Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

1.Предмет теории государства и права

В качестве предмета теории государства и права можно  назвать следующее.

1)Наиболее общие закономерности  возникновения, развития и функционирования  государства и права. Отсюда  предметом ТГП будут выступать  основные государственно – правовые  закономерности, а именно:

-Возникновение государства  и права;

-смена их исторических  типов;

-развитие их сущности;

-эволюция форм гос. и пр.;

-построение органов гос. И системы пр.;

-пределы регулирующего  воздействия гос. и пр. на общественные отношения;

-расширение и обогащение  прав личности и усиление их защиты;

-укрепление принципов  демократии, законности и правопорядка;

-развитие правосознания  и правовой культуры граждан,  должностных лиц всего общества;

-соблюдение, исполнение, использование  и применение норм права;

-развитие самой юрид. науки; 2) Специфика предмета ТГП заключается в том, что ТГП разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, подотрасль и отрасль права, правоспособность и дееспособность, дозволения и запреты, правовую политику и правовую жизнь и т.д.

Особенность предмета теории государства и права является и то, что государство и право  исследуется во взаимосвязи, как  дополняющие друг друга социальные институты.

 

2.Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Оно представляет собой внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государственного центра и отдельных его частей. Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные  единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации.

 

3.Общественная  власть и нормы поведения при  первобытно-общественном строе

Для защиты от внешней среды  и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и  не могли обеспечить необходимые  условия для выживания. Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение  организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения  людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед  ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях  первобытно—общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков  и табу, так как первобытное  общество не знало норм морали, религии  и права.

Основные формы  норм, которыми регулировалось поведение  людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно—образная или предметно—фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

 

4.Понятие принципа разделения государственной власти.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый  принцип организации власти. В  Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном  уровне организации государственной  власти в Российской Федерации система  сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую  структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

 

5.Признаки Государства.

В современной отечественной  юридической литературе понятие  государства определяется чаще всего  через его признаки. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков  среди ученых практически нет  серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств нынешнего времени, как  и существовавшие ранее, всем государствам присущи некоторые общие признаки.

К признакам государства  принято относить:

1) наличие публичной политической  власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация  населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов государства;

5) наличие государственной  казны, что связанно с существованием  налогообложения и взиманием  налогов.

Названные признаки составляют политику – юридическую характеристику государства.

С учетом перечисленных признаков  государство можно определить как  властно – политическую организацию  общества, обладающую государственным  суверенитетом, специальным аппаратом  управления и принуждения, устанавливающую  правовой порядок га определенной территории.

 

6.Формы правления.

Под формой правления понимается организация верховной государственной  власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы  государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во–первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во – вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В – третьих, какова структура высших органов государственной власти. В – четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В – пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В – шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

 

7.Место ТГП  в системе юридических наук

В системе юрид. наук ТГП занимает особое место. Общность ТГП и историко – правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие выражается в том, что историко – правовые науки изучают процесс развития государственно – правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод.

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает  как обобщающая. Во – первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во – вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность). В – третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

 

8. Связь Государства  с экономикой

В настоящее  время принято считать, что экономика  определяет содержание как политики государства, так и права. Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

 

9.Понятие формы государства.

В настоящее время форму  государства рассматривают как  единство трех основных элементов –  формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно - правового) режима.

В таком понимании форма  государства позволяет дать характеристику государства с позиции того, как  организованна верховная государственная  власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство  в целом строит свои взаимоотношения  с входящими в него составными частями, а также с помощью  каких способов и методов осуществляются государственная власть.

Особое значение для понимания  формы государства имеет соотношение  с такими категориями, как функции  государства, исторический тип государства  и механизм государства.

На становление и изменение  формы того или иного государства  всегда оказывали влияние такие  факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально  – экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса  между буржуазией и феодалами  возникла ограниченная монархия.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"