Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Правовая система прежде всего  означала развитие гражданского права, не связанного с гос-вом.

В настоящее время гос-во из аппарата принуждения все больше превращается в институт, который заботится  о подданных(социальное гос-во).Оно  берет на себя заботу о здравоохранении, образовании, безопасности  и прочее.

Поэтому гражданское общество во многом идет на сотрудничество с гос-вом, однако, если гос-во старается расширить  пределы своего влияния, то гражданское  общество всегда противостоит такого стремлению гос-ва.

Для России характерно отсутствие европейских  традиций в обществе и гос-ве. Однако, такое отсутствие скорее навязано политическими  условиями, которые были в истории.

До монголо-татарского ига –  Русь развивалась как европейская  цивилизация, но столкнувшись с востоком – переняла восточную государственность:

- абсолютизация центральной власти  и надежда на нее

- полное огосударствление жизни  общества, даже на самых нижних  уровнях присутствует гос-во. Помощь  предоставляло только гос-во. Оно  старалось привить единую идеологию  и не терпит оппозицию.

Исходя из этого сформировалась психология с одной стороны в  России критикуется индивидуализм  и прививается общинность, с другой – гос-во требует полного себе подчинения.

Общество рассматривается не как  совокупность индивидов, а как нечто  целое(народ), которое должно пожертвовать собой, если придется, во имя гос-ва.

 

8.Правоприменительный акт  и его характеристика. Требования к правоприменительному акту.

 

Процесс применения права состоит  из трех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так, при установлении и  анализе фактических обстоятельств  дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, т. с. устанавливается  их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или  ложности.

При выборе и анализе нормы права  решается вопрос о том, какая норма  права должна быть применена в  данном случае. Проверяется правильность текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и  т. д.); проверяется подлинность нормы  и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется  смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит  из нескольких действий и имеет сложный  характер. Это творческий процесс, результатом  которого является письменный акт, в  котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государствен но-властное веление. Субъект правоприменения  осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издаст) акт правоприменения. После вынесения  этого решения оно доводится  до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования  решения.

Акты применения права, или правоприменительные  акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативным  правовым актам, и одновременно принципиально  отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный  элемент механизма правового  регулирования.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.

Структура правоприменительного акта


Правоприменительные акты, воплощенные  в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные  части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

Виды  правоприменительных актов


Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным  основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих  право, они подразделяются на акты органов  законодательной власти, акты органов  исполнительной власти, акты органов  правосудия, акты контрольно-надзорных  органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного  права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные  акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном  процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения  охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные  акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы  президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

 

ТРЕБОВАНИЯ:

Акт применения права имеет  определенную установленную законом  форму. Каждый акт применения права является актом-документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. 

 

9.Парламентский  и президентский типы современных государств.

 

Парла́ментская респу́блика — разновидностьреспублики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство  формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемойэкономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме  того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает  и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства  при такой форме правления  обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

 

 

Президентская республика — наиболее распространенный вид республики, более двух столетий существующий в США — стране классического президентского правления. Сегодня такими республиками являются также Россия и Казахстан, Бразилия и Мексика, Египет и Нигерия, Индонезия и Ирак, Филиппины и Зимбабве, Тунис и Перу, большинство стран СНГ (Беларусь, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Грузия, Азербайджан, Армения), большинство республик в Африке и Латинской Америке, ряд азиатских республик.

Главной отличительной  чертой президентской республики (в  ее сопоставлении с парламентарной республикой) является то, что в ней  исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность  четко отделены от власти законодательной (представительной), а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики: и президент, и парламент непосредственно избираются народом; президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением конституционно определенных случаев), а парламент не может сместить президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия; решающая роль в управлении страной принадлежит президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти; президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров; президент и его правительство не несут ответственности перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую ответсвтеность несет перед президентом), а парламент не может сместить министров, если они не допустили нарушения закона; президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых парламентом законов, но парламент имеет возможность преодолеть его квалифицированным большинством голосов своих депутатов; в ряде случаев при назначении президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты; заключаемые президентом международные договоры нуждаются в ратификации парламентом; судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей власти и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.

Президентские республики могут в том или  ином отношении серьезно отличаться друг от друга в рамках их общих черт. Так, в одних из них (например, в США, Бразилии и др.) президент сам возглавляет свой кабинет министров, играющий при нем совещательную роль, а в других — наряду с президентом существует особый орган — правительство, Совет министров, возглавляемый премьер-министром (Россия, Египет и др.). Если в США, Нигерии и некоторых других странах при назначении президентом министров требуется согласие сената, то в Бразилии и ряде других стран этого не требуется. В ряде президентских республик допускаются и различные другие формы ограниченной зависимости правительства и министров от парламента. В одних таких республиках имеется институт вице-президента (США, Египет и др.), а в других его нет. Нельзя также не видеть, что в рамках одной и той же президентской формы правления реальная власть главы государства может серьезно различаться. Когда в лице президента сосредоточиваются чрезмерно большие, исключительные полномочия, по существу, вся полнота власти, тогда говорят о суперпрезидентской или сверхпрезидентской республике. Чаще всего это имело и имеет место в отдельных отсталых латиноамериканских, африканских и азиатских странах, особенно в тех, где президентская власть утверждалась в результате военных переворотов, и тех странах, которые не имели демократических традиций организации государственной власти и сравнительно недавно встали на путь демократии (Россия, Узбекистан и т.д.)

Президентская республика как одна из форм государственного правления имеет ряд достоинств, которые нельзя не учитывать. Во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей. Во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д. В-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны. В-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.

Информация о работе Проблемы теории государства и права