Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:25, реферат
Описание работы
Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
Госуда́рство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными
средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает
определённый порядок взаимоотношений
между членами общества, и вовлекает в
свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений
между членами общества и применения власти
определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами
государства, которые являются частью
формального устройства государства;
а также обычаями, сформировавшимися внутри
общества независимо от государства, которые
являются основаниями для понимания законов
государства и определяют неформализованный
порядок применения и трактовки законов.
В современных развитых государствах,
его основными целями трактуются:
сохранение нормальных взаимоотношений
между членами общества, заключающихся
в обеспечении определённого
уровня безопасности жизни и собственности
людей, то есть безопасности их личной,
научной, творческой и коммерческой
деятельности; реализация и сохранение
общих для членов общества материальных
и духовных целей и ценностей,
таких как свобода, мораль, справедливость,
медицина, образование, дороги, экология.
Одним из фундаментальных принципов,
который может способствовать реализации
заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор
лиц, обладающих властью и управляющих
государственными органами власти. Однако
в некоторых странах демократия носит имитационный характер, и существует лишь
видимость того, что органы государственной
власти служат обществу. На практике, в
этих странах правящая группа обеспечивает
нужный исход выборов с помощью средств
воздействия на массы и манипуляций общественным
мнением.
Виды государств
Независимое
государство
Ка́рликовое госуда́рство — государство, значительно отличающееся в меньшую сторону от других государств по некоторым критериям (например, по площади, численности населения и т. п.).Исходя из размеров площади, карликовыми называют, как правило, государства, уступающие по площади Люксембургу. Сам Люксембург иногда также причисляют к карликовым государствам.Часто в качестве критерия используется также численность населения. При этом в терминологии ООН и Всемирного банка карликовыми считаются государства, население которых не превышает 1 млн человек. В докладах Содружества используется термин малые страны и порог населения 1,5 млн человек. Наконец, иногда карликовыми называют государства с населением менее 500 тыс. человек.
Виртуальное государство (сокр. ВГ; от англ. virtual state"[2]) — общее наименование для любых образований, которые заявляют о своей государственности, но не являются государствами, а лишь имитируют те или иные их черты. Виртуальные государства не принимаются всерьёз странами, на территории которых они провозглашены, и не признаются мировым сообществом[3][4][5]. Некоторые из виртуальных государств именуются также микрогосударствами, или микронациями (англ. micronation), чтобы подчеркнуть, что речь идёт об образовании с очень маленькой территорией.
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционныхполитических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции[6]. Следует иметь в виду, что в российскомправоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актовправоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].
Непри́знанные госуда́рства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН.
Кочево́е госуда́рство — термин, принятый в исторической литературе для обозначения особой формы организации власти, присущей обществам кочевого типа. Основой такого государства была не инфраструктура на определённой территории (которая также не исключалась), а стратегически важное значение земли, обладание которой давало основу существования государства. Земля была нужна прежде всего для прокорма скота[1]. Как показывает история, государства такого типа были недолговечны.
Кочевые государства, постоянно
сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVII века. Иногда они достигали размеров
«мировой империи», объединяя всю территорию Великой степи и соседние оседлые государства.
Самым большим среди таких империй были Тюркский каганат (VI век) и Монгольская империя (XIII век)[2].
Возникновение государства
с точки зрения марксистской теории
Совершенствование орудий труда;
Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» (неолитическая революция);
Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов;
Появление частной собственности;
Социально-классовое расслоение общества;
Формирования органов управления;
Государство как аппарат подавления одного класса другим.
Материалисти́ческая тео́рия происхожде́ния
госуда́рства связывает возникновениегосударства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями.
По мнению сторонников данной теории,
«государство есть продукт и проявление
непримиримых классовых противоречий»[1].
По оценкам специалистов,
«теория отличается четкостью и
ясностью исходных положений, логической
стройностью и, несомненно, представляет
собой большое достижение теоретической
мысли»[2].
Наиболее полное изложение
основ данной теории содержится в
работах Ф. Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция» .
По Энгельсу, государство существует не извечно. Были
общества, которые обходились без государства
и государственной власти. На определенной
ступени экономического развития, которая
с необходимостью была связана с расколом
общества на классы, государство стало в силу этого
раскола необходимостью. Когда в обществе
появляются классы с противоречивыми
экономическими интересами, начинается
противостояние между ними. Для того, чтобы
это противостояние не привело к коллапсу
общества, необходима стоящая над обществом
сила, которая бы умеряла столкновение,
держала его в границах «порядка». Эта
сила, произошедшая из общества, но ставящая
себя над ним и все более и более отчуждающая
себя от него, и есть государство.
Государство отличается от родоплеменной
организации разделением подданных по территориальным
делениям. Поскольку основой существования
родовых объединений была связь членов
рода с определенной территорией, то с
увеличением мобильности населения, вызванной экономическимипричинами, родовое общество
перестало выполнять свою функцию. Гражданам
предоставили возможность осуществлять
свои общественные права и обязанности
там, где они поселялись, безотносительно
к роду и племени.
Второй отличительной
чертой государства является учреждение
публичной власти, которая не совпадает непосредственно
с населением и призвана держать в повиновении
всех граждан. Эта публичная власть существует
в каждом государстве и состоит не только
из вооруженных людей, но и из принудительных
учреждений разного рода, которые не были
известны родовому обществу.
Публичная власть усиливается
по мере того, как обостряются классовые
противоречия внутри государства, и
по мере того, как соприкасающиеся
между собой государства становятся
больше и населеннее. Для содержания
этой публичной власти необходимы взносы
граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и
налогов: государство делает займы, государственные
долги.
Обладая публичной властью
и правом взыскания налогов, чиновники
становятся, как органы общества, над
обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.
Поскольку государство возникло
из потребности держать в узде
противоположность классов, то оно по общему правилу является
государством самого могущественного,
экономически господствующего класса,
который при помощи государства становится
также политически господствующим классом
и приобретает таким образом новые средства
для подавления и эксплуатации угнетенного
класса.
Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное
государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного
труда капиталом.
В виде исключения встречаются
также периоды, когда борющиеся
классы достигают такого равновесия
сил, что государственная власть
на время получает известную самостоятельность
по отношению к обоим классам.
Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.
Кроме того, в большинстве
известных в истории государств,
предоставляемые гражданам права
соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется,
что государство — это организация имущего
класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением
граждан на имущественные категории, в средневековомфеодальном государстве степень политического влияния
определялась размерами землевладения.
В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном
цензе при выборах в высшие государственные
органы.
Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего
не знает о различиях по богатству. При
ней богатство пользуется своей властью
косвенно, с одной стороны, в форме прямого
подкупа чиновников, с другой стороны,
в форме союза между правительством и
крупным акционерным капиталом.
По мнению сторонников
данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться
к такой ступени развития производства,
на которой существование противоборствующих
классов перестало быть необходимостью
и становится помехой развитию производительных
сил (производительные
силы вступают в противоречие с производственными
отношениями). Результатом этого является
неизбежное исчезновение классов посредством
социальной революции, а вместе с ним и неизбежное
исчезновение государства.
Классификация функций государства
Функции государства классифицируются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
по значению: на основные и дополнительные,
по видимости: на явные и латентные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией
является деление функций государства
на внутренние и внешние.
Внутренние функции
государства:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции
государства:
Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета ибезопасности государства.
Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Также проводится разделение
между:
деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.
3 вопрос.
отличие федерации от конфедерации
Федеративное
государство (федерация) — многосоставное государство,
части которого обладают политической
автономией (признаками государственного
суверенитета). Это союзное, соединенное
государство, в составе которого имеются
государственные образования, обладающие
значительной политической самостоятельностью. Федерация — это союз ряда государственных
образований.
Признаки:
1. территория состоит из территорий
ее субъектов;
2. двухуровневая система органов
государственной власти (федеральная
система органов власти и система органов
власти субъекта федерации);
3. две системы законодательства —
общегосударственная и субъектов;
4. субъекты федерации могут
иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;
5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии —
выхода из состава федерации;
6. непризнание за субъектами
федерации суверенитета (хотя они обладают
некоторыми его признаками). Это обусловлено
тем, что федеральное законодательство
распространяет свою силу на всю территорию
страны и имеет приоритет перед актами
законодательства субъектов;
7. финансовая зависимость субъектов
от федеральной власти (не имеют права
чеканить монету, эмиссии банковских билетов
и других денежных знаков);
8. принцип двойного гражданства
(не во всех федерациях);