Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
Создание гарантий имущественных интересов жены прослеживается в развитии правового режима приданого (dos). Этим термином обозначалось имущество, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период приданое полностью поступало в собственность мужа. В браке sine manu заключалось соглашение, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить преданное в случае прекращения брака. В отсутствии такого соглашения претор мог дать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод. При Юстиниане такой иск получают не только жена, но и ее наследники, причем по нему приданое возвращалось полностью.
Для заключения брака были необходимы следующие условия:
1) согласие брачующихся или их домовладык, если они находятся под их властью;
2) достижение брачного совершеннолетия. Для юношей – 14 лет, для девушек - 12 лет;
3) отсутствие непрекращенного брака;
4) наличие ius conubii;
5) отсутствие близкого родства между брачующимися (между родственниками по прямой линии и между боковыми в первой степени родства – брат с сестрой, тетя и племянник).
В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.
Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.
Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.
Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.
Брачный союз прекращался: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; г) разводом.
Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.
Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.
Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.
Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.
Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.
В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.
Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.
При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.
Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев. В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании. Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.
В римской семье самостоятельным лицом был только отец. Сыновья и дочери были лицами чужого права. Отцовская власть возникает с рождением ребенка от родителей, состоящих в законном браке, а так же путем узаконения или усыновления.
Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное.
Отцовская власть так же могла устанавливаться путем узаконения детей. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими в не законного брака.
В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицами, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонними людьми. Усыновление различалось двух видов: 1) arrogation – усыновление лица, не находящегося под отцовской властью (persona iuris); 2) adoption – усыновление лиц, находящегося под отцовской властью. Для усыновления были необходимы следующие условия: 1) быть мужчиной (женщины – в редком исключении); 2) усыновитель должен быть persona sui iuris; 3) усыновитель должен быть старше усыновленного не меньше чем на 18 лет.
Имущественное положение подвластного сына определялось властью отца – подвластный не может иметь ничего своего. Все, что он приобретает автоматически, попадает в имущество отца. В то же время обязанными по сделкам подвластного признавался он сам. В случае правонарушения подвластного отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму ущерба, или выдать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки сумы причиненного ущерба.
В древнейший период власть отца над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество.
В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства.
Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти.
Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти.
С развитием торговли и оживлением хозяйственных связей в отношении подвластного развивается такой же институт, как и рабский пекулий.
Пекулий – имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование, собственником пекулия остается домовладыка. Третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели возможность рассчитывать на судебную защиту своих прав в виде определенных исков. Пекулий значительно расширил имущественную самостоятельность подвластных и сделал их настоящими участниками гражданского оборота.
В начале принципата появляется так называемый военный пекулий. Это имущество приобретенное подвластным на военной службе. Военный пекулий состоял не только в управлении, но и принадлежал подвластному на права собственности. С IV в.н.э. положение военного пекулия было распространено на приобретение подвластного сына, сделанное на государственной и придворной службе.
Отцовская власть прекращалась: 1) смертью домовладыки; 2) смертью подвластного; 3) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; 4) лишением домовладыки прав отцовской власти; 5) приобретение подвластным некоторых почетных званий; 6) эманципацией, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. Эманципация могла быть отменена в веду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки.
Лекция № 7. Вещные и обязательственные права. Владения.
Сочинения римских юристов не содержит деления имущественных прав на вещные и обязательственные права. Римляне лишь разграничивали иски на вещные и личные. Однако юристами было обращено внимание, что в тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое предоставляет ему возможность непосредственного воздействия на нее, тогда предметом права является вещь, а само право называется вещным. В тех же случаях, когда лицо обладает лишь правом требовать от другого лица предоставление вещи, то предметом права является действие другого лица, а само право определяется как обязательственное. Таким образом различие вещных и обязательственных прав проводиться по объекту права. Если объектом права является вещь – право вещное, если объектом права служит действие другого лица – это право обязательственное.
Различие в объектах прав приводит к различиям в защите этих прав. Так как объектом вещного права является вещь, на которую может посягнуть всякий, то и защищается вещное право иском, направленным против всякого нарушителя этих прав. Такая защита называется абсолютной.
Объектом обязательственного права является право требования от точного определенного круга лиц совершение известных действий или воздержание от них. Поэтому защита обязательственных прав характеризуется как относительная.
Понятие вещи (res) у римлян охватывало всякое имущественное благо, которое подразделялось на res conporales (телесные вещи) и res inconporales (бестелесные вещи) – т.е. благо, существующее лишь в правовых представлениях, как право наследование, долги и т.п. Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).
В узком значении вещи у римлян являлись телесные предметы. Гай в Институциях уточнял, что вещами не могут считаться такие телесные предметы, как: 1) недоступные для оборота (солнце, луна); 2) предметы, по своей природе не предназначенные для оборота (тело свободного человека); 3) часть вещи, до тех пор, пока она не приобрела самостоятельного телесного существования.
Римские юристы выработали целую классификацию вещей. Одно из важнейших для римлян было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (res nec mancipi). В манципируемые вещи входили земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома, рабы, вьючные и упряжные животные, а так же земельные сервитуты.
К числу неманципируемых вещей относились остальные вещи, не входящие в перечень манципируемых. Такое деление было вызвано тем, что при отчуждении res mancipi для установления права собственности требовалось соблюдение специальных торжественных процедур – манципации или уступки вещи пред магистром. Такой порядок определялся важной хозяйственной значимостью манципируемых вещей. Право собственности на неманципируемые вещи устанавливалось передачей вещи – traditio.
Следующая категория определялась как вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (immobiles). К движимым вещам относились любые пространственно-перемещаемые, в том числе скот и рабы, вещи. К недвижимым вещам относилась земля и все, что с ней связано – постройки, посевы, насаждения.
Еще одной категорией были вещи делимые и неделимые. Вещи делимые могли быть разделены на части без ущерба для их свойств (земля), тогда как неделимые утрачивают свои былые качества и свойства. В итоге неделимые вещи могли находиться в долевой собственности, но выделение долей в натуре было невозможным. Раб, находящийся в совместной собственности, должен быть продан, а деньги пропорционально разделены.
Римские юристы различали вещи потребляемые и непотребляемые. Критерием различия служило то, что одни вещи в процессе использования не потребляются (земля, строения), тогда как другие могут быть использованы лишь в процессе потребления (пища, деньги). Юридическим последствием этого деления было то, что в наем могли предоставляться только непотребляемые вещи, а потребляемые представлялись взаймы.
В классификации вещей выделяли вещи, индивидуально определенные и вещи, определенные родовыми признаками. Родовые вещи характеризовались общим образом и определялись весом, числом или мерой. Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи. Юридическими последствием такого деления являлось решение вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Договор, заключенный в отношении родовых вещей, оставался в силе даже в случае гибели этих вещей, так как остаются однопорядковые вещи. Гибель же индивидуально определенной вещи вела к прекращению договора. В этом случае кредитор не мог требовать исполнения договора в натуре, а только лишь возмещения ущерба
К вещам относились плоды естественные и плоды цивильные. К естественным плодам относили все то, что в силу природных свойств приносит сама вещь и что может быть отделено без ущерба для ценности этой вещи (плоды деревьев, приплод животных и т.д.). Плоды цивильные – это плоды, извлекаемые в результате циркулирования вещи в обороте (земельная рента, проценты с капитала). Плоды считались принадлежащими собственнику плодоносящей вещи, если иное не предусмотрено договором.