Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Преступление — это всегда серьезное  нарушение законов общества и  государства, оно влечет за собой  серьезные по следствия. По этой причине и ответственность за совершение преступлений, прописанная в законодательных актах, особо тяжелая. Наказывается не только совершение преступлений, но и попытка их совершить, и соучастие.

Проступок — это всегда меньшая  социальная опасность. Все проступки  делятся на 3 группы: гражданские, админист ративные и дисциплинарные.

К первой относятся такие проступки, как нарушения граж данско-правовых договоров и авторских прав.

Административные проступки: нарушение  правил дорожного движения, безбилетный проезд, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и некоторые другие.

К. группе дисциплинарных проступков можно отнести: опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника.

Бесспорно, что между проступком и преступлением сущест вует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без наказанным, переходит к совершению более тяжких преступлений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением  очень зыб кая. Например, водитель сильно превысил скорость — это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

Преступление — это наиболее тяжелый вид правонарушений. Их закрытый перечень приводится в таком сборнике документов, как Уголовный кодекс. В соответствии с зако нодательством все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяж кие. К сведению: нахождение лица в момент совершения им преступления под действием алкогольного, токсического или наркотического опьянения не смягчает вину.

В законодательстве описаны случаи, смягчающие и отяго щающие вину. К первым относятся: совершение преступления впервые, несовершеннолетними, под влиянием обстоятельств или под принуждением, а также явка с повинной, наличие малолетних детей и оказание помощи потерпевшему.

К обстоятельствам, отягощающим вину, относятся: неоднократное совершение преступлений, привлечение других людей, особая жестокость, применение оружия или взрывча тых веществ, использование служебного положения.

Не принимайте от малознакомых людей  ценные вещи или колющие и режущие  предметы на хранение, всегда есть опас ность стать соучастником.

Дорожно-транспортное происшествие будет  считаться преступлением, возникшим  в условиях дорожного движения, вследствие виновного противоправного деяния, выраженного в нарушении Правил дорожного движения с причинением  тяжкого вреда здоровью или приведшего к смерти человека.

 

 

34.Стадии правоприменения.

 

Стадии правоприменения представляют собой определенные взаимосвязанные планы, которые составляют единый процесс, направленный на разрешение юридического дела.

 

1 стадия – Установление фактических обстоятельств дела

Исследуются доказательства, выслушиваются  объяснения и показания участников процесса, исследуются документы.

Доказательства – это сведения о фактах, которые могут подтвердить либо опровергнуть какое либо событие (напр.: показание свидетелей).

Доказательства должны обладать допустимостью  и относимостью (определение самостоятельно)

Относимость доказательств — связь полученных сведений с предметом доказывания:

а) непосредственно устанавливает  главный факт;

б) устанавливает промежуточные  факты;

в) устанавливает существование  других доказательств;

г) характеризует условия формирования доказательств.

Допустимость доказательств — соответствие полученных сведений требованиям процессуального закона:

а) надлежащий источник;

б) управомоченный субъект;

в) законность способа получения  доказательств;

г) соблюдение правил фиксации доказательств.

 

2 стадия – Юридическая квалификация

  1. Это процесс соотнесения полученных данных/информации и статьи закона                                   Или
  2. Квалификация, указывающая на то, насколько обстоятельство дела подходит к данной статье.

На этой стадии правоприменений  осуществляется толкование нормы, удостоверяется не изменена или не отменена ли статья закона. Правоприменение отыскивает соответствие в ППВС или В ППВАрб.Суда и составляет правоприменительный  акт.

Знать: понятие и требование к  правоприменительному акту.

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью опреде­ления наличия или отсутствия субъективных прав или юриди­ческих обязанностей и определения их меры на основе соответ­ствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

Законность означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Справедливость - это требование к актам применения права. Оно отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений. Справедливость акта применения права - это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества.

           

           3 стадия – Вынесение правоприменительного акта. Характеристика правоприменительного акта.

   !!!Этот подвопрос использовать в вопросе характеристика правоприменительного акта + в вопросе для характеристики н.а.

 Правоприменительный акт: решение суда, приговор суда, постановление суда, протокол ДПС, решение третейского суда, приказ должностного лица.

Н.а. и правоприменительный  акт.

Правоприменительный акт – официальный документ, выносится властным органом, либо должностным лицом, направляется для разрешения конкретной ситуации, адресован конкретным лицам (поименованным).

Правоприменительный акт всегда создается на основе нормативного акта.

Правоприменительный акт имеет сходства и отличия  по сравнению с н.а.:

  1. И н.а. и правоприменит. Исходят от властных органов и должностных лиц;
  2. Оба акта представляют собой веления, кот. обеспечиваются гос. принуждением;
  3. Н.а. исходят от правотворческих органов: от Президента – Указы; от Правительства – Постановления; от Министерств, Ведомств – Приказы, Инструкции. Указы Президента и Приказы Министра могут быть как н.а. так и правоприменительными актами (если они содержат общие положения, адресованные Неконкретным лицам, неконкретной ситуации);
  4. Н.а. является базой для правоприменительного акта;
  5. Правоприменительный акт в ОТЛИЧИЕ от н.а. разрешает конкретную ситуацию, например, гражданское дело и обязателен он только для тех лиц, к которым он непосредственно обращен (части приговора суда – вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная + правоприменит. акт должен отвечать требованиям обоснованности и законности).

 

 

35.Правовая система:понятие,  признаки, виды.

 

Система права – это исторически складывающаяся, объективно существующая  внутренняя структура права, определяемая характером  регулируемых общественных отношений, отражающая  исторические и культурные особенности права конкретного государства

 

36.Субъекты и объекты  отношений.

 

Участники правоотношений именуются их субъектами.

Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства,муниципальными образованиями). А также — между одним и тем же лицом, представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

Субъекты  правовых отношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты  правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

  • лицо без гражданства;
  • гражданин;
  • иностранец;
  • беженец;
  • индивидуальный предприниматель;
  • учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

  • Президент;
  • Правительство;
  • Парламент;
  • Судебная власть;
  • Муниципальное образование.

Физические  лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде. 
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы — это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Одно  и то же лицо, представляющее взаимоисключающие  интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими  различными субъектами правовых отношений.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать  и осуществлять права, создавать  для себя обязанности и исполнять  их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

Иногда  в научной литературе применяется  термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

 

Объекты правоотношений - это то, по поводу чего возникает (изменяется, прекращается) правоотношение (то, на использование или охрану чего направлены права и обязанности сторон правоотношения).

Согласно т.н. монистической концепции  объекта правоотношения таким объектом являются исключительно действия субъектов  права, поскольку только поведение  людей реагирует на правовое воздействие.

Согласно т.н. плюралистической концепции  объекта правоотношения его объектами  могут быть:

Материальные блага (например, вещи, ценности);

Нематериальные блага (например, честь, достоинство, деловая репутация);

Продукты духовного творчества (например, произведения литературы, науки, музыки);

Ценные бумаги, официальные документы (например, акции, валюта, дипломы, паспорта);

Действия (бездействие) и их результаты (например, соответствующие действия по договору подряда).

 

37.Проблема понимания  юридической ответственности. Цели  и функции юридической ответственности.

 

Проблема понимания юридической  ответственности, несмотря на ее разработанность  в теории права и отраслевых юридических  науках, до сих пор остается дискуссионной. Вопросы о понятии юридической  ответственности рассматривались  в трудах О.С. Иоффе, О.Э. Лейста, Н.С. Малеина, П.Е. Недбайло, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшина и других авторов. В настоящее время в отечественном  правоведении нет единого определения  понятия «юридическая ответственность».

При попытке дать научно обоснованное определение юридической ответственности, выяснилось, что понятие это довольно многозначно. Однако все многообразие взглядов на проблему понимания юридической  ответственности можно разделить  на две основные группы: сторонников  узкого понимания юридической ответственности  и сторонников широкого ее понимания.

Информация о работе Проблемы теории государства и права