Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Надо отметить, что в литературе непосредственно способам правового  воздействия отводится не много  внимания. «Способ правового воздействия» часто отождествляется с «методом правового регулирования», и уже  «методы правового регулирования» рассматриваются как инструменты  воздействия права на общественные отношения и его участников, преимущественно  применительно к отдельным отраслям права (изучаются отраслевые методы).

Отсюда способ правового воздействия  определяется через категорию метода (методики, последовательности действий, системы действий, применяемых при  осуществлении чего-либо). Способ отвечает на вопрос «как происходит правовое воздействие», «каким образом», что характеризует  его как инструментарий правового  влияния.

 

11.Проблемы  структуры правовой нормы.

 

Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфические компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

При анализе структуры  нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации  системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о  структуре правовой нормы имеет  свое, вполне самостоятельное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры - подразделения права  на отрасли и институты (системы  права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы  проявляются те специфические функции, которые выполняют правовые нормы  как первичное звено структуры  права: обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного  нормативного регулирования общественных отношений.

Структура нормы права  является формой ее внутреннего содержания. Норма права сможет выполнить  свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать  на условия реальной жизни, в которых  они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать  эту функцию будет просто невозможно. В норме должно быть предусмотрено  и принудительное осуществление  предписания, иначе она будет  не нормой права, а пожеланием. Поэтому  норма права представляет собой  единство элементов - предписаний, выполняющих  все указанные выше функции.

Традиционно считается, что  в структуру правовой нормы входят три элемента:

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия

людей, совокупность действий, т. е. фактические составы), при которых  данная норма вступает в действие;

б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т е. указание на правило (правила) поведения,

которому должны подчиняться  субъекты, если они оказались причастны  к условиям, перечисленным в гипотезе;

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют

предписание диспозиции, пли  поощрения за совершение рекомендуемых  действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать  в соответствии с предписаниями  нормы права.

Содержание нормы права  едино, ее элементы не изолированы, а  составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого.

Структура нормы права - это  и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит  в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе  говоря, гипотеза обязательно связана  с диспозицией, а последняя - с  санкцией, и наоборот.

На первый взгляд может  показаться, что во многих нормах права  санкций непосредственно не содержится. Такие нормы имеются в государственном, административном, земельном, процессуальном и некоторых других отраслях права. Но тем не менее за этими нормами  стоит возможность государственного принуждения. Обычно санкцию следует  искать в нормах административного, а в некоторых случаях - уголовного права, потому что эти отрасли  как бы специализируются на регулировании  ответственности за нарушение установленного государством порядка отношений  во многих сферах общественной жизни. Если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то будут  применены санкции норм административного, а не процессуального права. Если совершены правонарушения, предусмотренные  нормами земельного права, то применяются  санкции норм административного, а  в некоторых случаях и уголовного права. Так же обстоит дело и в  том случае, если должностное лицо исправительно-трудового учреждения нарушит установленный законодательством  режим отбывания уголовного наказания  осужденным. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся  в его системном характере, зависят от способа изложения содержания нормы права в статье норматив но-правового акта.

Когда утверждают, что санкция - не обязательный элемент правовой нормы, то по существу путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном исполнении норм права  большинством членов общества с вопросом о принудительно-обязательном характере  каждой нормы, о предусмотренной  в ней возможности государственного принуждения.

Проблема структуры нормы  права относится к числу дискуссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа авторов (П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев и  др.) полагает, что норма права  имеет три элемента, другая (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев) придерживается двучленной схемы.

С. С. Алексеев предлагает с  достаточной четкостью провести разграничение между логическими  нормами и нормами-предписаниями. Если логическая норма содержит три  элемента, то норма-предписание - два: или  гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию.

На наш взгляд, трехчленная  структура нормы права - объективная  реальность, внутренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попытки  к дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Братко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и  гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы: условия  применения запрета - запрет - условия  применения санкции - санкция.

 

 

12.Политические  партии: понятие, происхождение,  назначение. Их взаимосвязь с  государством.

 

Политическая партия — особая общественнаяорганизация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

 
Политическая партия – стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой  цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению  с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной  и организационной общностью  и долговременностью действия.

 

Политические  партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического  развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.

Возникновение и развитие партий и партийных  систем в современном смысле слова  связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма  как формы организации и осуществления  государственной власти. В генезисе партии как политического института  выделяют, согласно общепринятой в  политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка  – политический клуб – массовая партия.

Так, в Англии предшественниками современных  консервативной и либеральной партий были аристократические группировки  тори и вигов, возникшие во второй половине XVII в., различия между которыми носили первоначально вероисповедальный, династический характер. В 30-х годах XIX в. тори и виги сформировали политические клубы – соответственно Карлтон  Клаб и Реформ Клаб, которые в  своей деятельности ориентировались  на парламент. В США после провозглашения независимости возникли партийные  группировки федералистов и антифедералистов. В Конвенте революционной Франции  действовали политические клубы  жирондистов, якобинцев, монтаньяров.

Прототипы современных политических партий (группировки  и клубы), существовавшие в XVII – начале XIX вв., значительно отличались от сегодняшних  партий по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие  по численности, они действовали, прежде всего, в стенах парламента и опирались  на узкую прослойку "избранных" граждан. Отсутствие централизованного  руководства, слабость организационных  связей восполнялись общностью взглядов их членов.

Качественные  изменения в характере политических партий произошли в XIX веке в результате расширения избирательного права и  возникновения организованного  рабочего движения. Постепенное снятие цензовых ограничений, реформы избирательного права во многих странах существенно  расширили избирательный корпус. Борьба за массы заставляет буржуазные партии отказаться от замкнутости, выйти  за пределы парламента, чтобы оказывать  постоянное идеологическое и политическое воздействие на избирателей.

Значительный  вклад в развитие политической партии как института внесло рабочее  движение. Оно создало классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическим  съездом, уставом, членскими взносами. Рабочие партии возникли внепарламентским путем – на основе профсоюзного, кооперативного движения, рабочих и  интеллигентских кружков. Одной  из первых рабочих партий стал "Всеобщий Германский союз", созданный в 1863 г. В конце XIX – начале XX вв. рабочее  движение размежевалось на два течения  – революционное и реформистское, на основе которых возникло две основные группы партий рабочего класса – коммунистические и социалистические.

В начале XX в. возникают христианско-демократические  и др. конфессиональные партии. С  развитием национально-освободительного движения складываются различные по своей классовой сущности партии, нацеленные на национальное освобождение угнетенных народов.

Эволюция  партии как политического института  сопровождалась теоретическим осмыслением  данного феномена в общественно-политической мысли. На протяжении длительного времени  в политической теории существовала устойчивая традиция антипартизма –  негативного, в лучшем случае сдержанного  отношения к партиям. В ее основе лежали представления о государстве  как выразителе народного суверенитета и общей воли. Партии же воспринимались как носители "частных интересов", источник кризисов и раскола общества. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В  конце XIX начале XX вв. проблематика политических партий выделилась в качестве отдельного направления политической науки. Наибольшую известность получили работы М.Острогорского, Дж.Брайса, Р.Михельса, которых по праву  считают основоположниками современной  партологии.

В научной  литературе сложились различные  подходы к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".

Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.

В марксистской литературе преобладает социально-классовый  подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного  класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия – высшая форма классовой организации" (Философский энциклопедический словарь. – М. – 1983. – С. 482).

Информация о работе Проблемы теории государства и права