Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция

Описание работы

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Работа содержит 1 файл

рим право. Курс лекций.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

4)     лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).

Развитие хозяйственных отношений потребовало признать как бы некоторую правоспособность раба и законность юридических последствий.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Этим термином называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управлении раба. Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок. Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признавали юридическую силу за совершаемыми им сделками. Рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли -  все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Такое построение – по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого в виду его неправоспособности получить нельзя) мало кого привлекало из потенциальных контрагентов. В дальнейшем факты выделения имущества в самостоятельное управления раба стали расцениваться как согласие домовладыки нести в пределах пекулий ответственность по обязательствам, которым принимались рабом-пекулиантом.

Раб, отпущенный на свободу, становился вольноотпущенником. Правовое положение вольноотпущенника в классический период определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю. При Юстиниане, эти различия были сглажены и вольноотпущенник становился римским  гражданином. Однако libertin по своему правовому положению не приравнивался к свободнорожденному. Так, до Августа, libertine запрещалось вступать в брак со свободнорожденными. Кроме того, либертин находился и после освобождения от рабства в зависимости от своего патрона.

Вольноотпущенник-клиент должен был оказывать патрону и члену его семьи почтение: подносить подарки, оказывать материальную помощь, выкупать патрона из рабства, но не предъявлять патрону некоторых исков, исполнять для патрона некоторые виды работ, обусловленные актом об освобождении: либо обычные работы по дому, либо сельскохозяйственные работы, работы в ремесленной мастерской и т.п. Имущество вольноотпущенника, не оставившего потомства или завещания, переходило патрону. Патронатные отношения могли быть погашены в исключительных случаях либо по милости императора, либо ввиду неблаговидного поведения патрона.

Колонами в классическую эпоху называли мелкого арендатора земли, формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. В период империи целый ряд причин (среди которых прекращение завоевательных войн, поставлявших рабов; большая смертность рабов; слабый естественный прирост) сделал невыгодной и неэффективной обработку земли рабами. Труд рабов стал вытесняться колонами, которые брали в аренду мелкие участки земли за натуральный оброк (colonia partiaria), а иногда на условиях барщины. Представляя беднейшие слои населения, колоны попадают вначале в экономическую зависимость от землевладельцев, а затем и в юридическую. Целым рядом императорских конституций они прикрепляются к земле: в кадастрах в числе доходных статей земли стали указываться и жившие на ней колоны; в 322 г. предписывается принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли; в 357 г. запрещается продажа земли без живших на ней колонов; владелец земли может виндицировать колона, оставившего землю (по образцу виндикации раба), мужчину в течение 30, а женщину - 20 лет.

К основаниям возникновения колоната Кодекс Юстиниана относит: рождение от родителей, из которых хотя бы один является колоном; соглашение между будущим колоном и землевладельцем; проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях колона; превращение в колонов трудоспособных лиц, занимающихся нищенством. Прекращение колоната происходит по двум основаниям: приобретение колоном занимаемого участка в собственность и возведение колона в епископский сан.

Таким образом, на смену рабству как основной форме эксплуатации в рабовладельческом Риме приходит колонат. Колоны представляли собой прообраз крепостных крестьян в феодальном обществе.

Римское право термина «юридического лица» (т.е. организации, наделенной самостоятельной правосубъектоностью) не выработало. В древнереспубликанском праве упоминающиеся различные частные корпорации не могли выступать в гражданском процессе, а их имущество рассматривалось как общая собственность членов корпорации. Вместе с тем римские юристы стали обращать внимание на тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам и не простым группам физических лиц, а целой организации, имеющей самостоятельное существование независимо от составляющих ее физических лиц.

Первыми юридическими лицами были, по-видимому, муниципии, городские общины, которым государство предоставляло самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Претор признавал за муниципиями право искать и отвечать в суде через особых представителей (actores), назначавшихся для каждого дела декретом муниципального совета. Вслед за муниципиями и по их образцу были признаны субъектами права и частные корпорации. Ряд государственных учреждений, латинские и перегринские общины, храмы, коллегии жрецов, коллегии государственных служащих осуществляли функции за счет своего имущества. Законы XII Таблиц  предоставляли коллегиям (сообществам) право заключать любые соглашения, лишь бы они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Создавались в это время коллегии свободно. В классическом праве возникли крупные и многочисленные корпорации эквесторов (всадников), публиканов (откупщиков), аргентариев (банкиров) и т.д. Юридические лица, кроме религиозных и некоторых привилегированных (например, похоронных), стали создаваться с разрешения Сената и санкции императора.

В кодификации Юстиниана были четко разделены universitates personarum и universitates rerum. Появился новый вид: принудительные объединения.

Первые (среди них collegia, corpora, sodalitates, societas) являлись юридическими лицами либо c хозяйственной, либо с религиозной (и т.д.) целью, обладали собственным имуществом и имели в своем составе отдельных членов. Члены имели право голоса на собраниях, могли избираться в управление объединения.

Вторые (causae piae, фонды, именные фонды) не имели отдельного членства. К ним относились, например, сиротские дома, дома для престарелых, больницы, церкви и т.д. В постклассическом праве появились принудительные юридические лица. При их основании преобладало административное принуждение, членство было постоянным и длилось до самой смерти. Это профессиональные корпорации ремесленников, работников и торговцев. Членскими билетами в них были клейма, нанесенные на тела их членов (С. 11.10.3).

Прекращалась деятельность юридических лиц с достижением цели либо с распадением личного состава (по классическому праву минимальное число членов - три), если их деятельность принимала противозаконный характер.

Относительно содержания категории юридического лица (совокупности - universitas) положения римского права можно свести к следующим:

Юридические лица могут рассматриваться в сфере частного права как физические лица, т.е. являются наряду с физическими лицами субъектами частного права.

Юридическое лицо не прекращается выходом отдельных членов из его состава. Ульпиан пишет, что для советов муниципий и других совокупностей не имеет значения, все ли члены этой совокупности остаются, или остается часть, или весь состав переменился (Д. 3.4.7.2).

Юрист Алфен приводил сравнение с кораблем. Время от времени на корабле приходится менять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же (Д. 5.1.7б).

Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.

От имени юридического лица действует не любой, а тот, кто уполномочен на это законом или решением самого юридического лица (Д. 3.4.3; 3.4.7.2; 3.4.9).

Юридическое лицо обладает имуществом, на которое его члены не имеют права. Марциан пишет, что театры, стадионы и т.п. принадлежат общине как совокупности, как целому, а не отдельным ее членам. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности (Д. 1.8.6.1).

Юридическое лицо само отвечает по своим долгам своим имуществом. Члены юридического лица не отвечают по его долгам, так же как и юридическое лицо не отвечает по долгам своих членов. Ульпиан пишет, что если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельных лиц (Д. 3.4.7.1).

Правоспособность юридических лиц включала в себя права патроната (в отношениях со своими вольноотпущенниками). За немногими исключениями юридические лица не имели права наследовать после граждан.

Таким образом, как справедливо считают ученые, хотя римское право не знало термина "юридическое лицо" и не выработало законченной теории юридического лица, основная мысль о юридическом лице (совокупности - universitas) как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. В римском обществе юридические лица только зарождались и существовали в форме муниципий, религиозных организаций, профессиональных союзов ремесленников, работников, торговцев, благотворительных организаций и т.п.

 

Лекция № 6. Семейно-правовые отношения.

 

Семья (familia) составляла первичную ячейку римского общества. В Древнем Риме семья строилась на сугубо патриархальных началах и полностью подчинялась власти главы семьи (paterfamilias). Любого члена семьи глава семьи мог подвергнуть любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни.

Подчинением власти paterfamilias в Риме первоначально определялось родство, получившие наименование агнатского. Родственниками (агнатами) считались все, кто подлежал власти одного и того же paterfamilias, в независимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Агнатами становились даже чужие лица, попадавшие под власть главы семейства. Так же из числа агнатов исключались собственные дети, перешедшие под власть другого paterfamilias.

По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев на смену агнатскому родству пришло т.н. когнатское, т.е. кровное родство, базирующееся уже на общности происхождения. В когнатском родстве различали линии и степени. Линии бывают двух видов: 1) прямая (связывающая лиц, происходящих одно от другого); 2) боковая (объединяющая лиц, имеющих общего предка – брат с сестрой, дядя с племянником). Прямая линия именуется восходящей или нисходящей в зависимости от того, проводится ли она от потомства к предку или напротив. Необходимо было учитывать и степень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставленные лица отстоят одно от другого. По прямой линии отчет рождений непосредственно между лицами, по боковой – от общего предка. Степени родства имели значение при наследовании и при вступлении в брак, ибо заключения брака между ближайшими родственниками не допускалось.

Брак представлял собой, по Медестину, «союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» (D. 23.2.1). В действительности эта идеалистическая трактовка была далека от реального брака, т.к. его отличительной чертой было полнейшее подчинение жены власти мужа. Лишь постепенно это правило уступает место признанию личной и имущественной самостоятельности жены.

Римское право различало законный римский брак (если брачующиеся обладали ius conubii) – «matrimonimu iuris civilis»  и брак между лицами, не имеющими ius conubii – «matrimonimu iuris geutium». От брака отличался конкубинат, т.е. дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. Дети, рожденные в конкубинате, приобретали статус матери, хотя при известных условиях имели права на получения от отца содержания и на наследование части его имущества. Для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с законным браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Для женщины, имевшей мужа, сожительство с другим мужчиной, давало право мужу в древнереспубликанский период убить жену.

В доюстинианском праве различали брак cum manu mariti (брак с мужней властью) и брак sine manu – без мужней власти. В браке cum manu mariti правосубъективность жены всецело поглощалась правосубъективностью мужа. Жена находилась на положении дочери и была совершенно бесправна. Бесправие касалось как личного, так и имущественного статуса жены. Муж мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом – истребовать ее по суду от любого лица, в том числе и от ее родителей. Все имущество, причем не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее добрачную собственность жены, принадлежало мужу. Причина имущественного бесправия жены заключалась в том, что со вступлением в брак она становилась persona alieni iuris.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Брак cum manu mariti был характерным для древнейшего периода римской истории. Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

Вступление в такой брак не вело изменение правосубъективности женщины. Если до брака она имела статус persona sui iuris, она его сохраняла и в браке либо продолжала подчиняться отцовской власти. Муж и жена считались юридически равными в личном и имущественном отношениях. Муж не имел право не только на имущество жены, принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни. Обоим супругам дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров – предъявлять друг другу иски. Для сохранения этой формы брака, согласно Таблице VI  «женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]». Это должно было повторяться ежегодно.

Информация о работе Римское право