Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

     Право и мораль  имеют все же глубокое отличие.  Право характеризуется тесной  связанностью с государством. Государство  - это основной источник появления  правовых норм, государство устанавливает   или санкционирует правовые нормы.  Мораль всегда исходит от общества. Каждый народ, а также отдельные  категории населения  могут  обладать своей моралью. Право  действует на всей территории  государства, едино для всех  его граждан.

      Право всегда  формализовано. Оно обязательно  содержится в соответствующих  документальных актах. Мораль  не имеет строго определенных  форм выражения. Моральные нормы  зависят от конкретно-исторических  условий, могут содержаться религиозных  заповедях, устных преданиях,  обычаях.

     Право обеспечивается  принудительной силой государства.  Государство располагает аппаратом  принуждения, с помощью которого  обеспечивается  реализация правовых  норм. Мораль  располагает силой  общественного мнения. Именно общественное  мнение  является обеспечительным  средством  соблюдения моральных  норм.

     Право и мораль  обладают различными санкциями.  Для права характерно воздействие  на внешнюю сторону жизни человека. Право, в случае совершения  правонарушения применяет меры  воздействия, связанные с определенными  лишениями. Моральное осуждение  может вызывать внутренние переживания  человека.

     Необходимо  отметить,  что по своей сути  право все же является категорией  этической.  Не может быть права,  не подлежащего моральной оценке  с позиций  допустимого или  недопустимого.  С другой стороны,  мораль отдельных социальных  групп может противостоять праву.  Более того, право может запретить  то, что могут  требовать   нормы морали. Такое столкновение  между правом и моралью возможно  потому,  что право вырабатывается  только частью общества и навязывается  всему обществу посредством использования  власти.

     Право и мораль  влияют друг на друга. Так  мораль может сдержать государственный  произвол, право всегда находится  под влиянием нравственности. В  то же время правовые установки  могут изменять  нравственные  устои общества.

 

16.Признаки и понятие  государства.

 

Признаки  государства:

  1. единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
  2. обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
  3. располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
  4. организует и осуществляет власть на правовых основах.

 

 

ГОСУДАРСТВО – это единая политическая организация  общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный  аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.

Функции государства:

- это  главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение  государства в обществе.

По  сферам распространения:

1. внутренние, которые осуществляются внутри  страны и связаны с реализацией  политической власти;

2. внешние,  которые связаны с отношениями  данного государства с другими  странами.

Внутренние  функции:

- экономическая  – формирование госбюджета и  контроль за его расходованием;  определение общих программ экономического  развития страны и т.п.;

- социальная  – оказание социальной помощи  нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств  на здравоохранение, просвещение,  отдых, связь и т.д.;

- финансового  контроля – выявление и учет  доходов производителей, часть которых  направляется в госбюджет для  удовлетворения социальных и  общегос. нужд;

- охраны  правопорядка – обеспечение точного  и полного осуществления законодательных  предписаний всеми участниками  общественных отношений;

- экологическая  – система государственных мероприятий,  направленных на сохранение, восстановление  и улучшение природных условий  жизни человека. 

       Основные внешние функции государства:

- экономическое,  политическое, научно-техническое,  экологическое, военное и культурное  содружество с другими государства;

- оборона  страны от внешней агрессии, охрана  государственных границ.

 

 

17.Право и религия

 

Как  уже говорилось, в  процессе жизнедеятельности люди вступают а определенные  отношения, следовательно  возникает потребность  регулирования  их взаимоотношений.  Вначале появляются мононормы, которые еще не дифференцируются на моральные, религиозные, правовые. Мононормы  не давали преимущества одному члену  рода перед другими, они закрепляли первобытное равенство, хотя  суть этого равенства - поглощение человека обществом, жесточайшая регламентация  жизни. В целесообразности определенных правил, запретов, предписаний люди убеждались на практике. Со временем возникает  потребность подкрепить установленные  правила авторитетом высшего  божества, которое может послать  кару на  их  нарушителей. В примитивных  обществах религия выполняла  функции  объяснения и легитимации  социальных норм. Постепенно религиозное  сознание глубже проникает в сознание  членов общества. Религия становится главным регулятором общественной жизни.  В первобытнообщинных обществах  была велика роль жрецов, которые брали  на себя функции толкователей воли богов и  оказывали существенное воздействие на жизнь всего племени.

     С развитием  общества, переходом к государству  роль религии усиливается.  В  странах восточной деспотии  религия  становится главным социальным  регулятором, где механизм  этого   регулирования отличается нерасчленностью.  В странах восточной деспотии  наблюдалась сакрализация личности  монарха, он обожествлялся, считался  полубогом. Так,  в Китае титул  императора звучит как Сын  неба.  По сути дела  нет ни  одной правовой  системы древности,  которая бы не включала в  себя религиозных предписаний.  Особенно четко можно это проследить  на примере индусского права,  которое представляло собой   неразрывную взаимосвязь религии  и права.  Нормы индусского  права носят одновременно правовой  и религиозный характер, и сами  нормы содержатся в религиозных  источниках. Индуизм представляет  собой систему тщательно разработанных  правил, которые детально регламентировали  общественную жизнь и жизнь  отдельных людей.

     В античном  обществе различали  религиозные   и правовые нормы, так, различали  понятие «преступление» и «грех». Тем не менее правовые системы  Древней Греции и Древнего  Рима  были также тесно связаны   с религией. Например,  оскорбление   весталок, жриц богини Весты   считалось серьезным преступлением  и одновременно нарушением  религиозных  норм.

     В период  средневековья правовые системы  также имеют тесную  связь с  религией. Прежде всего, это относится  к мусульманским странам, где  право и религия составляют  единое целое. Даже само название - мусульманское право указывает  на эту теснейшую связь. Здесь  основным источником права являются  религиозные книги - Коран и  Сунна. Они представляют собой  божественное откровение, которое  не подлежит изменению со стороны  людей. Допускалось только толкование  этих священных источников.

     Тесная связь  права и религии существовала  в феодальных обществах. Так  в ведение церкви отдавалась  регламентация брачно-семейных отношений.  В этот период получает развитие  каноническое право, то есть  совокупность религиозно-правовых  норм, регулирующих внутрицерковные  отношения и преступления против  религии и церкви. Церковная юрисдикция  имела очень широкое распространение,  особенно в XII- XIII вв. В Италии существовала  территория, куда распространялась светская власть римских пап. При этом церковная юрисдикция не ограничивалась рамками одного государства.

      В эпоху  Возрождения борьба буржуазии  против феодальных устоев имела  также религиозную окраску. В  XVI в. велась ожесточенная борьба против католичества. Мартин Лютер, Жан Кальвин провозгласили новую религию - протестантизм, которое стало самостоятельным течением христианства.

     Таким образом,  соотношение права и религии  имеет глубокие исторические  корни. Оно различно в  рамках  отдельных культур, различных  религиозных системах. Соотношение  религии и права устойчиво  и неизменно в традиционных правовых системах.  Так, в  современный период мусульманское право в своей сути  мало чем отличается от средневекового.  Системы традиционного права  проникнуты религиозными началами. В современных  Западноевропейских системах право и религия  не противоречат друг другу. Нормы права зачастую находят в религии нравственную опору.  Следует отметить, что разрушение религиозных основ где бы оно не происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так  как в конечном счете право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, и в этом заложены корни их взаимодействия.

 

18.Концепция разделения  властей, ее сущность, критика.

 

Главная и высшая ценность этого  государства - человек, его неотъемлемые права и свободы.

     Для достижения этой  цели необходимо построить такой  механизм государственной власти, который бы сам по себе препятствовал  её узурпации  и использованию  во вред отдельной личности. Власть  всегда стремится к расширению  и усилению своего присутствия.  Следовательно, необходим механизм  сдерживания  авторитарных поползновений  со стороны власти. Создание именно  такого механизма предусматривает  концепция разделения властей.  Назначение принципа разделения  властей - исключение возможности  концентрации  всей полноты властных  полномочий в руках одного  лица или органа, который превратился   бы в таком случае в самовластного  повелителя, издающего законы, исполняющего  их и наказывающего за непослушание.

     Государственная власть  состоит из трех относительно  самостоятельных  ветвей, каждая  из которых имеет свое правовое  обоснование. Эти ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная  -  три основные формы  публично-властной деятельности  государства. Деление  государственной  власти именно на эти три  ветви является гарантией прав, свобод, безопасности человека. Вместе  с тем, это деление обусловлено  целесообразностью и логикой  государственного управления.

 Теория разделения властей  была разработана и описана   Шарлем Монтескье  (1689-1755). Значительный  вклад в её создание внес  Джон  Локк. 

     Принцип разделения  властей предполагает наличие  системы сдержек и противовесов. К элементам этой системы относятся:  право вето на законопроекты,  право роспуска парламента, порядок  формирования правительства, право  импичмента высших должностных  лиц, участие законодательной  власти в формировании правительства,  право конституционного или иных  судов давать правовую оценку  принятым законам.

          Вместе  с тем, следует признать, что   принцип разделения властей претерпел  значительные изменения, хотя  основополагающей остается идея  о недопустимости концентрации  власти в одних руках. Современные  ученые правоведы и политики  предлагают свои новые способы  разделения властей, свои трактовки  «классического» варианта. Считается,  что демонополизация власти может  обеспечиваться  и посредством  её рассредоточения между   центром и составляющими государство  территориями. В этом смысл теории  так называемого  территориального  разделения власти, в отличие  от институционального.

     Кроме того, возможен  вариант - рассредоточение власти  между партиями, попеременно находящимися  у власти. В этом случае официальная  оппозиция  будет постоянно  контролировать правящую партию, подвергая её  и заставляя отчитываться  перед обществом.

     Конституционные доктрины  ряда стран исходят из большего, чем три ветви власти. Дополнительно  фигурируют избирательная власть, контрольная власть, политическая  власть и другие. Называют также  власть прессы.

     Конечно, принцип  разделения властей - это не  панацея, спасающая от всех  бед. Его действенность зависит  от многих исторических слагаемых.  В то же время, совершенно  очевидно, что построение и функционирование  демократического  механизма власти  без применения принципа разделения  властей невозможно.

 

 

19.Виды норм права.

Нормы права весьма разнообразны по различным своим качествам и свойствам. Среди этих свойств важнейшими критериями классификации норм права являются следующие.

1. Нормы права различаются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют. Такое деление видов правовых норм чрезвычайно важно для практики законотворчества и применения права. Оно совпадает с построением системы права.

2. По роли (функциям) норм в механизме правового регулирования различаются, во-первых, нормы общего и конкретного (видового и родового) содержания.

Нормы конкретного содержания — это большинство правовых норм, непосредственно устанавливающих права и обязанности сторон, условия их реализации и т. и., содержание отдельных видов правил поведения: права и обязанности участников обязательства купли-продажи, имущественного подряда, виды землепользования; порядок предоставления отпусков работникам предприятий и учреждений; виды преступлений или административных проступков и соответствующие им меры наказания или взыскания (преступления против собственности, против личности и наказания за них; виды нарушений правил дорожного движения и взысканий за них). Такие нормы охватывают отдельные виды, регулируемые правом.

Информация о работе Проблемы теории государства и права