Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа
Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Ключевым объектом развития на этой фазе становятся системы управления. Основной сдвиг происходит от управления отраслями – к кластерам, инфраструктурам обеспечения жизнедеятельности (с преобладанием экономики услуг над экономикой товаров), а также к параметрам развития человеческого и социального капитала в регионе.
Этап предполагает значительное усиление роли и влияния города Астрахани в регионе – за счет создания активной городской среды, включающей:
Основные итоги реализации настоящей стратегии социально-экономического развития:
В
результате реализации
стратегии планируется
качественный рост ряда
экономических показателей,
в том числе в области
добычи и транспортировки
газа; в транспортном
секторе, который становится
одним из определяющих
для экономики области;
в судостроении; в традиционном
для региона агропромышленного
комплекса и др.
Таблица 5
Индексы приоритетных секторов экономики до 2015 года (в %)
2008 | 2011 | 2015 | |
Газовый сектор | 199 | 266 | 355 |
Объемы транспортных перевозок | 230 | 335 | 477 |
Судостроение и сервис нефтегазового сектора | 328 | 397 | 489 |
Рыбохозяйственный комплекс | 159 | 296 | 478 |
Аграрный сектор | 150 | 168 | 193 |
Туристский сектор | 241 | 450 | 832 |
Данные таблицы приведены с сайта Министерства Экономического Развития Астраханской области и содержат прогноз развития приоритетных направлений экономики. Действительно, можно проследить динамику развития отдельных отраслей. Но данный прогноз является смелым и не учитывает реальной ситуации, сложившейся в регионе. Существование ряда острых проблем, в каждой отрасли, может отсрочить её развитие на неопределенный период. То положение дел, которое на данный момент существует в отраслях, не позволяет делать столь оптимистичные прогнозы.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением экономики до 2015 г. будет являться туризм, по сравнению с 2008 г. вложения вырастут в 3раза, что позволит превратить регион в туристический центр. Статистика и экспертные оценки показывают, что на территории области осуществляют деятельность около 500 субъектов турбизнеса. Из них только чуть более 100 имеют лицензии «легальных» рыболовно-охотничьих баз и туристических агентов. Обследования сектора показывают, что в данный момент никто из существующих «игроков» не заинтересован в развитии новых туристических продуктов. Еще целый ряд как субъективных (преобладание «теневых» услуг, низкая культура производства), так и объективных причин (неразвитость туристической, транспортной и прочей сервисной инфраструктуры, конфликт за ресурс с рыбной отраслью) сдерживает развитие туристического сектора в области. Более того, согласно экспертным оценкам, к 2020 году риск истощения рыбных ресурсов может весьма негативно сказаться на состоянии туризма. Экологическая нагрузка от деятельности туроператоров и пребывания туристов на многих участках дельты Волги уже является предельной.
Следующее место в рейтинге приоритетных направлений занимает судостроение и сервис нефтегазового сектора. Добыча углеводородов, несмотря на их большие запасы (2,6 трлн. куб. м газа) и на рост добычи в 90-х годах, сдерживается целым рядом неблагоприятных обстоятельств. Во-первых, особенностями состава углеводородов и технологической сложностью их переработки. Во-вторых, добыча газа и нефти осуществляется двумя структурами – «ООО «Астраханьгазпром» и ТПП «Астраханьморнефтегаз» филиал ООО Лукойл-Нижневолжскнефть». Следовательно, сектор поставлен в зависимость от их инвестиционных планов и открытия доступа «к трубе». Известно, что ни для «Газпрома», ни для «Лукойла» развитие нефтегазового и нефтегазохимического сектора области не является приоритетом первой очереди, а корпоративная политика данных компаний (прежде всего, в сфере транспортных инфраструктур) препятствует приходу в область новых инвесторов. Добыча углеводородов, несмотря на их большие запасы (2,6 трлн. куб. м газа) и на рост добычи в 90-х годах, сдерживается целым рядом неблагоприятных обстоятельств.
Что касается объёмов транспортных перевозок, то и в этой сфере ожидается значительный рост. Астраханский воднотранспортный узел (АВТУ) является обустроенным пунктом для обслуживания и перевалки масштабных транзитных грузопотоков. АВТУ включает в себя порты Астрахань, Оля и Бузан-порт. Всего в Астраханской области на территории этих портов работают 20 стивидорных компаний, из них 18 специализируются на перевалке сухих грузов и 2 – на наливных грузах. Модернизируются железнодорожные станции Аксарайская-1 и Аксарайская-2, через которые к тому же идет постоянно растущий поток грузов на Казахстан. Но будучи весьма перспективным в силу особенностей географического положения для развития транспорта (пассажирский транспорт – 1,9% ВРП, грузовой – 12,1%), Астраханский регион так и не стал территорией размещения крупного транспортного узла. Более того, конкуренция в сфере перевозок по направлению МТК «Север-Юг» постоянно возрастает. Растет объем морских перевозок традиционными путями (через Суэц) и по новому транспортному коридору TRACECA, поддерживаемому ЕС. В целом, рост объемов транспортных перевозок в области до сих пор является неустойчивым.
Агропромышленный комплекс занимает самое последнее место в таблице. Вложения в сельское хозяйство не сравнятся ни с судостроением, ни с рыбохозяйственным комплексом. Без коренной технологической модернизации нельзя ожидать быстрого роста в сельском хозяйстве. Площадь земель с регулярным орошением в области составляла 222,5 тыс. га, из них используется около 70 тыс. Более 68% орошаемых земель непригодны из-за неудовлетворительного состояния: утраты надежности оросительной сбросной сети, засоленности, заболачивания и нуждаются в проведении неотложных работ по реконструкции. Восстановление интенсивного овощеводства в настоящее время требует огромных вложений на реконструкцию ирригационной системы, кроме того нужна институциональная реформа в системе прав собственности на ирригационные сети и в системе распределения водных ресурсов. Область существенным образом проигрывает другим регионам Юга России (в первую очередь, Краснодарскому и Ставропольскому краю) с точки зрения привлекательности инвестиций.
В регионе сложилась непростая ситуация, которая требует принятия конкретных решений по улучшению инвестиционного климата.
В кризисной ситуации, когда платежеспособный спрос минимален, важнейшим вопросом является определение отраслевой структуры инвестиций. В этой связи достаточно эффективным является вложение средств в те производства, где спрос стабилен. Прежде всего, он может быть связан с первоочередными потребностями населения. Развитие приоритетных сфер можно обеспечить, опираясь на естественное назначение хозяйства – создание жизненных условий для населения. Например, автоматически ассигновывать большие бюджетные средства в сельское хозяйство, где при бесконтрольности значительная их часть не доходит до конечной цели; нужно поддерживать конкретных производителей и переработчиков продовольствия независимо от вида и формы их организации (частные или государственные, индивидуальные или коллективные). Поставщики продовольствия через систему заказов сами определят и востребуют те сегменты сельского хозяйства, которые необходимы и имеют перспективу. Структура личного потребления определяет направленность действий: поддерживать те производства, спрос на продукцию которых значителен и где оборот капитала не продолжителен. Эти народнохозяйственные звенья – самые экономные по затратам и результативные по эффективности. Они служат естественной базой для прогресса производительных сил.
Отрасли, характеризующиеся активным инвестированием (транспорт, торговли и общественное питание), будучи досрочно стабильными, нуждаются преимущественно в косвенном регулировании.
Приоритетной задачей является достижение устойчивого роста сильных и органично развивающихся отраслей промышленности путем включения их проектов в различные федеральные программы и привлечения крупных внешних инвесторов. Депрессивные же отрасли промышленности, важные для жизнеобеспечения региона и имеющие экспортный потенциал требуют первоочередной поддержки из бюджета.
Кроме того, определение региональных инвестиционных приоритетов должно исходить из оценки критериев инвестиционной привлекательности районов. При этом для каждого района области должен быть выделен свой блок инвестиционных приоритетов, удовлетворяющих следующим требованиям: направленность на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня риска, поддержание отраслей специализации района.
Таким образом, для обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе необходимо создание трехуровневой системы формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которых необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.
В настоящее время практически в каждом регионе России приняты те или иные программы по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, а порой даже конкретные льготы и гарантии частным инвесторам. Вместе с тем, эффективность этих полезных для любого инвестора декларированных принципов по привлечению инвестиций зависит от их практического применения теми или иными организационными структурами.
Разработка
программы обусловлена
В ходе разработки программы необходимо учесть заявки и предложения структурных подразделений администрации области.
Основной целью программы является создание инвестиционной привлекательности региона, чтобы в его экономику пошли инвестиции и прежде всего частные и иностранные. Для достижения этой цели в программе предусматривается решение следующих задач: