Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     Вмешательство государства должно отвечать интересам  всех слоев общества, для того чтобы  достичь наиболее эффективного общественного  производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.16

     Реализация  инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

     Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок.

     Основными направлениями инновационной деятельности в России является топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и сфера наукоёмкого производства.

     ТЭК - капиталоемкий народнохозяйственный комплекс, который выступает в двух противоположных качествах: как фактор усиления (или локомотив) и одновременно как фактор сдерживания (или тормоз) экономического роста страны. Успешное функционирование ТЭК по сравнению с другими отраслями российской экономики создает иллюзию его долгосрочного и устойчивого благополучия и делает комплекс постоянным и основным донором бюджета. Однако необходимо признать, что сегодня ТЭК работает в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая «запас прочности», обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды всех отраслей ТЭК по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. Влияние предыдущих затрат может закончиться очень скоро (подходит к концу период получения эффекта от осуществленных ранее инвестиций), и существует опасность обвала старых фондов. В условиях истощения производственного потенциала ТЭК на первый план выходят решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в отраслях, формирование благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций, стимулирующих экономический рост внутри ТЭК.

     Основной  проблемой ТЭК сегодня является нехватка инвестиций. Необходимо создать  для инвесторов более привлекательные условия вложения капитала на российском рынке, чем a странах, являющихся основными конкурентами России в борьбе за инвестиции. Государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Но сегодня так вопрос и не ставится. Государство должно обеспечить условия, при которых компании ТЭК окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие притоку инвестиций в ТЭК страны, поскольку само государство их и установило. 

     Таблица 2

     Оценка  Минэкономики России потребности ТЭК  в инвестициях за счет всех источников финансирования, млрд. долл.17

Отрасли ТЭК 1999г. 2000г. 2000-2005гг. 2006-2010гг. 2011-2015гг. Всего за 2001-2015гг.
Нефтедобывающая промышленность 1,8 2,2 15,0 27,0 40,0 82,0
Нефтеперерабатывающая промышленность 0,2 0,2 1,5 2,5 2,8 6,8
Транспорт нефти и нефтепродуктов 0,2 0,6 3,5 4,0 5,0 12,5
Газовая промышленность 2,5 4,4 17,0 21,5 29,0 67,5
Угольная  промышленность 0,2 0,2 1,1 2,1 2,6 5,8
Электроэнергетика

Традиционная

Атомная

1,2

1,1

0,1

1,1

1,0

0,1

6,6

4,7

1,9

11,7

8,8

2,9

21,9

13,5

8,4

49,2

27,0

13,2

ИТОГО ТЭК 6,1 8,7 44,7 68,8 101,3 214,8
 

     По  данным таблицы можно сделать  прогноз, что большая часть инвестиции будет вложена в нефтедобывающую  промышленность, а также в газовую  промышленность и электроэнергетику. Такие отрасли как нефтепереработка и транспорт нефти являются менее привлекательными для инвестиции, что связано со значительными материальными затратами. По расчетам Минэкономики России общая сумма инвестиций в ТЭК за 2000—2015 гг. может составить 200- 215 млрд. долл. Среднегодовой их объем за это время может увеличиться в 3 раза (таб. 2).

     Основным  источником этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего объема инвестиций в основной капитал ТЭК. Чрезвычайно высокая доля собственных средств в структуре инвестиций свидетельствует о вынужденной нацеленности инвестиционных программ компаний ТЭК на решение текущих задач, а низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

     Следующим направлением государственного регулирования  инвестиционной деятельности выступает  отрасли наукоёмкого производства.

     Для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств предприятий потребуется пересмотр налоговой и ценовой политики государства, несмотря на всю остроту стоящих перед государством текущих бюджетных проблем. Повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую очередь — институциональных, т.е. зависящих от механизма и институтов принятия решений государством) есть необходимый элемент повышения инвестиционной привлекательности России и ее ТЭК.

     Одной из важнейших задач развития государственной  экономики, решаемой федеральными органами исполнительной власти, является обеспечение  кардинального повышения конкурентоспособности  отечественных производств. Главной  причиной низкой конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке наукоемкой продукции является застарелая болезнь советской экономики - невосприимчивость к инновациям, негибкое реагирование на рыночную ситуацию, несмотря на то, что российские научные разработки зачастую превосходят зарубежные аналоги или не имеют их вовсе.

     Создание  благоприятных условий для развития инновационных процессов - забота органов  государственной власти. Без сильной  целенаправленной государственной  политики в области инновационной  деятельности добиться коренного перелома в повышении конкурентоспособности отечественных производств невозможно. Налоговая и таможенная системы, законодательное обеспечение охраны и защиты, право на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса - ученых и разработчиков, производителей и инвесторов - высокие мотивации в быстром достижении коммерческого успеха.

     Созданная с активной государственной поддержкой инновационная инфраструктура - инновационно-технологические  центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, информационные системы, фонды поддержки инноваций, в том числе венчурные, развитая система подготовки и повышения квалификации специалистов в области менеджмента - позволяет расширить масштабы инновационных процессов, вовлекая в них все новых и новых участников.18

     Одним из стратегических направлений структурного оздоровления российской экономики  является развитие предпринимательства  в научно-технической и производственной сферах. Важнейшим звеном предпринимательского сектора являются малые предприятия. Обладая гибкостью и мобильностью, они быстро реагируют на потребности рынка, обновляя или создавая в короткие сроки конкурентоспособную продукцию. Таким образом, они становятся необходимым элементом технологии продвижения результатов научных исследований и разработок в производство. Существенно более высокие экономические показатели достигаются в инновационно-промышленных комплексах (ИПК), где успешно действующие малые предприятия организационно и финансово интегрируются с крупным производством с целью полномасштабного освоения новой продукции.

     Широкомасштабное  развитие инновационных процессов  нереализуемо без привлечения значительных внебюджетных финансовых средств в  инновационные проекты. Известные  особенности российского финансового рынка потребовали разработки специального механизма привлечения частного капитала в область высоких технологий. Основной смысл этого механизма заключается в отборе разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал, и долевом способе финансирования инновационного проекта.

     Без выявления тенденций развития рынка  технологий по отраслям и регионам невозможно определение перспективных  направлений развития инновационной  сферы. Чтобы иметь возможность  отстаивать интересы отечественных  товаропроизводителей, необходимо постоянно наблюдать динамику изменения потребностей в отраслях экономики. Это позволит оказывать своевременную и адресную государственную поддержку перспективным проектам, имеющим потенциал к широкому внедрению в производство.

     Таким образом, было рассмотрено основное содержание понятия государственное регулирование инвестиционной политики, её структуру, нормативно-правовую базу, а так же основные направления деятельности инвестиционной политики. Характеристика теоретических основ государственной инвестиционной политики будет неполной без разъяснения методов регулирования инвестиционных процессов. 

     1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов 

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

     Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг.

     Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

     Таблица 3

     Основные  формы государственного регулирования  инвестиционной деятельности

       

     

       
 

       
 
 

     Сущность  форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем:

     1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области