Тип государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.

Содержание

Введение 3
1.Понятие типологии государств 5
2. Основные подходы при типологизации государств 9
3. Характеристика основных типов государств 17
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Тип государства.doc

— 176.00 Кб (Скачать)


План

 

 

 

 

 

Введение

1.Понятие типологии государств

2. Основные подходы при типологизации государств

3. Характеристика основных типов государств

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Государственно-правовые явления в силу своего раз­ностороннего, многогранного характера обладают самыми различными свойствами и признаками. В процессе исторической трансформации на определенном этапе развития общества существуют присущее ему го­сударство и право. Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного общества у различных народов, различное историческое время, позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характер­ные для всех государств данного периода и специфику отдельных государств. Для реализации указанных целей в науке теория государства и права используется такой научный метод изучения государственно-правовых явле­ний как типология государства и права. Выявление сути и природы государства, обуславливает необходимость его типологии, позволя­ющей в теоретической форме раскрыть социально-качес­твенную характеристику и его глубинные свойства. Для теории государства и права типология — важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в квалификационной системе.

В ходе развития человеческих воззрений на природу истори­ческого прогресса, его инициирующие начала, конкретные при­чины и законы эволюции, место и значение индивидуума в об­щем процессе появлялось много теорий и взглядов. Одни из них рассматривают историю (как процесс эволюции социализма) в виде цепи событий, фатально неизбежных и лишенных какой бы то ни было целесообразности. Другие вводят некоторые начала, детерминирующие свершения в истории: будь то мистическая воля или Парки, борьба антагонирующих начал, производствен­ная деятельность людей и многое другое, определяющее тем или иным образом роль и место человека, его воли и свободы в рам­ках социализма и человечества в целом, степень его влияния на суть и ход событий. Предпринимались и ныне предпринимаются попытки определить целесообразность процессов развития соци­ализма, его телеологии, как-то: прогресс человечества, под кото­рым чаще всего подразумеваются технологические и экологичес­кие аспекты человеческой цивилизации; удовлетворение неко­торых гедонистических тенденций. Несколько особняком стоят теории интроспективно-телеологические, присущие, в основном, этносам Востока, считающие целью эволюции внутренне духов­ное совершенство индивида и достижение на этой основе кос­мического развития человека и универсума.

Самым традиционным и используемым в исторических по­строениях является хронологическая историография, т.е. пред­ставление истории как эволюционно-революционного процес­са, протекающего во времени, как непрерывной оси координат, определяющей уровень развития характеристик параметров со­циализма, более высокий его уровень по сравнению с предыдущим моментом времени и соответствующий принятому телеологизму развития.

Анализ государственно-правовых систем, относящихся к оп­ределенному типу государства, позволяет раскрыть не только их природу, но и проанализировать условия функционирования го­сударственности в каждый конкретный исторический период времени.

Цель данной работы – раскрыть понятие типологии государств. Основные подходы при типологизации государств. Дать характеристику основных типов государств.

 

 

 

 

 

 

 

            1.Понятие типологии государств

 

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

Исходными посылками типологии государства и правовых систем являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественноисторический процесс.[1]

Во-вторых, что этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественноисторического развития.

Эволюционное развитие государства и права совершается, в основном, в пределах одной и той же общественно-экономической формации. Революционное же развитие государства и права, приводящее к быстрому и вместе с тем качественно иному, коренному изменению их классовой сущности, социального содержания и назначения, совершается при переходе от одного типа государства и права к другому, от одной общественно-экономической формации к другой.

В юридической и политологической литературе издавна сложилось мнение, что, независимо от особенностей своего существования и функционирования, государство, а вместе с ним право, проходят исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между данными типами государства и права, соответственно, находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.

Утверждается также, что процесс развития государства совершается по восходящей линии и что по характеру своему это - необратимый процесс. Государственно-правовая практика не в полной мере доказывает данный тезис. Она полностью подтверждает его лишь в первой части, где речь идет о развитии государства по восходящей линии. Однако только частично это делается во второй.

Прогрессивное развитие государства или его развитие по восходящей линии проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к другому, от одной его сущностной характеристики к другой укрепляются демократические принципы его организации и деятельности, расширяются его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются подданные и граждане государства. О развитии государства по восходящей линии свидетельствуют также и другие обстоятельства, а именно - совершенствование самого государственного механизма, расширение конституционно-правовых основ его деятельности, совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия государств с обществом и различными социально-политическими институтами.

Что же касается необратимости процесса развития государства и права, последовательности смены их типов, то здесь нужно сказать следующее. Безусловно, правы те ученые, которые утверждают, что как нельзя остановить естественноисторическое развитие общества, а вместе с ним государства и права, как нельзя предотвратить их переход от одного типа к другому, так нельзя повернуть вспять историю и перейти назад от любого из последующих этапов развития государства и права к их предшествующим этапам.

«Общество, - писали в связи с этим К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже оно напало на след естественного закона своего развития, не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами...»[2]

Данное теоретическое положение, касающееся необратимости процесса развития общества, государства и права, не подлежит никакому сомнению.

 

В соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования соответственно определяются ступени развития или типы государства и права, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная взаимосвязь между типами развития экономики и общества, с одной стороны, и государства и права - с другой. Закономерности развития и смены одних типов государства и права другими, в общем и целом соответствуя закономерностям развития и смены различных типов экономического базиса и общества, вместе с тем имеют свои специфические особенности, свою относительную самостоятельность.

Типизация государства и права производится на строго определенной основе, в соответствии с выработанными самой жизнью социально-политической практикой, объективными критериями. Среди них следует назвать социально-классовую сущность, содержание и направленность государственной власти, характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, основные принципы организации и функционирования государства и права и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные подходы при типологизации государств

 

В современном государствоведении насчитывается немало подходов к разработке проблемы типологии государства. Однако ни один из них не признается всеми учеными. Более того, подвергаются критике уже устоявшиеся концепции. Вопрос о соотношении цивилизационного и формационного подходов в госу­дарствоведении актуален и на сегодняшний день.[3] Сторонники каждой теории акцентируют внимание на ее положительных сторонах, указывая в то же вре­мя и недостатки концепции.

• формационный подход (в основу определенного типа государства положена общественно-экономическая формация);

• цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

До 90-х гг. в российском государствоведении вопросы типологии рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит понятие общественно-экономи­ческой формации.

Общественно-экономическая формация — это научная аб­стракция, характеризующая определенный исторический тип общества, особую ступень его исторического развития. Фор­мация состоит из базиса — способа производства (произво­дительные силы и производственные отношения) и надстрой­ки (политические, социальные и социокультурные отноше­ния). Соответственно, с позиций марксизма государство от­носится к надстроечным явлениям.

Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаическую), вторич­ную (экономическую), третичную (коммунистическую). Ос­новными критериями такой классификации является отсут­ствие или наличие: частной собственности, противополож­ных классов, товарного производства. Из этого следовало, что государство — это элемент вторичной формации, кото­рая в свою очередь подразделяется на четыре способа произ­водства: азиатский, античный, феодальный и буржуазный. Им соответствовали аналогичные типы государств. Переход к третичной формации вследствие пролетарской революции означал замену государства буржуазного типа государством диктатуры пролетариата, которое должно быть переходным типом к коммунистическому общественному самоуправле­нию.

В Советской России марксистский подход был подверг­нут коррекции. Лениным и Сталиным было установлено, что человечество последовательно проходит в своем разви­тии пять видов общественно-экономической формации: пер­вобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, состоящую из переход­ного периода и двух фаз — социализма и коммунизма. Со­ответственно были выделены четыре типа государств: рабо­владельческий и феодальный (единые для Востока и Запа­да), капиталистический и государство диктатуры пролетари­ата, перерастающее в коммунистическое общественное само­управление. Н.С. Хрущевым был даже определен срок по­строения второй фазы коммунистической формации и пере­хода к коммунистическому общественному самоуправле­нию — 1980 г. Поскольку этого не произошло, то в недрах идеологических структур ЦК КПСС родилось понятие раз­витого социализма и соответствующего ему типа социалис­тического общенародного государства.[4]

Информация о работе Тип государства