Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     В этих условиях многие иностранные инвесторы  сталкиваются с выбором: взять на себя основное бремя расходов или  совсем отказаться от инвестиций. Возможность  участия в компании в качестве меньшинства часто просто не рассматривается. Более эффективная законодательная защита меньшинства, например, посредством четкой формулировки и реализации права на получение информации, позволила бы существенно улучшить инвестиционный климат и увеличить приток иностранного капитала.

     Другие  препятствия инвестициям:

     В РФ весьма незначительны возможности  выполнения кредитных требований. Допустимость передачи права собственности на обеспечение сомнительна.

     Оговорка  этого права в соответствии со статьей 451 ГК РФ принципиально возможна, однако трудно реализуема на практике в силу слабости судебно-исполнительной системы и уголовного законодательства.

     Особенно  проблематичным представляется то, что  иски и требования кредиторов в случае объявления должника несостоятельным считаются третьестепенными, т.е. сначала обслуживаются требования сотрудников.

     Иностранный инвестор встречает трудности и  в других сферах экономики – банковском деле, деятельности страховых компаний, сертификации продукции и услуг, сделках с недвижимостью.

     Нестабильное  состояние законов, регулирующих страховой  рынок, препятствует более динамичному  развитию этого сегмента рынка. Кроме  того, 49%-е ограничение иностранного участия в российских страховых  обществах будет препятствовать во многих случаях эффективному контролю зарубежными инвесторами деятельности управленческого персонала и представляет для них слишком большой инвестиционный риск.

     Четкая  правовая система позволила бы убрать многие препятствия на пути иностранных  капиталов в Россию.

     Прямые  методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности включают в себя законодательную защиту отечественных  товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, так же нормативно-правовое регулирование.

     Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.

     В соответствии со ст.14 закона РСФСР «Об  инвестиционной деятельности» государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Такая формулировка не должна вызывать разночтений и способствовать доверию инвесторов к государству.

     Но законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «… в случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования».

     Принимая  такие акты, законодатель допускает нарушение ст. 5 данного Закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности. Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов, противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению текста ст. 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут ступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав, а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.23

     В части 2 ст. 15 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно сказать, что допущение применения национализации к инвестициям оттолкнет инвесторов.

     Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

     1) установочную (целеполагающую);

     2) мобилизующую;

     3) стимулирующую;

     4) контролирующую.

     Установочная  функция государства заключается  в определении стратегических целей  и приоритетов, в постановке задач  инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

     Мобилизующая  функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

     Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение  ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

     Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

     В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

     Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

     1) постановку долговременных целей  и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

     2) определение основных источников  и резервов долговременных вложений;

     3) обоснование направлений и способов  использования инвестиций (направлений  достижения целей).

     Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

     1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

     2) ориентируется на поиск специфических,  наиболее эффективных решений  каждой отдельно взятой стратегической задачи;

     3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

     В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

     Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в ст. 16 Закона «Об  инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной статьи гласит: «При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами». В части 2 говорится следующее: «Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности».24

     Инвестиционная  деятельность, как и любой другой экономический процесс, осуществляется в определенном правовом пространстве, которое может либо стимулировать  инвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки зрения инвестиционной деятельности, наиболее важными областями законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставление лицензий на занятие различными видами экономической деятельности. Необходимо четко определить и должным образом гарантировать права собственности.

     Необходимо  сокращение количества видов деятельности, для занятия которыми необходимо получить разрешение, а также упрощения  порядка получения лицензий. В  настоящий момент в России предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, в результате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны, чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для экономического роста. Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности.

     Экономическое законодательство должно отличаться устойчивостью  и стимулировать экономический  рост и стабильность. Страны, переживающие переходный период, сталкиваются с необходимостью создания четкой правовой структуры, удовлетворяющей новым экономическим условиям. Чрезвычайно важно разработать высококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Однако не менее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением законов.

     Таким образом, государственное регулирование  инвестиционной деятельности включает в себя прямые и косвенные методы регулирования. Первые связаны с нормативно-правовым регулированием и администрированием, а вторые – с бюджетной и налоговой политикой. Рассмотренные методы имеют свои особенности в каждом регионе. Переходим к анализу особенностей инвестиционной деятельности в Астраханской области. 

 

      ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 

     2.1 Условия инвестиционной деятельности 

     Инвестиционная  политика в каждом регионе имеет  свои особенности. Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

     Чтобы дать общую характеристику инвестиционных возможностей необходимо рассмотреть инвестиционные особенности Астраханской области:

     В инвестиционном рейтинге регионов область  занимает 60-е место по инвестиционному  риску и 52-е по инвестиционному  потенциалу.

     Конкурентные  преимущества Астраханской области  по инвестиционной привлекательности  базируются на следующих показателях:

  • расположение на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией. обладает развитой транспортной инфраструктурой и многоотраслевым хозяйственным комплексом, этому способствует рост транзитных транспортных потоков через территорию региона и интеграция Астраханской области в международный транспортный коридор «Север-Юг», соединяющий Индию с Северной Европой;
  • континентальная часть Астраханской области и прилегающая акватория Каспийского моря содержат большие запасы нефти и газа, разработка которых ведется при международном сотрудничестве;

     Основными полезными ископаемыми области  являются нефть, газ и газовый  конденсат, разведанные на территории Астраханской области и континентальном шельфе российского сектора Каспийского моря, а также сера, соль, гипс, бром -, йодо - и кремний содержащие ископаемые, пресные подземные и минеральные воды. Ресурсы углеводородного сырья месторождений на суше составляют 130 млн. тонн нефти, 7500 млрд. куб. м. газа и 1200 млн. т. газового конденсата. Только по газу в Астраханской области сконцентрировано около 90% всех запасов Южного федерального округа России, при этом степень выработанности месторождений - чуть более 3 процентов. Астраханское газоконденсатное месторождение является одним из крупнейших в европейской части России. В настоящее время прикаспийский регион приобретает для России все возрастающее значение в связи с имеющимися ресурсами нефти и газа.

  • наличие уникального Баскунчакского месторождения поваренной соли, которое является основной базой добычи пищевой и технической соли в России;

     На  территории области расположено  уникальное соленое озеро Баскунчак. Баскунчакское месторождение поваренной соли разрабатывается более 100 лет. Добыча соли здесь ведется открытым способом и при существующих годовых объемах добычи 1500-1700 тыс. тонн обеспечено ресурсами как минимум еще на 36 лет. Месторождение служит основной базой добычи пищевой и технической соли в России.

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области