Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:
 проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
 определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России
1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов
Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области
2.1 Направления инвестиционной деятельности
2.2 Условия инвестиционной деятельности
Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области
3.1 Прогнозирование направлений инвестиционной деятельности
3.2 Предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Роль органов гос власти в инвестиционной политике АО.doc

— 511.50 Кб (Скачать)

     Астраханский Государственный Университет 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     по  дисциплине политический анализ 

     на  тему: 

     «Регулирование  органами государственной власти

     инвестиционной  деятельности в Астраханской области» 
 

Выполнили

студенты ПЛ 31

Алабердеева С.Р

Саликов Д.Ю

Шарапова  А.И

Якудаева  К.Р 
 
 
 

     Астрахань 2010г.

 

      Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации

1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России

1.2 Методы государственного регулирования инвестиционных процессов

Глава 2. Особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области

2.1 Направления инвестиционной деятельности

2.2 Условия инвестиционной деятельности

Глава 3. Стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области

3.1 Прогнозирование  направлений инвестиционной деятельности

3.2 Предложения  по совершенствованию инвестиционной  деятельности

Заключение

Список  литературы

Приложения 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В последние годы в России происходят социально-экономические преобразования, которые обуславливают необходимость  изменения роли государства в регулировании инвестиционной деятельности. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа государственного регулирования и формирование новой концепции влияния государства на инвестиционную активность. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов, соответствующих объективным законам рыночного хозяйства. Разработка новой концепции государственного регулирования инвестиционной активности определяет возможность обеспечения устойчивого экономического развития и достижения необходимых темпов роста экономики России. Особенности экономического развития регионов России определяют степень их инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов. Экономический интерес к вложению средств в инвестиционные проекты на территории России непосредственно связан с уровнем развития различных подсистем регионального хозяйства. Одним из важных условий принятия решения об инвестировании является благоприятная инвестиционная среда в регионе, формирование которой осуществляется при поддержке государства.

     Значимость  государственного регулирования инвестиционных процессов определяется тем, что  управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования экономического, политического и социального потенциала России, повышения его эффективности, проведения действенной социальной политики. Актуальной задачей становится изучение и обоснование новых форм и методов государственного регулирования инвестиционных процессов. Состояние и особенности экономического развития регионов России определяют степень их инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов. Экономический интерес к вложению средств в инвестиционные проекты на территории России непосредственно связан с уровнем развития регионального хозяйства. Одним из важных условий принятия решения об инвестировании является благоприятная инвестиционная среда в регионе, формирование которой осуществляется при поддержке государства. Несмотря на многочисленные экономические проблемы, существующие в Российской Федерации на данный момент, многие регионы располагают значительным инвестиционным потенциалом, который может быть успешно реализован при поддержке целенаправленного государственного регулирования. Необходимо теоретическое обоснование концепции и условий реализации стратегии регионального развития, что позволит повысить эффективность работы по привлечению реальных инвестиций в регионы РФ.

     В рамках темы исследования представляется интересным и актуальным теоретический  анализ принципов инвестиционной специфики  региона, который проведен в данной работе на примере Астраханской области  как региона с относительно большим  инвестиционным потенциалом и инвестиционными возможностями. Это позволяет не только выявить противоречия и тенденции сложившихся способов осуществления инвестиционного процесса, но и предложить пути решения проблем при помощи различных механизмов государственного регулирования экономики. Целью написания работы является разработка теоретических основ и стратегических направлений государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах России. Для достижения поставленной цели основное внимание уделялось решению следующих задач:

  • проанализировать основные направления государственной инвестиционной политики;
  • определить методы государственного регулирования инвестиционных процессов;
  • выделить основные направления инвестиционной деятельности в Астраханской области;
  • изучить условия инвестиционной деятельности в регионе;
  • внести предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности
  • сделать прогноз основных направлений инвестиционной деятельности в регионе.

     Объектом  исследования является развитие инвестиционной деятельности в России. Предметом исследования выступает процесс государственного регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне (на примере Астраханской области).

     Изучение  основ инвестиционной деятельности приобретает актуальность в 1990х  гг. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности изучали такие авторы, как: Вахрин П.И. − доктор экономических наук, занимался проблемами инвестирования1; Иванов Г.И. − экономист, выделяет приоритетные отрасли для вложения инвестиций2, Колмыкова Т.С. в своей работе большое внимание уделяет раскрытию понятий инвестиции и инвестиционная деятельность3.

     В следующий блок можно объединить авторов, таких как Алиев У.И.4, Идрисов А.Б.5 и Кравченко Н.А.6 Их работы имеют экономическую окраску и занимаются практическими вопросами реализации инвестиционной деятельности.

     В 2000-х гг. появляется ряд работ, которые  наделяют инвестиционную деятельность совершенно иным смыслом. Абрамов А.И.7 и Дрогобуцкий И.Н.8, рассматривают инвестиционный процесс как деятельность, непосредственным образом связанная с регулированием органами государственной власти.

     Последний блок включает в себя работы современных  авторов: Графовой Г.Л9., Макаровой М.В.10, Смирновой И.Н.11. Их работы имеют аналитический характер и могут служить руководством по повышению эффективности инвестиционной деятельности.

     Исследование  основывается на системном подходе  к решению поставленных задач с использованием таких методов научного исследования, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез. При обработке результатов исследования использовались методы статистического анализа, а так же табличное и графическое моделировании. Информационной базой исследования послужили справочные данные и методические материалы Госкомстата РФ, Минэкономики России, департамента экономического развития Астраханской области, официальные документы и постановления Правительства РФ, федеральные законы российского и регионального законодательств об инвестициях. Теоретические положения, выдвинутые в данной работе, опираются на анализ статистического и фактического материала о функционировании российской экономики и ее регионов.

     Работа  состоит из трёх глав: первая глава раскрывает теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в РФ, а именно направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Во второй главе рассматриваются особенности инвестиционной деятельности в Астраханской области, условия и направления инвестиционной деятельности в регионе. Третья глава содержит стратегические концепции и направления государственного регулирования инвестиционных процессов в Астраханской области. Кроме того, в этой главе особое место занимают прогнозирование направлений инвестиционной деятельности и предложения по её совершенствованию. 

 

      Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации 

     1.1 Направления государственной инвестиционной политики в России 

     Инвестиции  – это вложенный капитал, как  денежный, так и реальный. Они  осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности.12

     Государственное регулирование инвестиционного  процесса – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности. На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования. 

     Таблица 1

     Компоненты  инвестиционной деятельности13

Инвестиционная информация Инвестиционная активность Источники инвестиций
инвесторы  Инвестиционный  проект объекты инвестиций
Инвестиционная территория Инвестиционная культура Инвестиционные ресурсы
 

     Принципами  инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

     Государственное регулирование инвестиционного  процесса — это система мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

     На  деятельность государства по регулированию  инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

     Субъектами  инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители  работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые  и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

     Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.14

Информация о работе Регулирование органами государственной власти инвестиционной деятельности в Астраханской области