Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:24, реферат
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким образом главный вопрос типологии государства в их правильной классификации. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства (основными являются формационный авторы К.Маркс, и Ф.Энгельс; и цивилизационный авторы А.Тойнби и У. Ростоу).
Введение…………………………………………………………………………….3
Типология государства: понятие и назначение……………………………………………………………………4
Типология государств по их отношению к религии………………………………………………………………………..5
Светское государство………………………………………………………………...5
Теократическое государство………………………………………………………………...8
Конфессиональное государство………………………………………………………………...9
Атеистическое государство……………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………………13
Библиография………………………………………………………………………14
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РЕФЕРАТ
Типы государств по отношению к религии
по дисциплине теория государства и права
________________________
Приняла:
________________________
________________________
Астана – 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким образом главный вопрос типологии государства в их правильной классификации. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства (основными являются формационный авторы К.Маркс, и Ф.Энгельс; и цивилизационный авторы А.Тойнби и У. Ростоу). И моя задача рассмотреть подходы и оценить их достоинства и недостатки. В специальной и учебной литературе сформировались два основных направления в освещении темы. Первое направление заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций как базовой для выделения и характеристики отдельных исторических типов государства и права под предлогом ее необоснованности, неактуальности, ошибочности. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям (например, цивилизационный подход). Именно рассмотрению данных подходов в типологии государства посвящена моя работа.
История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.
Типология – учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство.
Типология государства –
это научная классификация
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Особенности государства
конкретного исторического
Особенности исторических периодов (этапов,
эпох) в развитии государственно-
Аристотель считал, что основными критериями
разграничения государств являются: Количество
властвующих в государстве; осуществляемая
государством цель. По первому признаку
он различал правление одного, правление
немногих, правление большинства. По второму
признаку все государства делились на
правильные (в них достигается общее благо)
и неправильные (в них преследуются частные
цели). Отвлекаясь от конкретных условий
того времени, Аристотель считал главное
различие государств в том, какое мере
государство обеспечивает свободу и личные
интересы каждого.
Полибий говорил, что развитие государства,
смена его типов (разновидностей) – естественный
процесс, определяемый природой. Государство
развивается по бесконечному кругу, который
включает фазы зарождения, становления,
упадка и исчезновения. Эти фазы переходят
одна в другую, и цикл повторяется вновь.
История подтверждает, что цикличность
в развитии государственно-организованного
общества – закономерный процесс. Тем
не менее, главное в воззрениях Полибия
состоит в том, что за основу смены циклов
в развитии государства он принимал изменения
в соотношении государственной власти
и человека.
Разнообразие научных
подходов в оценке этого чрезвычайно
сложного и неоднозначного общественного
явления стало объективной
Можно классифицировать государства
по такому основанию, как отношение официальной
власти к религии. С этой точки зрения принято
выделять светские, клерикальные, теократические
и атеистические государства.
Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.
В отличие от этого, государство может находиться и в иных отношениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древности, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основывалась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государство, выступающее прямой противоположностью светского, называется теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г. и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г. Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая политику, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.
Для светского государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др.
Об общих основах
Конечно, светское государство в чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в ранг государственной (официальной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократических странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства. И от этого они не перестают быть светскими государствами, тем более что такое признание происходит на общем фоне демократических установлений о равенстве всех перед законом независимо от религиозной принадлежности, свободе вероисповедания, невмешательстве государства в дела церкви, нейтральности образования, уважения религиозных верований меньшинств и т.д. Так, в ст. 3 Конституции Греции в качестве господствующей в этой стране закрепляется восточноправославная религия и в то же время устанавливается (ст. 13), что: свобода религиозного сознания неприкосновенна; пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого; всякая известная религия свободна и осуществление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона; отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается; прозелитизм (т.е. обращение других в свою веру) запрещается; служители всех известных религий находятся под таким же надзором государства и несут перед ним такие же обязательства, что и служители господствующей религии и т.д.
В Конституции Дании официальной церковью страны, пользующейся поддержкой государства, признается евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), устав которой устанавливается законом (ст. 66). И в то же время в ней отмечается, что: граждане имеют право учреждать религиозные объединения для отправления культа в соответствии со своими убеждениями при условии, что их вероучение и поступки не будут нарушать нормы морали и общественного порядка (ст. 67); никому не может быть отказано на основании его убеждений или происхождения в обладании полным объемом гражданских и политических прав и никто не может по указанным причинам уклоняться от соблюдения каких-либо общепринятых гражданских обязанностей (ст. 70); никто не может быть принужден делать частные пожертвования какой-либо иной церкви, помимо той, к которой он принадлежит (ст. 68); правила, относящиеся к религиозным сообществам, не входящим в лоно официальной церкви, также устанавливаются законом (ст. 69). Кстати сказать, статус светского государства не исключает на практике возможности оказания определенной материальной помощи церкви в целях обеспечения прав религиозных меньшинств. Особая, исключительно важная роль Грузинской Православной Церкви в истории грузинского народа закрепляется и в Конституции Грузии (ст. 9), в которой одновременно признается полная свобода убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства и др.
Теократическое Государство -
особая форма организации государственной
власти, при которой она полностью или
большей частью принадлежит церковной
иерархии. Истории известно немало примеровТеократическое
Государство: в древности это Иудея, в
период средневековья - халифаты Омейядов
и Аббасидов, в Новое время - государство иезуитовв
Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля
в Чечне и прилегающих к ней районах в период
Кавказской войны (XIX в.). Теократическое
Государство до объединения Италии в 1870
г. была Папская область: до присоединения
Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского
духовенства) возглавлял и светскую власть
в Тибете. В настоящее время примеромТеократическое
Государство является
Конфессиональное (клерикальное) государство— государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями. В К. г. религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей религиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счет. Процесс тесной интеграции религии и государства начался в Римской империи и продолжился в Средние века. Он сопровождался возникновением и укреплением привилегий духовенства как сословия со своими законами и судами. Высшие церковные иерархи участвовали в управлении государством, церковь обладала монополией на образование, епископы, клир и монастыри были наделены административной властью на определенных территориях. Однако, с другой стороны, это приводило к реальной зависимости церкви от светской власти. Взаимная интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в политических целях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее время К. г. делятся на два типа: религиозные государства, включая теократии, и государства с государственной религией (церковью). К числу религиозных государств относятся Ватикан, ряд мусульманских государств (Иран, Саудовская Аравия), в которых ислам пронизывает все сферы государственной, общественной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-правовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Основными признаками таких государств являются: главенствующая роль мусульманского права в системе источников права и юрисдикции, обязанность глав государств проводить в жизнь принципы ислама, наличие специальных религиозно-политических органов, следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям ислама, назначение на государственные должности только мусульман; запрет или значительные ограничения деятельности неисламских религиозных организаций и немусульманской религиозной практики. Многие исламские идеологи, а также ряд ученых считают, что ислам не им ет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, духовной и светской власти. Во многом это обусловлено длительным сохранением ислама в качестве основы законодательства, а также тем, что более тысячи лет светская и религиозная власти сосредоточивались в одних руках: глава государства (халиф, султан или эмир) имел одновременно и титул эмира правоверных. Второй тип К. г. — государства с государственной религией (церковью). К ним относятся те государства, в конституциях или законодательстве которых закреплены государственный (официальный, традиционный, народный) статус конкретной религии или церкви. Они делятся на два подтипа а) с государственной церковью и б) с патронируемой государственной религией (церковью). Первый подтип характерен для стран, где доминирующей является одна из христианских церквей (Англия, Греция, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Шотландия). Государственная церковь в большей степени зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Вопросы церковного устройства и управления, финансирование церкви и религиозного образования государство считает своим делом. Церковь является частью государственного аппарата в отличие от других стран, где она — часть негосударственного сектора. Положение государственной церкви отличается от положения свободных церквей. Наиболее характерными признаками таких государств являются: совмещение поста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви; включение церковного права в систему права страны; регулирование государством вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов; назначение государственными органами служителей церкви; государственное финансирование церкви; уплата гражданами церковного налога; признание церковнослужителей государственными служащими; выполнение церковью некоторых государственных функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной юрисдикции церкви; иногда помимо государственной Церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви. К др. подтипу К. г. относятся государства, в конституциях которых может быть предусмотрен государственный (официальный) статус религии или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты со Св. престолом (см. Папство), определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела. Отношения религии (церкви) и государства не сводятся к подчинению церкви государству или наоборот. К этому же подтипу можно отнести государства, в которых государственной религией объявлен ислам: Алжир, Джибути, Египет, Марокко, Тунис и др. Ислам имеет преимущества в вопросах религиозной деятельности, финансирования, религиозного образования, религиозной юрисдикции и т.п. В то же время в отличие от ситуации в Иране и Саудовской Аравии в этих странах наблюдается достаточно терпимое отношение к другим религиям, представители которых могут легально действовать в стране. В законодательстве этих стран значительное место занимает светское, а не мусульманское право. Государство контролирует исламскую активность через строительство и финансирование мечетей, служителей культа, назначение имамов, поскольку опасается политизации ислама. В ряде стран (Бутан, Таиланд, Шри-Ланка) патронируемой религией являются буддизм и индуизм (Королевство Непал).