Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция

Описание работы

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Работа содержит 1 файл

рим право. Курс лекций.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Немаловажное значение в классификации имели вещи в обороте и вне оборота. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Внеоборотными вещами считались такие вещи, которые не могли быть предметами частных  правоотношений. К ним относились воздух, вода в реке, море, публичные вещи.

Вещными правами считалась право собственности и связанное с ним владение и право на чужие вещи. К последним относились сервитуты, залог, эмфитевзис, суперфиций.

Право собственности исторически складывалось на почве фактического обладания вещами. Однако в римском праве владение и собственность – различные категории, которые могли совпадать в одном лице, а могли принадлежать разным лицам.

Владение (possesio) – это право фактического обладания вещью, снабженное юридической защитой вне зависимости от того, являлся ли данный владелец собственником или нет. Объектом владения признавались лишь телесные вещи. Однако не всякое фактическое обладание лица вещью могло быть признано владением. Проводилось различие между владением в точном смысле и простым держанием – detentio. Для наличия владения необходимо было наличие двух элементов: фактического обладания и воли на владение. Не всякая воля фактически обладать вещью признавалась владельческой волей. Лицо, обладающее вещью на основе договора (аренда, хранение и т.п.) с собственником, не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя. Для владения в юридическом смысле необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как к своей. Такая воля есть у подлинного собственника, у лица, считающего в силу добросовестного заблуждения себя собственником и даже у незаконного захватчика вещи. Но арендатор не мог обладать владельческой волей, поскольку фактом платежа арендной платы он признает господство собственника над вещью. Арендатор в римском праве считался держателем вещи на имя ее собственника. Различие владения и держания в юридическом смысле выражалось в том, что владельцы защищались от незаконных посягательств на вещь сами, а арендаторы через посредство собственника вещи.

Поскольку вещи обычно находятся в обладании тех, кому принадлежат, то нормальным владельцем вещи является их собственник. В этом смысле он является законным владельцем вещи. Лица, обладающие вещью с намерением относится к ней как к своей, но не имеющие права владеть, считались незаконными владельцами.

Незаконное владение подразделялось на незаконное добросовестное и на незаконное недобросовестное. Незаконное владение считалось добросовестным в случаях, когда владелец не знал и не мог знать, что не имеет право владеть вещью. Недобросовестный владелец определенно знает, что вещь не его, но ведет себя так, как будто вещь принадлежит ему. Юридические последствия такого деления выражались в разной степени ответственности при обнаружении собственника. Кроме того, только добросовестный владелец мог приобрести право собственности на вещь по давности обладания.

Особую группу составляет так называемое производное владение, когда фактический обладатель вещи не мог быть признан владельцем, но получал владельческую защиту. Так залогодержатель обладает вещью не своей, а чужой с тем, что бы вернуть ее владельцу по факту оплаты долга. В случае нарушения его владения вещью предоставлялась владельческая защита, хотя залогодержатель владельцем не являлся.

Владение могло быть приобретено лично и через представителя. Для этого представитель должен иметь полномочия на приобретение владения. При утрате одного из необходимых элементом владение считалось прекращенным.

Владение прекращалось при смерти владельца, утрате господства над вещью, при изъятии вещи из оборота и ее гибели. Если представитель утрачивал обладание вещью, которой он владел для хозяина, то хозяин вещи утрачивал владение, если только для него была исключена возможность воздействия на вещь. Следует различать забытое и потерянное, домашних и диких животных. Так, случайно забытые вещи в определенном месте или помещении, блуждание домашнего скота по окрестностям не влекли потери владения, так как могли быть устранены розыском. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении влекло к утрате владения. "Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать" (Гай, 2.51).

Защита владения осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказа претора – интердикта. Характерная черта владельческой защиты состояла в том, что в процессе о владении не только не требовалось доказательств права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на данное право. Для получения защиты было достаточно факта владения и факта его нарушения. Если вещь присуждалась не тому, кто имел на нее право, последний мог предъявить свой собственный иск и в случае признания права собственности истребовать вещь у фактического владельца.

Владельческая защита, построенная на выяснении только одних фактов владения и его самоуправного нарушения, вне зависимости от права на владение этой вещью называлась посессорной. Защита прав, требующая доказательства наличия прав, осуществлялась при помощи исков и называлась петиторной.

Для сохранения владения римское право использовало два интердикта: iuterdictum uti possidentis для защиты владения недвижимостью и iuterdictum utrubi для защиты владения движимыми вещами. Гай в своих Институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов:

"Я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете" (интердикт uti). "Запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года" (Гай, 4.160). При Юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт "utrubi" утратил свое

Для возврата владения давались интердикты unde vi и de precario. Первые интердикты предоставлялись лицам, насильственно лишенным владения. В случае подтверждения факта ответчик присуждался к возвращению истцу недвижимости и возмещению убытка.

Интердикт de precario давлся лицу, представлявшему свою вещь в т.н. прекарное пользование, т.е. бесплатное пользование до востребования, если лицо, взявшее вещь на таких условиях не возвращало ее по первому требованию.

Добросовестный владелец имел и специальное средство защиты – Публицианов иск. Он давал лицу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения вещи по давности, за исключением лишь давности срока. Чтобы дать такому владельцу защиту, претор включал в форму иска предписание судье предположить, что истец провладел давностный срок и приобрел право защиты. Добросовестный владелец получал защиту по этому иску только против недобросовестных владельцев, но не против собственника или того же добросовестного владельца.

Лекция № 8. Право собственности.

 

Римское право в основном построено на частной собственности. Однако римские юристы не оставляли точного определения права собственности. В их сочинениях упоминается об основных правомочных собственниках. Ему принадлежало право пользования вещью, право распоряжения, право извещения доходов, право владеть вещью и истребовать ее из рук фактического обладателя и т.д. Право собственности не сводиться просто к набору полномочий. Собственник остается собственником и в отсутствии любого из полномочий. Поэтому собственность понимается как право полного и исключительного господства над вещью. Принципиальным взглядом римских юристов было то, что собственник не имеет иных ограничений своей власти над вещью, кроме установленных законом.

Право собственности обозначалось в римском праве несколькими юридическими терминами: 1) dominium и 2) proprietas. Право собственности в своем развитии прошло ряд этапов. Первоночально возникла квиритская собственность, которая принадлежала полноправным римским гражданам или лицам, наделенным  ius commercii. В основном квиритская собственность распространялась на манципируемые вещи. Собственность на эту категорию вещей могла быть установлена манципацией или процедурой мнимого судебного спора (in iure cession). Эти действия были доступны только для римских граждан – квиритов.

В дальнейшем под влиянием изменений экономической жизни формы собственности разветвлялись с появлением ее новых видов. Это проявлялось в смягчении формализма квиритской собственности и появление более гибкой преторской собственности. Выделяется право собственности перегринов, ставится вопрос о признании прав частных лиц на провинциальные земли.

Сложность процедуры манципации приводила к тому, что собственники рабов и земли, отчуждая их на разных условиях, нередко ограничивался простой передачей вещи – traditio, откладывая совершение манципации до выполнения условий или внесения платы. Отчуждатель res mancipi в этом случае оставался формально квиритским собственником и мог вернуть от приобретателя переданную ему вещь как свою собственность. Только по истечению установленной законами XII таблиц приобретательской давности добросовестный приобретатель становился квиритским собственником. Помимо неуверенности в своем положении преобретатель был лишен возможности искать защиты в случае пропажи или хищения.

Эта проблема была разрешена преторской властью. Если квиритский собственник предъявлял иск об истребовании вещи от приобретателя, последний мог отклонить такое требование посредством возражения о продаже или передаче этих вещей. В этом случае претор включал в формулу эксценцию, которая обязывала судью отказать в иске, если будет установлено, что спорная вещь была передана ответчику по собственному волеизъявлению сторон и оплачена денежной суммой, о которой стороны договорились при совершении сделки. В итоге право истца не отменялось, но становилось «голым», т.е. не обеспеченным юридической защитой. Приобретатель, хотя и не становился цивильным собственником, получал возможность прочно удерживать вещь в имуществе – in bonus. Отсюда родилось название бонитарной или преторской собственности. По истечении срока приобретательской давности бонитарный собственник становился цивильным.

С течением времени цивильному иску могла быть противопоставлена эксценция об обмане, которая, если с ней соглашались, лишала силы формально правильный иск. В случае обнаружения обмана никаких других оснований для отклонения иска уже не требовалось. Так возникает перемторная эксценция.

Между тем положение приобретения оставалось не очень прочным, т.к. эти возражения не могли быть использованы, если приобретатель утрачивал вещь до истечения срока давности. Подать иск он не мог, поскольку не являлся цивильным собственником. В 70 г. до н.э. эдикт претора Публициана установил, что приобретателю, не оформившему право собственности, предоставляется особый Пудлицианов иск. В его формулу вводилась фикция, будто истец провладел давностный срок и приобрел право квиритской собственности на данную вещь.

Вместе с развитием бонитаной собственности шло становление институтов права собственности перегринов и собственности на провинциальные земли. Латины и перегрины подчинялись в Риме праву своей родины. Доступ к римской собственности путем совершения сделок по праву народов был открыт им в начальный период республики в основном в области оборота движимых вещей. Приобретаемые перегринами права защищались эдиктами перегринского претора с помощью фиктивных исков, где у истцов подразумевали свойства римского гражданина. Эти иски были направлены против частных нарушений права и влекли наложение штрафа.

Земли завоеванных Римом провинций считались собственностью римского народа. Она делилась на две части – одна считалась государственной собственностью, другая предоставлялась их бывшим владельцам, согласно их национальным обычаям. Но по воле Рима они могли быть лишены представленного права пользования в любое время. Государственный фонд провинциальных земель использовали для наделения солдат-ветеранов-колонистов, но в основном были захвачены представителями привилегированных сословий Рима.

Во II в.н.э. владельцы провинциальных земель получают владельческую защиту и право узуфрутариев. Под узуфруктом понималось право пользования чужой вещью и получение от нее плодов с сохранение в целостности сущности вещи. Узуфрукт не может быть ни отчужден, ни передан по наследству. Главным отличием правинциальной земельной собственности было то, что правовые отношения по ее поводу регулировались перегринским правом и за нее, в отличие от итальянских земель, платили налог.

По мере развития хозяйственного оборота многообразие видов права собственности стало неудобным. При Юстиниане происходит восстановление единого вида собственности.

Способы приобретения права собственности делятся на первоначальные и производные. Первоначальным называется такой способ приобретения, при котором право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь. При производном способе приобретения право собственности основывается на праве предыдущего собственника, выводится из его права. Практическое различие первоначальных и производных способов приобретения связанно с применением к производному способу правила: «Никто не может передать другому больше прав, чем имеет он сам». При первоначальном приобретении собственности «праводатель», ограниченность правомочий которого может отразиться на содержании прав приобретателя, отсутствует.

В древнейший период римского права при производном приобретении собственности на первом плане стоит манципация, применяемая только к вещам res mancipi.

Другим способом, который был доступен исключительно римским гражданам и распространялся на res mancipi и res nee mancipi было установление права собственности по средством мнимого судебного спора (in iure eessio).

Наиболее распространенным способом приобретения права собственности была переда вещи – traditio. Этот способ состоял в том, что прежний собственник предоставлял приобретателю фактическое господство над вещью, вручал ее. Передача могла установить квиритскую собственность только на неманципируемые вещи, к res mancipi она была неприменима. Позднее tradition ведет к образованию собственности на манципируемые вещи. Но одной простой передачи вещи было недостаточно для возникновения права собственности. Необходима была воля на передачу права собственности, посколько передача вещи в пользование, хранение, заклад пересматривает так же переход вещи к другому лицу, но без перехода права собственности. Воли должно сопутствовать какое-либо законное основание. Например, продавец дает вещь покупателю, а покупатель – деньги продавцу для исполнения договора купли-продажи, или вещь дается в подарок и т.д.

Информация о работе Римское право