Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция
Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.
С начала II в. постановления Сената часто сопровождаются предварительной речью принцепса. Постепенно постановления Сената исчезают как самостоятельная форма права.
Конституции императоров. Принцепс (лат. princeps - первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
эдикты - нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;
декреты - судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;
рескрипты - ответы на запросы должностных и частных лиц;
мандаты - общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.
Специфическими формами правообразования, характерными для римского права являлись эдикты магистратов и юриспруденция. Эдикт первоначально обозначал успешное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, которые делали республиканские магистраты при вступлении в должность, но уже в письменной форме.
В своих эдиктах магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.д. Эдикт, содержавший подобную программу деятельности магистрата, называется постоянным в отличие от разовых заявлений. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан и в течении его годичного пребывания у власти. В тоже время удачные пункты эдикта повторялись и в эдиктах вновь избранных магистратов. Нормы преторского права, переходящие из эдикта в эдикт, стали приобретать значение обычного права.
Усложнение общественных отношений привело к несоответствию неподвижных норм цивильного права запросам общественного развития. Эдикты магистратов стали инструментом решения этих проблем. Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске в тех случаях, когда по букве цивильного права должна была быть предоставлена защита, но это противоречило принципам справедливости, и наоборот, давать право в случаях, не предусмотренных цивильным правом. Тем самым праву предавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись традиционные нормы. Юрист Марциан, имея в виду роль преторского права в отношении цивильного, назвал преторское право "живым голосом цивильного права". Это высказывание следует понимать в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.
Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала претор не посягал на авторитет цивильного права, затем с помощью эдикта стал восполнять пробелы цивильного права и, наконец, эдикт стал содержать пункты, направленные на изменения и исправления цивильного права. Таким образом, преторский эдикт, формально не отменяя норм цивильного права, указывая пути для признания новых правоотношений, и становиться формой правообразования.
В эпоху принципата преторы теряют всяческую инициативу в силу усиления императорской власти, которая постепенно подчиняет себе правосудие.
В 131 г.н.э. император Адриан поручает юристу Сальвию Юлиану провести систематизацию преторского права. В его редакции преторский эдикт стал восприниматься как «вечный» эдикт (edictum perpetuum), т.к. преторы в своей деятельности должны были руководствоваться лишь редакцией Юлиана.
Другой формой правообразования, специфичной для римского правотворчества, стала деятельность римских юристов. В зависимости от ее характера она обозначалась терминами respondere (консультационная деятельность), agree (советы относительно предъявления иска и ведения судебного дела), cavere (деятельность по защите интересов данного гражданина при совершении каких-либо сделок), scribere (письменной составление формул различных частно-правовых актов). Особенно важно при формализме римского права было то, что пропуск даже одного слова мог сделать совершившийся акт юридически ничтожным.
Деятельность юристов, имевшая своим назначением оказывать помощь в применении норм действующего права, фактически получила значение самостоятельной формы правообразования. Многие из юристов занимали высокое служебное положение, что в сочетании с высоким качеством консультаций придавало им значительный авторитет и влияние. В эпоху принципата правотворческий характер деятельности юристов получил и формальное признание. Начинание с Августа, принцепсы стали предоставлять отдельным юристам особое право давать официальные консультации. Ответы таких юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для суда.
В Институциях Гая о значении этого источника написано так: "Ответы законоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны, если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай, 1.7).
Среди многочисленных римских юристов выделяют 2 школы – прокулианцев, названных по имени Прокула, ученика виднейшего юриста Лабеона, и сабинианцев, названных по имени Сабина, ученика другого видного юриста Капитона. Золотым веком римской юриспруденции принято считать рубеж II – III вв.н.э., когда работали такие юристы, как Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Начиная с VI в.н.э. наблюдается упадок деятельности юристов, т.к. их используют не в качестве творцов права, а как императорских чиновников. Показателем упадка является «закон о цитировании» 426 г., который ввел применение механических ссылок на выдающихся юристов, мнение которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин.
Все, кто исследовал и исследует римское право, единодушны во мнении, что деятельность юристов (их знаменитые респонсы и сентенции) вместе с преторским правом превратила архаическое право римских граждан в "абстрактное право абстрактной личности", победоносно прошедшее через века по всем континентам земного шара.
Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций. Среди них необходимо отметить в 295 г. Кодекс Грегориана, объединивший все императорские консультации, начиная от Адриана до конца III в. Дополнением к нему стал кодекс Гермогениана, дополнивший первый сборник последующими конституциями до Константина (начало VI в.). В первой половине V в. императором Феодосием II была осуществлена первая официальная кодификация. В Кодексе Феодосия были собраны и систематизированы императорские конституции.
После разделения Римской империи на восточную и западную западная половина оказалась под властью германских завоевателей. На ее территории образовались варварские королевства, в которых продолжало действовать римское право. Короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов – leges, и из сочинений известных юристов – ius.
В начале VI в. в восточной части Римской империи императором Юстинианом была предпринята более значительная попытка кодификации римского права. Интересы государства требовали единства права, определенности и ясности его содержания. Была поставлена задача собрать накопившийся огромный материал, при чем и leges и ius. Весь материал имелось в виду привести в соответствии с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее.
Хронология кодификационных работ была такова.
В феврале 528 г. Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана, и уже 7 апреля 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, в который вошли императорские конституции I-VI вв. (Novus codex Justinianus).
В декабре 530 г. была создана комиссия уже из 15 человек под председательством Трибониана, куда вошли ученые профессора из Константинопольской академии Теофил и Кратин и из Беритской - Дорофей и Анатолий, а также 11 адвокатов.
В задачу комиссии входило написание Дигест - сборника извлечений из классических римских юристов, который был завершен 16 декабря 533 г.
Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции - элементарный учебник основ римского права, который был также официально утвержден как закон в 533 г.
В ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций. Первая редакция кодекса не сохранилась. Вторая редакция - Codex repetitae praelactionis дошла до нас и вошла в Свод Юстиниана. Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Новеллы - неофициальное собрание императорских конституций, вышедших после издания кодекса в 535-556 гг.
Таким образом, собственно кодификация Юстиниана была проведена в 529-534 гг. и включала в себя Кодекс, Институции и Дигесты.
В Средние века вместе с Новеллами они получили наименование "Свод цивильного права" (Corpus iuris civilis) и были впервые изданы Д. Готофредом. Подлинные тексты не сохранились, а дошли до потомков в греческих и латинских рукописях VI-XI в.
Значение кодификации Юстиниана чрезвычайно велико. Это было событие всемирно-исторического значения, и оно увековечило имя Юстиниана. По словам современных ученых, изучающих римское право, это крупнейший кодификационный труд во всей античности, а может быть, и во всей истории права, если принимать во внимание его содержание и влияние на дальнейшее развитие права.
Сам Юстиниан назвал свою кодификацию "храмом римской юстиции". В Средние века этот Свод стал фундаментом, на базе которого зародилась современная юридическая наука. По мнению ученых, Свод с полным основанием можно назвать "библией" юриста.
Дигесты (по-гречески - Пандекты) - систематизированный сборник отрывков из работ самых известных римских юристов. Это наиболее значительная и самая объемная часть Свода. В них насчитывается до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежащих 39 авторам I-V в. н.э. Дигесты состояли их 50 книг, книги делились на титулы и фрагменты.
Комиссия имела право вносить изменения в тексты, устраняя противоречия и приспосабливая их к новому времени (так называемые интерполяции).
Дигесты, как и другие части кодификации, получили статус закона.
Юстиниан запретил писать к ним комментарии, разрешалось только делать излечения и переводить на греческий язык.
Институции - элементарный учебник римского права, призван был, по словам самого Юстиниана, служить вводным полугодичным курсом для начинающих студентов. В основу Институций были положены Институции Гая. Достаточно часто встречаются ссылки на Законы XII Таблиц, так как Юстиниан уважительно относился к ним.
Институции состоят из четырех книг, которые делятся на титулы и параграфы.
В первой книге после общей характеристики системы римского права и его источников определяются положение отдельных категорий лиц и институты семейного права.
Во второй рассматриваются категории вещей, владение, право собственности, сервитуты, завещания.
Третья содержит вопросы наследования по закону и обязательственное право, в том числе различные виды контрактов и квазиконтрактов.
В четвертой книге излагаются обязательства из деликтов, система исков, преторские интердикты, экстраординарный процесс и государственные преступления.
Именно в Институциях дано известное определение права:
"Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого".
Кодекс - сборник императорских конституций. Состоял из 12 книг, 765 титулов и содержал в себе 4600 императорских конституций, начиная со 117 г. Конституции императоров по гражданскому праву и судопроизводству были собраны в основном со 2-й по 8-ю книгах. Были сохранены даты издания и имена императоров.
Новеллы - частная кодификация конституций, изданных уже после завершения кодификационных работ, проведенная после смерти Юстиниана.
Сохранились три сборника. Первый, 566 г., включал 122 конституции, два других относятся ко второй половине VI-VII вв. и содержали соответственно 134 и 168 актов.
Составные части Свода цитируются следующим образом: название сборника обозначается начальной заглавной буквой: I (Институции), D (Дигесты), С (Кодекс). Далее ставятся два числа, из которых первое обозначает номер книги, второе - номер титула, на которые делятся книги, далее ставится номер фрагмента (в Дигестах) или закона (в Кодексе). В современных изданиях отдельные фрагменты разделены на параграфы, которые обозначаются четвертой цифрой. Например: Д. 4.8.9.2 (Дигесты, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, параграф 2).
Новеллы цитируются посредством указания номера новеллы, номера главы (сaput) и параграфа: N 28, с. 4, параг. 2.
Лекция № 3. Осуществление права и формы защиты прав.
Римскому понятию ius – соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащий отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов, защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав.
Первоначально защита частных прав осуществлялась заинтересованным лицом путем расправы с нарушителями права. Только постепенно от самоуправства переходят к защите прав посредством государственных органов. В развитом римском праве еще сохранились некоторые следы первоначальной эпохи саморасправы. Предполагалось, что насильственные действия могли предприниматься заинтересованными лицами в своих интересах лишь в чрезвычайных ситуациях, как состояние необходимой самообороны. Еще законами XII таблиц было дозволенно убийство на месте застигнутого вора. В классический период оно рассматривается как необходимая оборона, но наказывается при превышении границ такой обороны. Ульпиан писал: "...если же предпочел убить, хотя мог его задержать, это скорее кажется учиненным противоправно". Как видим, и римляне считали, что необходимая оборона не должна превышать ее пределов.