Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     ФЦП «Культура России».

     Забота  о сохранении и развитии культурных ценностей и традиций - неотъемлемая часть государственной социальной политики в регионах страны. Вместе с тем, материальная база учреждений культуры и искусства области (около 40%) находится в неудовлетворительном состоянии и требует неотложных мер по реконструкции и новому строительству.

     В этой связи, в рамках программы на территории области с привлечением средств федерального бюджета осуществляются работы по реконструкции областного дворца бракосочетания, восстановлению Астраханского кремля, городища Сарай-Бату, дома купца Тетюшинова, костела, противоаварийные работы по кровли здания консерватории, работы по реконструкции исторических памятников "Калмыцкий Хурул" 1818 г. "(с. Речное, Харабалинский район) и "Дом прапорщицы Петровой" (ул. Красная Набережная, 24).

     ФЦП «Старшее поколение»

     За  последние годы в Астраханской области  отмечается ухудшение показателей  физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг пожилым людям. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей. В рамках данной программы в текущем году с привлечением средств федерального бюджета ведется строительство в г. Нариманов дома-интерната для престарелых.

     Дальнейшее  развитие получит жилищное строительство. В данной отрасли за 2006-2008 годы инвестиции увеличились в 2,8 раза. Основной объем  финансирования составили средства населения и долгосрочные кредиты. Продолжается реализация программы по сокращению ветхого и аварийного жилья. Средства федерального и областного бюджетов направляются на строительство жилья льготным категориям граждан.

     В 2009 году на территории области за счет всех источников финансирования освоено 63091,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал или 89,2% к уровню 2008 года. Крупными и средними организациями освоено 46116,9 млн. рублей, что на 15% меньше, чем в 2008 году.

     Наблюдается увеличение капитальных вложений, направленных на развитие сельского хозяйства (на 8,1% выше уровня 2008 года), добычи полезных ископаемых (на 2,6 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,3%). Незначительно сократились инвестиции, направленные в 2009 году в рыболовство и рыбоводство (99% к уровню 2008 года), строительство (98,3%) , государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования (93,8%). Уменьшились средства, направляемые на развитие обрабатывающих производств (89,4% к уровню 2008 года), торговли (49,8%), гостиниц и ресторанов (57,1%), транспорта и связи (49,9%), финансовой деятельности (82,8%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (52,9%), образования (59,4%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (68,3%), предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (32%). Структура инвестиций в основной капитал без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности по видам экономической деятельности показывает, что основная их доля была направлена на добычу полезных ископаемых (51,7% против 36,2% в январе-декабре 2008 года), транспорт и связь (20,4% против 31,0%), на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (7,7% против 10%).

     Таким образом, можно отметить, что региональная политика в области инвестиционной деятельности приносит с результаты. Для дальнейшего решения задач  инвестиционной поддержки малого бизнеса  и предпринимательства в области  представляется необходимым реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее: во первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства; во вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест; в-третьих,- развертывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников; в-четвертых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям; в-пятых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке. Низкая степень развития рыночной инфраструктуры не позволяет широко использовать в качестве источников инвестиций в области долгосрочные кредиты, средства негосударственных пенсионных фондов, сбережения населения.

     Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в  первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые "точки роста" позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

     Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала региона.  

 

      ГЛАВА3. CТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 

     3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности 

     Основу  совершенствования региональной инвестиционной политики в Астраханской области  составляет системный подход к решению  данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.

     Проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей Астраханской области, пришли к следующему, что регион обладает В современных условиях все большую актуальность приобретает выбор направлений эффективного вложения средств. Важность выявления региональных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском и мировом рынках. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.

     В этой связи в целях совершенствования  регионального управления инвестиционной деятельностью выделяются инвестиционные приоритеты, то есть совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися  предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в определенные объекты и проекты, цель которых – обеспечение достижения стратегических целей и эффективное повышение конкурентных преимуществ региона.

     При определении инвестиционных приоритетов  региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона не представляется возможным. В этих условиях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которого должны стать сокращение их общего количества и ориентация на получение максимального социально-экономического эффекта.

     В этой связи рассмотрим позицию А.Е. Бусыгина, выделяющего три основных направления формирования новой структуры экономики, отвечающей перспективам перехода к ее устойчивому росту:

  • идентификация «точек роста» и выделение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств; критериями отнесения к «точкам роста» являются способность формирования «секторов роста», содействие развитию социальной сферы и повышению уровня жизни населения, увеличение рабочих мест внутри региона, экспортная ориентация и обеспечение импорто-замещения, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение экологической обстановки;
  • оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах, формируемых на основе учета государственных нужд и программ федерального, регионального и местного уровней управления и формирование системы государственных закупок;
  • реализация системы плановых проектов и программ (научных инновационных производственных), базирующихся на результатах анализа;
  • перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.

     Отмеченные  направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы в российских регионах с учетом сложившихся  социально-экономических условий  и особенностей их развития.

     В целях определения приоритетных направлений инвестирования представляется актуальной разработка методологических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.

     Инвестиционные приоритеты региона (отраслевые и территориальные) должны вытекать из общей стратегии его социально-экономического развития. В ближайшие годы в Астраханской области планируется реализовать следующие инвестиционные проекты (приложение 2).

     В 2009-2011гг. стратегия развития региона предусматривает интенсивное формирование региональных кластеров на базе: агропромышленного комплекса (в тесной кооперации и специализации с другими регионами Юга России); туристической индустрии (в партнерстве с АПК и рыбным хозяйством) и машинно-транспортного комплекса «Север – Юг» (при условии налаженных информационных и политических контактов с другими странами Каспия).

     Структурообразующим фактором по-прежнему является формирование среды города Астрахани, с акцентом на создание торгово-транспортного центра. В рамках стратегии развития региона предусматривается:

     1. Формирование на Каспии российского центра культурного, экономического и политического влияния. Основными проектными направлениями являются выдвижение международных российских инициатив на Каспии (по развитию транспортного коридора «Север-Юг», экологических, в области охраны и воспроизводства рыбных ресурсов Каспия) и развитие в г. Астрахани не менее одного инновационного ВУЗа.

     2. МТК «Север – Юг» основное проектное направление − развитие транспортных инфраструктур между Казахстаном и Россией, а также Южной, Восточной и Центральной Европой.

     3. Модернизация агропромышленного комплекса, создание конкурентоспособного сельскохозяйственного кластера. В задачи по реализации данного направления входят реализация политики развития агропромышленного кластера и привлечение в область агропромышленных холдингов;

     4. Создание туристического кластера. Проект включает в себя следующие пункты: импорт мировых стандартов качества и доведение качества услуг до мирового уровня; экспансия на мировой рынок туристических услуг, переход к регулярному проведению международных событийных мероприятий, включая чемпионаты мира по рыбалке, фестивали и т.д.;

     5. Рыбный комплекс и аквакультура

     Проектными  направлениями выступают реализация проектов в сфере аквакультуры (разведение осетровых и получение икры в искусственных условиях; промышленное производство комбикормовые заводы) под цели выхода на новые рынки и формирования туристического кластера; создание устойчивой технологической базы воспроизводства биоресурсов.

     6. Развитие городской среды (г. Астрахань)

     В этот проект входят такие положения  как: создание деловых и развлекательных кварталов; формирование делового и досугового центра городской агломерации; развитие рынка жилья и офисных помещений с инфраструктурой; создание рынка земли и новых схем финансирования жилищного строительства; модернизация образовательной системы в увязке с целями регионального развития.

     Развитие  региона на 2010-2015 гг. предполагает создание устойчивой неоиндустриальной системы  в Волго-Каспийском бассейне, параллельно с процессом формирования гуманитарных инфраструктур – современного университета, международного конгресс – туризма, сети индустрий на базе малых городов в Астраханской агломерации.

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области