Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
Надо отметить, что в литературе
непосредственно способам правового
воздействия отводится не много
внимания. «Способ правового воздействия»
часто отождествляется с «
Отсюда способ правового воздействия определяется через категорию метода (методики, последовательности действий, системы действий, применяемых при осуществлении чего-либо). Способ отвечает на вопрос «как происходит правовое воздействие», «каким образом», что характеризует его как инструментарий правового влияния.
11.Проблемы структуры правовой нормы.
Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфические компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
Будучи составной частью
более широкой проблемы, вопрос о
структуре правовой нормы имеет
свое, вполне самостоятельное значение.
Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура
права, в которой, в отличие от
макроструктуры - подразделения права
на отрасли и институты (системы
права), не столь зримо и рельефно
обнаруживаются социально-политические
особенности правового
Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов - предписаний, выполняющих все указанные выше функции.
Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входят три элемента:
а) гипотеза - указание конкретных
фактических жизненных
людей, совокупность действий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;
б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т е. указание на правило (правила) поведения,
которому должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе;
в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют
предписание диспозиции, пли поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.
Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого.
Структура нормы права - это
и есть связь между ее элементами,
или, точнее, способ связи, который состоит
в общем и государственно-
На первый взгляд может
показаться, что во многих нормах права
санкций непосредственно не содержится.
Такие нормы имеются в
Когда утверждают, что санкция
- не обязательный элемент правовой
нормы, то по существу путают разные вещи.
Нельзя смешивать вопрос о добровольном
и сознательном исполнении норм права
большинством членов общества с вопросом
о принудительно-обязательном характере
каждой нормы, о предусмотренной
в ней возможности
Проблема структуры нормы
права относится к числу
С. С. Алексеев предлагает с
достаточной четкостью провести
разграничение между
На наш взгляд, трехчленная структура нормы права - объективная реальность, внутренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попытки к дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Братко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т. е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге получается структура запрещающей нормы: условия применения запрета - запрет - условия применения санкции - санкция.
12.Политические партии: понятие, происхождение, назначение. Их взаимосвязь с государством.
Политическая партия — особая общественнаяорганизация (
Политическая партия – стабильная
иерархическая политическая организация,
объединяющая на добровольной основе
лиц с общими социально-классовыми,
политико-экономическими, национально-культурными,
религиозными и иными интересами
и идеалами, ставящая перед собой
цель завоевания политической власти
или участие в ней. По сравнению
с общественно-политическими
Политические
партии и партийные системы
Возникновение
и развитие партий и партийных
систем в современном смысле слова
связано с эпохой буржуазных революций,
с появлением и развитием парламентаризма
как формы организации и
Так,
в Англии предшественниками современных
консервативной и либеральной партий
были аристократические группировки
тори и вигов, возникшие во второй
половине XVII в., различия между которыми
носили первоначально
Прототипы современных политических партий (группировки и клубы), существовавшие в XVII – начале XIX вв., значительно отличались от сегодняшних партий по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие по численности, они действовали, прежде всего, в стенах парламента и опирались на узкую прослойку "избранных" граждан. Отсутствие централизованного руководства, слабость организационных связей восполнялись общностью взглядов их членов.
Качественные
изменения в характере
Значительный
вклад в развитие политической партии
как института внесло рабочее
движение. Оно создало классический
тип партии с массовым членством,
сетью местных организаций, периодическим
съездом, уставом, членскими взносами.
Рабочие партии возникли внепарламентским
путем – на основе профсоюзного,
кооперативного движения, рабочих и
интеллигентских кружков. Одной
из первых рабочих партий стал "Всеобщий
Германский союз", созданный в 1863
г. В конце XIX – начале XX вв. рабочее
движение размежевалось на два течения
– революционное и
В начале
XX в. возникают христианско-
Эволюция
партии как политического института
сопровождалась теоретическим осмыслением
данного феномена в общественно-политической
мысли. На протяжении длительного времени
в политической теории существовала
устойчивая традиция антипартизма –
негативного, в лучшем случае сдержанного
отношения к партиям. В ее основе
лежали представления о государстве
как выразителе народного суверенитета
и общей воли. Партии же воспринимались
как носители "частных интересов",
источник кризисов и раскола общества.
Только постепенно, по мере развития парламентских,
конституционных основ
В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".
Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др.Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.
В марксистской
литературе преобладает социально-