Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)
  • уникальные рыбные ресурсы, животный и растительный мир низовьев Волги и Прикаспия. Астраханская область – это регион по добыче и воспроизводству осетровых пород.

     Кроме этого, Астраханская область обладает достаточно развитой инфраструктурой: 4 региональных и 17 филиалов коммерческих банков; 12 кредитных потребительских кооперативов; 1 страховая региональная организация; 17 филиалов страховых компаний других регионов; сельскохозяйственный страховой потребительский кооператив (единственный в России). 4 лизинговые компании; 20 организаций, оказывающих консультационные услуги в области экономики, аудита и управления; Астраханская торгово-промышленная палата.

     Трудовой  потенциал региона составляет экономически активное население - 504 тыс. человек (свыше 50,7% от общей численности населения региона).

     В 2008 году по данным выборочного обследования инвестиционной активности организаций  промышленных производств первоочередными  целями инвестирования в основной капитал  для 36% респондентов являлась замена изношенной техники и оборудования. В обследованных организациях средний возраст машин и оборудования к концу 2008 года составил 12 лет, транспортных средств – 8 лет.

     В 2009 году на территории области за счет всех источников финансирования освоено 63091,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал или 89,2% к уровню 2008 года.

     Крупными  и средними организациями освоено 46116,9 млн. рублей, что на 15% меньше, чем в 2008 году (приложение 1).

     Наблюдается увеличение капитальных вложений, направленных на развитие сельского хозяйства (на 8,1% выше уровня 2008 года), добычи полезных ископаемых (на 2,6 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,3%). Незначительно сократились инвестиции, направленные в 2009 году в рыболовство и рыбоводство (99% к уровню 2008 года), строительство (98,3%) , государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования (93,8%). Уменьшились средства, направляемые на развитие обрабатывающих производств (89,4% к уровню 2008 года), торговли (49,8%), гостиниц и ресторанов (57,1%), транспорта и связи (49,9%), финансовой деятельности (82,8%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (52,9%), образования (59,4%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (68,3%), предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (32%).

     Структура инвестиций в основной капитал без  субъектов малого предпринимательства  и параметров неформальной деятельности по видам экономической деятельности показывает, что основная их доля была направлена на добычу полезных ископаемых (51,7% против 36,2% в январе-декабре 2008 года), транспорт и связь (20,4% против 31,0%), на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (7,7% против 10,0%).

     В транспорте и связи основной объем  инвестиций в основной капитал (45,8%) направлен на развитие транспортирования по трубопроводам газа, 36,7% - вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности.

     Большая доля инвестиций, направленных на операции с недвижимым имуществом, аренду и  предоставление услуг, приходится на управление эксплуатацией жилого фонда – жилищное строительство (69,8%) и на геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (26,1%).

     На  строительство, реконструкцию, техническое  перевооружение объектов направлялись собственные средства предприятий и привлеченные средства.

     Значительная  доля в объеме инвестиций, направленных на добычу полезных ископаемых приходится на добычу сырой нефти и природного газа (81,0%).Наблюдается сокращение доли собственных средств предприятий (с 13,7% в 2008 году до 12,1% в 2009 году). Собственные средства предприятий сложились в основном из амортизации (52,1 %) и прибыли, остающейся в распоряжении организаций (38,6 %). Более трех четвертей привлеченных средств (76,2%) приходится на прочие источники финансирования, которые в основном (92,3 %), финансируются за счет средств вышестоящих организаций.

     Доля  инвестиций в основной капитал из бюджетных источников по сравнению  с предыдущим годом уменьшилась  на 10,2 процентных пункта и составила в общем объеме 16,1%. Большая часть бюджетных средств – 5070,8 млн. рублей (68,3%) поступила из федерального бюджета.

       За счет средств бюджета Астраханской области и районных бюджетов освоено 2349,7 млн. рублей инвестиций. Основные объемы бюджетных капитальных вложений направлены на продолжение и завершение строительства социально-значимых объектов в рамках реализуемых на территории области федеральных и областных целевых программ. 

     2.2 Направления инвестиционной деятельности  

     В распоряжении администрации региона имеется целый ряд экономических и административных регуляторов или инструментов, на основе которых строится региональная инвестиционная политика: разработка и реализация адресной инвестиционной программы; предоставление бюджетных инвестиций; предоставление государственных гарантий регионального бюджета; предоставление налоговых льгот; предоставление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей; предоставление бюджетных кредитов; предоставление субсидий из бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов.

     В Астраханской области действует  региональная нормативно-правовая база в соответствии с федеральным  законодательством, которая регулирует инвестиционную деятельность. Речь идёт о Законе Астраханской области от 16.08.2006 г. № 50/ 2006-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Астраханской области», Постановлении Губернатора Астраханской области от 16. 01. 2007г. №10 «Об инвестиционном совете при Губернаторе Астраханской области», Постановлении Правительства Астраханской области от 07.06.2007г. №207-П «Об утверждении порядка проведения экспертизы конкурсных заявок на оказание государственной поддержки в форме присвоения статуса инвестиционным проектам, целевым программам, реализуемым на территории Астраханской области», Распоряжении Правительства Астраханской области от 02.05.2007г. №241 «О формах документов, необходимых для участия в инвестиционном конкурсе», Законе Астраханской области от 27.11.2003г. №43/ 2003-03 «О налоге на имущество организаций», Постановлении Правительства Астраханской области от 22.06.2006г. №203-П «Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий».

     Развитие  ситуации в инвестиционной сфере  на региональном уровне в значительной мере зависит от реализации механизмов государственного регулирования инвестиций в регионе, среди которых следует  выделить: реализацию специального комплекса  мер, направленного на побуждение предприятий реального сектора экономики к инвестициям; поддержку предприятий за счет средств централизованных инвестиций, путем кредитования на платной, возвратной и конкурсной основе; расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала; усиление инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов; стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых инвестору на приоритетных для региона направлениях инвестирования и другие.

     Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

     К объективным предпосылкам относятся  те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес  для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность региональной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. 25

     Инвестиционный  потенциал региона могут составлять:

  • выгодное географическое положение;
  • транспортная доступность;
  • наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;
  • состояние окружающей природной среды;
  • уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
  • "цена" рабочей силы;
  • наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;
  • уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;
  • деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

       Можно выделить ряд основных  направлений формирования инвестиционной  политики и ее реализации на  региональном уровне:

  • формирование благоприятного инвестиционного климата;
  • поиск источников финансирования структурных преобразований;
  • повышение роли собственных источников финансирования предприятиями инвестиционных проектов;
  • усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;
  • снижение инвестиционных рисков и т.д.

     Немаловажное  значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических  условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.26

     Управление  в масштабах региона - это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске  процессов, функционирование которых  дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.

     Инвестиционный  процесс должен быть ориентирован на решение стратегических задач, создание необходимых для этого предпосылок. Он обеспечивает поглощение финансовых ресурсов, накопление капитала; благодаря нему создается фундамент для увеличения масштабов производства, улучшения его качественных характеристик, повышения конкурентоспособности. Инвестиционный процесс становится базисом, а затем и «двигателем» экономического роста.27

     Благополучное развитие России связано с расширением  притока инвестиций в экономику  регионов. В настоящее время перед органами государственной власти регионов стоит первоочередная задача осуществлять плавный переход от концепции "тяжелого роста" к концепции "разумного роста" ("точечного"), которая предусматривает реализацию, в первую очередь, высокоэффективных проектов, прежде всего, в отраслях высоких технологий.

     В регионах существует политическая возможность  и экономическая необходимость  в определении направлений использования  своих экономических ресурсов, а  также создании условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, посредством формирования согласованной системы мер в законодательной, финансовой, налоговой сферах.28 

 

      Рисунок 1

     Структура формирования инвестиций в основной капитал в 2009 г. (в % к общему объёму инвестиций) 29

 

     Согласно  данной диаграмме формирование инвестиций в основной капитал в регионе  имеет несбалансированную структуру, где большая часть инвестиций (около 80%) приходится на крупные и средние организации. Менее 10% занимают неформальная деятельность и субъекты малого предпринимательства. 5% вложений в основной капитал связано с индивидуальным жилищным строительством. Перевес в сторону крупных и средних предприятий имеет естественное объяснение. Основным положением того, что инвесторы вкладывают свой капитал в крупные действующие объекты − это экономическая целесообразность. В условиях стихийно развивающегося рынка они стремятся исключить угрозу провала и свести к минимуму риск. Субъекты малого предпринимательства не делают долгосрочных вложений, их деятельность связана с получением прибыли в самые краткие сроки, поэтому доля их участия в формировании структуры инвестиций в основной капитал низка. Индивидуальное жилищное строительство также нельзя рассматривать как отдельное направление для вложения средств.

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области