.СТОЛЫПИНА»

Филиал  в  г. Ульяновске

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Теория государства и права»

 

на тему: «Типы государства: понятие, разновидности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, Нз-106 группы,

заочной формы обучения,

специальности  080107.65

Терещенко. Е.М.

Руководитель:

Арзамаскин Н.Н.


 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….....………..3

Глава 1. Проблема и подходы к типологии государств.

1.1 Проблема  типологии государства………………………….….5

1.2 Подходы  к типологии государства……………………….…...6

Глава 2. Формационный подход

2.1 Характеристика  формационного подхода………….……….8

2.2 Недостатки  формационного подхода………………...…..…12

Глава 3. Цивилизационный подход

3.1 Характеристика  цивилизационного подхода…………….…16

3.2 Типы государств  согласно цивизационному подходу….….20

Глава 4. Современная  теория государства…………………….………22

Заключение………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………....….…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема типологии государства  долгое время является актуальной в  рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме  государства, но не совпадает с ним.

Предметом изучения формы государства  являются вопросы организации и  устройства верховной государственной  власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет  типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять  с типом государства, а типизацию  государства - с классификацией его  формы.

Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся  к организации и устройству государственной  власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с  учетом факторов развития народовластия  как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

При написании контрольной работы были использованы следующие источники: учебники «Теория государства и  права» под редакцией Венгерова, Лазарева С.Н., Сырых В.М., также учебниками по истории государства и права  таких авторов, как Графский В.Г. и Нерсесянц Р.В.

 Несмотря на перемены, происшедшие  в российском правоведении за  последние годы, проблема исторических  типов государства и права,  а также вопрос о государстве  и праве социалистического исторического  типа как один из ее аспектов, так и не получили должной  научной разработки. При этом  в специальной и учебной литературе  сформировались две основные  тенденции в освещении темы.

 

Первая из них заключается в  отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических  формаций как базовой для выделения  и характеристики отдельных исторических типов государства и права  под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности и тому подобных существенных изъянов. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход).

Контрольная работа состоит из нескольких частей: в первой части говорится  о понятии государства – его  природе и элементах. Вторая часть  посвящена проблемам и подходам к типологии государства. Так  как цель работы – изучить два  подхода (формационный и цивилизационный), в третьей части работы рассмотрены типы государства согласно первому подходу, а в четвертой – согласно второму подходу. Далее перечислены недостатки формационной теории, и, наконец, в последней части работы говорится о современных подходах к типологии государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА И ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

1.1 ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство  одновременно выражает и классовые  и общесоциальные интересы.

Гражданское общество и государство  находятся в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности  последнего контролировать действия государственной  власти. В условиях недостаточной  развитости гражданского общества государство  может проглотить его, узурпировав  права и свободы граждан.

Поэтому государство как форма  должно отвечать потребностям гражданского общества. Об этом писал еще Кант: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил  государства во внешних делах...». Чтобы функции государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.

Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы специальные (интересы господствующего класса). В различные  исторические периоды различны соотношения  и приоритетность тех или других.

Но в любом случае государство  выступает не только бездушной машиной  классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнение общих задач. Отсюда прогрессирующее в XX веке возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия.

 

1.2 ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ

Выявление природы государства  предполагает рассмотрение как вопроса  о его соотношении с социально-экономическим  строем, так и особенно проблемы типологии государства.

В соответствии с марксистскими  положениями о формационном подходе  классовая сущность государства, как  и других социальных институтов, в  конечном счете определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична.

Понятие «цивилизация» утвердилось  в европейской науке в эпоху  просвещения. В своих исследованиях  они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической  мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией  материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства.

 В основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д1. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы.  В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона  и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по прогнозу Хантингтона уже вошли в противостояние.

Такой подход наполняет конкретным содержанием такие категории, как  «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии  мало что объясняют  в современных государственных  противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЦИОННОГО  ПОДХОДА

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей  смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень  точно выражает изменяющуюся исторически  природу государства, позволяет  достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип  государства – это система  его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису.

Рабовладельческое государство

Это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и  представляющий собой политическую организацию экономически господствующего  класса рабовладельцев. Экономический  базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая  собственность  - первый вид частной  собственности, рабовладельческое  государство – для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.

Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении  огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел2.  Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

Простое наличие рабского труда  не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях).

Феодальное  государство

Это второй исторический тип государства. Его экономический базис и  основу производственных отношений  составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично  зависимых от них крестьян на необходимые  для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их трудом на собственников  земли – феодалов.

К основным разновидностям феодального  типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные  государства (княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

 

 

Буржуазное государство

Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим  базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое  государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность  на орудия и средства производства.

Информация о работе Типы государства: понятие, разновидности