Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:51, лекция

Описание работы

Как известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим мировой религией, и, наконец, правом, которое было заимствовано (рецепцировано) вначале позднефеодальной Европой, а спустя столетия стало основой многих буржуазных кодификаций гражданского права.

Работа содержит 1 файл

рим право. Курс лекций.doc

— 458.50 Кб (Скачать)

Коренным образом порядок наследования по закону был реформирован в Новеллах Юстиниана. Первоочередное правонаследование получили нисходящие родственники. Нисходящий родственник более близкой степени родства полностью исключал из наследования последующие степени, т.е. если имеются дети, то не призываются к наследованию внуки. Однако, нисходящий родственник более отдаленной степени призывался к наследованию наряду с более близкими нисходящими родственниками наследодателя, если то лицо, через которое такой более отдаленный нисходящий родственник умер до открытия наследства. Такое участие в наследовании называется наследованием по праву предоставления – внуки как бы представляют собой умершего отца или мать.

Наследование по праву предоставления нельзя путать с так называемой наследственной трансмиссией. При наследственной трансмиссии наследник переживает смерть наследодателя, так что наследство открывается ему, но наследник умирает, не успев вступить в наследство, а возникающее право приобрести наследство переходит к его наследникам. Таким образом, если наследники по правопредоставления являются наследниками не отца или матери, а деда, то при наследственной трансмиссии наследники являются наследниками отца или матери, которые не успели вступить в наследство. Между нисходящими родственниками одной и той же очереди наследство делилось в равной степени.

Вторая очередь наследников охватывала восходящих родственников, а так же полнородных братьев и сестер, а так же детей ранее умерших братьев и сестер. При наличии восходящих родственников ближайшей степени родства более отдаленные родственники к наследованию не допускались.

Третью очередь законных наследников составляли неполнородные братья и сестры, а также дети ранее умерших неполнородных братьев и сестер, наследующих по праву предоставдения.

В четвертую очередь к наследованию призывались все остальные боковые кровные родственники без ограничения, причем ближайшая степень исключала последующие.

В последнюю очередь к наследованию призывался переживший супруг, если ни один из родственников четырех степеней родства не вступил в наследство. Так называемая «бедная вдова», не имеющая своего имущества или приданого, имела права необходимого наследования, то есть имела обязательную долю в ¼ наследства, а если детей было более трех, то равную с ними долю. Муж своим завещанием не мог лишить жену обязательной доли.

Завещанием в римском праве признавалось не всякое распоряжение лица своим  имуществом, а лишь такое, которое содержало назначение наследника. Завещание является односторонней сделкой, так как выражает волю одного только завещателя. Односторонний характер проявляется в праве завещателя в любое время изменить или вовсе отменить завещание.

Наследник должен быть назначен лично завещателем, причем это определенное лицо должно быть названо ясно и точно. К неопределенным наследникам первоначально относили постумов – лиц, зачатых при жизни наследодателя, но к моменту его смерти еще не родившихся, а также юридических лиц. в позднем императорском праве и те, и другие получили право быть наследниками.

Допускалось назначение наследника под условием, если это условие носили отлагательный характер. В этом случае наследство открывается не в момент смерти наследодателя, а при наступлении ранее обозначенного условия. Отменительные условия в завещании не допускались. По римскому праву лицо, ставшее наследником, оставалось в положении наследника навсегда, а наступление отменительного условия привело бы к прекращению прав и обязанностей наследника.

Не допускалось назначение наследника с включением срока. При нарушении этого условия сроки считались ненаписанными. Возможно было подназначение наследника, когда назначался как бы запасной наследник на случай, если первый по какой-либо причине не вступит в наследство.

Иногда завещание возлагало на наследника выполнение каких-либо действий, использование имущества по определенному назначению. В случае невыполнения наследником возложенных обязанностей допускалось применение принуждений в административном порядке.

Не могли быть назначены наследниками по завещанию лица, не зачатые к моменту смерти, а также дети государственных преступников.

Для совершения завещания требовалась специальная завещательная дееспособность. Ее не имели недееспособные лица и лица, осужденные за некоторые преступления.

Древняя форма завещания, связанная с обрядом манципации, постепенно упрощалась. Во времена Юстиниана она требовала присутствия 7 свидетелей. Наряду с частной формой завещания предусматривалась и публичная форма. Она предусматривала либо занесения завещания в протокол суда, либо передачу письменного завещания в протокол суда или муниципального магистрата, либо путем передачи письменного завещания на хранение в императорскую канцелярию.

В древнейшую эпоху завещатель пользовался свободой распоряжаться своим имуществом. Со временем появились ограничения завещательной свободы. Ряд наследников получил право на обязательную долю в наследстве. К их числу относились непосредственно подвластные, затем добавились эманципированные дети, родители. Завещание, не содержащее обязательной доли этих наследников, считалось недействительным. Основанием для лишения обязательной доли было покушение на жизнь наследодателя, тяжкое оскорбление, чинение помех составлению завещания, отказ выкупить наследодателя из плена.

В момент смерти наследодателя происходит открытие наследства. За время между открытием и принятием наследства наследуемое имущество не принадлежало никому и называлось «лежачее» наследство. В древнем римском праве «лежачее» наследство рассматривалось как бесхозное имущество и хотя к нему не применялось правило о захвате бесхозных вещей, любое лицо, захватив вещи из «лежачего» наследства и провладев ими год, становилось собственником. В классическом праве «лежачее» наследство престали считать бесхозяйным имуществом и числили его за умершим.

Вступление в наследство могло быть совершенно либо прямым выражением воли, либо самим поведением лица в качестве наследника. Вступая в наследство, наследник приобретает не только права, но и становиться ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состояло почти из одних долгов, наследник отвечал за них как за свои собственные. Избежать этого можно было только путем отказа от наследства.

Если наследство не было принято ни по закону, ни по завещанию, оно становилось выморочным. Первоначально такое имущество считалось ничьим и могло быть захвачено любым желающим. С периода принципата выморочное имущество передавалось государству.

В случае если кто-либо оспаривал право наследника на наследство, наследнику предоставлялся иск об истребовании наследства, по своим условиям аналогичный виндикационному иску. Если же оспаривались права, входящие в состав наследства, в рассмотрении наследника имелись те же иски, какие были бы в рассмотрении наследодателя.

Завещатель мог предусмотреть в завещании, что бы отдельные вещи из наследства достались третьим лицам. Такое распоряжение называлось легатом или завещательным отказом. Легат составлялся ради выгоды легатория, а не для ухудшения положения наследника. Если завещательный отказ имел своей целью наказать наследника, он считался ничтожным. Легат можно было оставить только в завещании. Получение легата не  сопровождалось ответственностью за долги наследодателя (пример сингулярного правопреемства).

Первоначально завещатель мог распределить в виде отказов все наследственное имущество, оставив наследнику только пассив. С целью защиты интересов наследников в 40 г. до н.э. закон Фальцидия установил, что наследник не может получить менее ¼  наследственной массы.

Встречались случаи, когда легат составлялся без соблюдения формы цивильного завещания, что лишало их юридической силы. В таких случаях их исполнение было всего лишь делом совести наследника. Именно поэтому такие завещательные отказы стали именоваться «поручениями совести» - фидеикомиссами. Только в период принципата фидеикомиссы получили исковую защиту и стали обязательны для исполнения наследниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]              Здесь и далее Дигесты цитируются по общепризнанному образцу: Д. (название), следующие цифры означают номер книги, титула, фрагмента, параграфа. См.: Памятники римского права: Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

 

 

[2]              Здесь и далее Институции Гая цитируются по сборнику "Памятники римского права". М., 1997. Первая цифра означает книгу, вторая фрагмент.

 


Информация о работе Римское право