Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

     Большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации. Одним из решающих условий развития российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух основных принципов: прямого участия в  инвестициях; косвенного участия в инвестициях, т.е. создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Прямое участие в инвестициях должно осуществляться по принципу: основная часть федеральных средств должна идти на поддержку фундаментальных программ, определяющих решение первоочередных задач стабилизации экономики, затрагивающих те сферы и отрасли экономики, которые не станет финансировать частный инвестор. Инвестиционной поддержки государства требуют также производства и предприятия, реализующие эффективные программы реконструкции на базе прогрессивных технологий.

     Государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

     Функции государственной легализации и  регистрации инвестиций и субъектов  инвестиционной деятельности возложены  одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Российский фонд федерального имущества, Государственный таможенный комитет и ряд других федеральных и региональных органов.

     Разработкой инвестиционной политики занимается Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства, который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом и в области государственно-частного партнерства.

     Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности. Она регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами.

     По  форме и юридической силе:

  • законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
  • акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
  • правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

     По  характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

  • административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
  • гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

     Действующие законодательные и подзаконные  акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

     В первую группу входят так называемые комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.

     К таким актам относятся:

     1. Гражданский кодекс РФ. Законодательные акты в сфере приватизации. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах».

     2. Система отраслевых актов налогового законодательства.

     «О внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», Закон «О недрах». Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, а также некоторые другие законодательные акты.

     3. Правовые акты Президента РФ (например, Указы «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» и др.).

     4. Правовые акты Правительства РФ (например, постановления о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах и т.д.), некоторые акты Центрального банка РФ и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

     Вторую  группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и  подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в РФ.

     К таким актам относятся, прежде всего, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях, о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства РФ (например, постановления «Об утверждении Положения о порядке инвестициями для собственных нужд» и др.) и отдельные ведомственные заключения и реализации инвестиционных соглашений», «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.

     Основу  российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

  • Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
  • Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.(в ред. ФЗ от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 №169)
  • Закон РФ «О соглашениях, о разделе продукции» от 30.12 1995.
  • Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
  • Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
  • Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
  • Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 ( в ред. от 20.08.1997).

     Регулирование на национальном, внутригосударственном  уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому  наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров (Сеульская Конвенция от 11.10.1985г. об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г).

     Инвестиции  затрагивают самые глубинные  основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В сложившейся  ситуации инвестиции выступают важнейшим  средством обеспечения условий  выхода России из состояния экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических преобразований.

     Ключевая  задача инвестиционной политики заключается  в том, чтобы адаптировать современную  модель инвестиционного процесса к  конкретным условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние принципы самоорганизации, формирующейся рыночной экономики явно недостаточны для решения возникающих перед ней проблем. Одна из них — мобилизация внебюджетных источников инвестиционного финансирования, за счет которых в развитых странах обеспечивается значительная часть производственных инвестиции.15

     Создание  в России благоприятного инвестиционного  климата, построение эффективной модели функционирования финансовых рынков, обеспечение условий для трансформации сбережений в инвестиции и притока капиталов в реальный сектор экономики должны рассматриваться, как те слагаемые, которые позволят переломить негативные тенденции в развитии экономики России.

     Основные  направления государственной инвестиционной политики включают:

     проведение  децентрализации инвестиционного  процесса, перенос центра тяжести  на частные инвестиции, использование  прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

     переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;

     усиление  государственного контроля за целевым  расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;

     сохранение  роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;

     использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся  проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;

     стимулирование  частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной  базы, предоставление гарантий и страхование  инвестиций.

     Инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.

     Функционирование  хозяйственного комплекса страны немыслимо  без реализации производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

     Государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской  деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков. Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области