Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа
Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.
Введение 3
1.Понятие типологии государств 5
2. Основные подходы при типологизации государств 9
3. Характеристика основных типов государств 17
Заключение 31
Список используемой литературы 33
План
Введение
1.Понятие типологии государств
2. Основные подходы при типологизации государств
3. Характеристика основных типов государств
Заключение
Список используемой литературы
Государственно-правовые явления в силу своего разностороннего, многогранного характера обладают самыми различными свойствами и признаками. В процессе исторической трансформации на определенном этапе развития общества существуют присущее ему государство и право. Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного общества у различных народов, различное историческое время, позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода и специфику отдельных государств. Для реализации указанных целей в науке теория государства и права используется такой научный метод изучения государственно-правовых явлений как типология государства и права. Выявление сути и природы государства, обуславливает необходимость его типологии, позволяющей в теоретической форме раскрыть социально-качественную характеристику и его глубинные свойства. Для теории государства и права типология — важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в квалификационной системе.
В ходе развития человеческих воззрений на природу исторического прогресса, его инициирующие начала, конкретные причины и законы эволюции, место и значение индивидуума в общем процессе появлялось много теорий и взглядов. Одни из них рассматривают историю (как процесс эволюции социализма) в виде цепи событий, фатально неизбежных и лишенных какой бы то ни было целесообразности. Другие вводят некоторые начала, детерминирующие свершения в истории: будь то мистическая воля или Парки, борьба антагонирующих начал, производственная деятельность людей и многое другое, определяющее тем или иным образом роль и место человека, его воли и свободы в рамках социализма и человечества в целом, степень его влияния на суть и ход событий. Предпринимались и ныне предпринимаются попытки определить целесообразность процессов развития социализма, его телеологии, как-то: прогресс человечества, под которым чаще всего подразумеваются технологические и экологические аспекты человеческой цивилизации; удовлетворение некоторых гедонистических тенденций. Несколько особняком стоят теории интроспективно-
Самым традиционным и используемым в исторических построениях является хронологическая историография, т.е. представление истории как эволюционно-революционного процесса, протекающего во времени, как непрерывной оси координат, определяющей уровень развития характеристик параметров социализма, более высокий его уровень по сравнению с предыдущим моментом времени и соответствующий принятому телеологизму развития.
Анализ государственно-правовых систем, относящихся к определенному типу государства, позволяет раскрыть не только их природу, но и проанализировать условия функционирования государственности в каждый конкретный исторический период времени.
Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.
Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.
Исходными посылками типологии государства и правовых систем являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественноисторический процесс.[1]
Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.
И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественноисторического развития.
Эволюционное развитие государства и права совершается, в основном, в пределах одной и той же общественно-экономической формации. Революционное же развитие государства и права, приводящее к быстрому и вместе с тем качественно иному, коренному изменению их классовой сущности, социального содержания и назначения, совершается при переходе от одного типа государства и права к другому, от одной общественно-экономической формации к другой.
В юридической и политологической литературе издавна сложилось мнение, что, независимо от особенностей своего существования и функционирования, государство, а вместе с ним право, проходят исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между данными типами государства и права, соответственно, находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.
Утверждается также, что процесс развития государства совершается по восходящей линии и что по характеру своему это - необратимый процесс. Государственно-правовая практика не в полной мере доказывает данный тезис. Она полностью подтверждает его лишь в первой части, где речь идет о развитии государства по восходящей линии. Однако только частично это делается во второй.
Прогрессивное развитие государства или его развитие по восходящей линии проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к другому, от одной его сущностной характеристики к другой укрепляются демократические принципы его организации и деятельности, расширяются его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются подданные и граждане государства. О развитии государства по восходящей линии свидетельствуют также и другие обстоятельства, а именно - совершенствование самого государственного механизма, расширение конституционно-правовых основ его деятельности, совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия государств с обществом и различными социально-политическими институтами.
Что же касается необратимости процесса развития государства и права, последовательности смены их типов, то здесь нужно сказать следующее. Безусловно, правы те ученые, которые утверждают, что как нельзя остановить естественноисторическое развитие общества, а вместе с ним государства и права, как нельзя предотвратить их переход от одного типа к другому, так нельзя повернуть вспять историю и перейти назад от любого из последующих этапов развития государства и права к их предшествующим этапам.
«Общество, - писали в связи с этим К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами...»[2]
Данное теоретическое положение, касающееся необратимости процесса развития общества, государства и права, не подлежит никакому сомнению.
В соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования соответственно определяются ступени развития или типы государства и права, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная взаимосвязь между типами развития экономики и общества, с одной стороны, и государства и права - с другой. Закономерности развития и смены одних типов государства и права другими, в общем и целом соответствуя закономерностям развития и смены различных типов экономического базиса и общества, вместе с тем имеют свои специфические особенности, свою относительную самостоятельность.
Типизация государства и права производится на строго определенной основе, в соответствии с выработанными самой жизнью социально-политической практикой, объективными критериями. Среди них следует назвать социально-классовую сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства и права и др.
В современном государствоведении насчитывается немало подходов к разработке проблемы типологии государства. Однако ни один из них не признается всеми учеными. Более того, подвергаются критике уже устоявшиеся концепции. Вопрос о соотношении цивилизационного и формационного подходов в государствоведении актуален и на сегодняшний день.[3] Сторонники каждой теории акцентируют внимание на ее положительных сторонах, указывая в то же время и недостатки концепции.
• формационный подход (в основу определенного типа государства положена общественно-экономическая формация);
• цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).
До 90-х гг. в российском государствоведении вопросы типологии рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит понятие общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация — это научная абстракция, характеризующая определенный исторический тип общества, особую ступень его исторического развития. Формация состоит из базиса — способа производства (производительные силы и производственные отношения) и надстройки (политические, социальные и социокультурные отношения). Соответственно, с позиций марксизма государство относится к надстроечным явлениям.
Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаическую), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую). Основными критериями такой классификации является отсутствие или наличие: частной собственности, противоположных классов, товарного производства. Из этого следовало, что государство — это элемент вторичной формации, которая в свою очередь подразделяется на четыре способа производства: азиатский, античный, феодальный и буржуазный. Им соответствовали аналогичные типы государств. Переход к третичной формации вследствие пролетарской революции означал замену государства буржуазного типа государством диктатуры пролетариата, которое должно быть переходным типом к коммунистическому общественному самоуправлению.
В Советской России марксистский подход был подвергнут коррекции. Лениным и Сталиным было установлено, что человечество последовательно проходит в своем развитии пять видов общественно-экономической формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, состоящую из переходного периода и двух фаз — социализма и коммунизма. Соответственно были выделены четыре типа государств: рабовладельческий и феодальный (единые для Востока и Запада), капиталистический и государство диктатуры пролетариата, перерастающее в коммунистическое общественное самоуправление. Н.С. Хрущевым был даже определен срок построения второй фазы коммунистической формации и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению — 1980 г. Поскольку этого не произошло, то в недрах идеологических структур ЦК КПСС родилось понятие развитого социализма и соответствующего ему типа социалистического общенародного государства.[4]